Директивное ценообразование - это... Система директивного ценообразования

Часто можно услышать про директивное ценообразование. Это какая экономика пользуется его услугами? И какие особенности имеет данный механизм установления цен?

Общая информация

Директивное ценообразование – это такой подход, при котором цена диктуется продавцу товара со стороны государства. Причем это должно быть исполнено. Иначе ждёт соответствующая реакция, которая может начинаться со штрафов и заканчиваться тюрьмой и конфискацией товара. Система директивного ценообразования возможна не только при тотальном переходе богатств в руки государства, но и при классическом капитализме, хотя и в несколько иных и непривычных для рядовых граждан нашей страны формах. Но как бы там ни было, власть над хозяйственным сектором получает в свои руки чиновничья бюрократия. Введение этого механизма в действие, как правило, вызвано благими порывами. Но не всё так радужно получается, как хочется. Не стоит забывать, куда ведет вымощенная благими намерениями дорога. И при неумелой реализации данного механизма можно добиться только ухудшения существующей ситуации.

Кстати, а когда используется директивное ценообразование? Тип экономической системы, при которой оно популярнее всего, – это плановое хозяйствование.

Принципы и методы

На практике не редкость, когда формирование цен происходит ещё до того, как продукция начинает выпускаться. Это является возможным благодаря тому, что за базу принимают затраты производства. Одно из следствий, которое имеет такое директивное ценообразование – это то, что рынок может оказывать чрезвычайно слабое воздействие на динамику и уровень цен. В данном случае происходит фиксация степени спроса на предлагаемый товар. Подобное можно увидеть и при рыночном ценообразовании, когда спрос значительно превышает имеющееся предложение.

Роль государства

Как уже ранее было сказано, директивное ценообразование – это такой механизм, который может быть осуществлён только при наличии планирования со стороны державы. При классическом капитализме государство может регулировать цены только на определённый круг услуг и товаров. Но в отношении общей ситуации оно может только определять общие правила и устанавливать определённые рамки (например, предельный уровень рентабельности). Единственным исключением из этого является регулирование действий предприятий, которые занимают монопольное положение на рынке. В таком случае со стороны государства может начинаться диалог для поиска компромисса в вопросе снижения цены, а также взыскиваются штрафы и накладываются санкции. Также со стороны правительства могут создаваться различные механизмы, которые направлены на формирование и развитие обусловленных и необходимых экономических и социальных приоритетов.

Что выгодней?

Какой же вариант лучше? Рыночное ценообразование или директивное? Какие есть у них плюсы и минусы? Сказать, что что-то из них является безусловно хорошим выбором, нельзя. Давайте рассмотрим следующую ситуацию: есть процветающее государство, которое живёт в мирное время. В таком случае, чтобы граждане могли постепенно удовлетворять свои потребности, лучшим является рыночное ценообразование. Все, кто изготавливают ненужную продукцию или предоставляют бесполезные услуги, разоряются и ищут себе другое занятие. Тихо и мирно идёт жизнь, государство постепенно развивается, а население становится более богатым. Но вот пришли лихие времена. В качестве примера допустим, что рассматриваемая нами страна вступила в войну. В таком случае нужно много ресурсов, нужны производственные мощности и кадры. И если ранее всё было более-менее нормально, то сейчас чувствуется нестабильность. Начинают расти цены, возникает паника у местного населения, а там уже и до шаткого положения внутри страны недалеко. Чтобы предотвратить это, правительство вводит обязательные для всех продавцов директивные цены. Если кто-то нарушает это правило, то его ждут соответствующие последствия.

Влияние на ценообразование

Вот и мы и выяснили, что такое директивные цены. Из рассмотренного ранее материала может сложиться мнение, что данный механизм применять нежелательно. Но это не совсем корректно. Так, практический опыт показал, что государство имеет рычаги воздействия на динамику цен и рыночную конъюнктуру. И, более того, оно обязано использовать свои возможности. Правда, это влияние должно осуществляться не директивным методом, а с использованием продуманной системы мер воздействия. Причем должно существовать четкое разделение полномочий в данном случае: часть действий выполняет местная власть, другие – правительство. В идеале нужна ситуация, в которой рынок и государство конкурируют. Так, если намечаются негативные тенденции, правительство распоряжается выставить на продажу запасы, таким образом оно влияет в качестве тормоза на развитие негативной ситуации.

Негативные особенности

Несмотря на то что при директивном ценообразовании нет открытой инфляции, она всё же в ряде случаев может наступить. Но выражаться она будет в нехватке предлагаемых товаров и услуг. Если в такой момент времени перейти на рыночное ценообразование, то произойдет резкий рост цен. То есть использование рассматриваемого механизма имеет ряд нюансов и аспектов, при неучете которых происходят дестабилизирующие процессы и нарушаются пропорции производства. Теоретически негативные аспекты могут быть нивелированы в будущем при нахождении лучших распределяющих и управляющих механизмов, чем у нас есть сейчас.

Парадоксальные особенности

Ранее уже упоминалось, что государство может устанавливать не только определённый уровень цен, но и его верхнюю границу. Но это не всё. На практике встречаются случаи, когда государством устанавливается ещё и нижняя граница. На первый взгляд это может показаться несуразностью, но подобный механизм можно встретить во многих странах. Самый хороший пример – это размер минимальной оплаты за труд. Государство устанавливает минимальную цену, которую работодатель должен платить своему работнику. Причем встретить этот механизм можно не только в странах, которые позиционируют себя как социалистические, но и в таком оплоте капитализма, как США. Негативной стороной этой особенности является то, что установленного минимума часто не хватает даже на оплату всех официальных расходов, поэтому жителям страны приходится подрабатывать по серым или черным схемам. В качестве обязательных трат рассматриваются пропитание, оплата коммунальных услуг и одежда. Часто со стороны широких масс населения установление подобного минимума встречает весьма скептический настрой, его считаются «издевательством» со стороны государства. Это, в свою очередь, приводит к определённому уровню политической нестабильности.

Заключение

Директивное ценообразование – это механизм, которому сложно дать определённую оценку и сказать, что это однозначно плохо или хорошо. В данном случае есть свои плюсы и минусы. Теоретически при развитии человечества, разработке новых методов установления цен, установлении эффективного взаимодействия внутри общества механизм директивного ценообразования может заявить о себе. Ведь в мире наблюдаются процессы глобализации, когда то тут, то там возникает компания или корпорация, которая претендует на монополию. А они, как мы помним, уже могут быть регулированы со стороны государства благодаря имеющимся у него инструментам. Но только в рамках, установленных законом. Учитывая приближение такой ситуации, необходимо отметить, что важно, чтобы во главе государства стояли умные и честные люди, которые будут готовы отстаивать интересы народа.

Комментарии
Классная статья и актуальная , например попытка щас происходит ввести директивные цены на аптечные макси ,но думаю не вполне удачная:)