Конвергентная журналистика: понятие, типы. Новые технологии в журналистике
Безграничные информационные возможности наших дней задают стремительный вектор развития не только лишь в объёмах и качестве информации, но также и в методах её представления широкой аудитории. И главным двигателем всего этого механизма конвергенции, при которой границы и барьеры во многих планах попросту перестают существовать, является появление новейших информационно-коммуникационных технологий.
В первую очередь их влияние ощутимым образом сказывается на преобразованиях в журналистике, благодаря чему СМИ осваивают новые информационные площадки и более технологичные методы подачи контента.
Истоки современной тенденции
Привычное современное значение конвергенции для журналистики в 1970 г. ввёл в обиход американский социолог Дэниеэл Белл - автор теории формирования постиндустриального общества. На тот момент под этим термином подразумевалась слияние компьютеров, телефонов, телевизоров в единые технологические приспособления.
Однако лишь с началом 90-х годов, когда Интернет получил быстрое и широкое распространение среди миллионов пользователей, конвергентная журналистика получила мощный импульс от «периодически обсуждаемой темы» до наиболее перспективного формата информационного вещания. И в последние 20 лет понятие мультимедиа начало серьезно обсуждаться в профессиональных кругах.
Процессы глобальной интеграции
Слияние различных жанров журналистики (печать, радио, телевидение, интернет-издания) осуществляется на нескольких условных уровнях. Причём в каждом из них масштабы конвергенции и её результатов значительно разнятся:
- Самый «примитивный» уровень составляет конвергенция технических устройств, используемых журналистами для сбора и обработки информационного материала. Подобные процессы зарождают появление новых гаджетов, для обращения с которыми требуется соответствующий уровень компетенции.
- Поэтому следующим уровнем становится конвергенция профессионализма (опыта, знаний, навыков). Сотрудники различных отделов и редакций объединяются в единые команды для разработки мультимедийного материала.
- В дальнейшем более сложный, широкий и универсальный формат контента создаёт все предпосылки для взаимодействия между целыми жанрами СМИ (печатные издания, радио, телевидение и т. д.), что и является пиком развития конвергентной журналистики в целом.
Основываясь на мультимедийной основе подачи информации, современные меди-компании распространяют свой контент на максимально широкий спектр медиа-платформ (будь то, к примеру, интернет-радио, газета на онлайн-платформе, либо же Web-TV формат).
В широком понимании, латинский термин «convergo» подразумевает не только взаимное воздействие каких-либо явлений друг на друга, но и безграничный обмен технологиями, опытом, средствами. И в случае с явлением конвергентной журналистики, взаимная интеграция проявляется как процесс передачи одной и той же информации с помощью целого ряда медиа-средств (текст, звук и видео) с применением различных коммуникационных каналов (печатные издания, радиовещание, телевидение и наиболее популярный ныне формат - Интернет).
Новые технологии в журналистике
Глобальное распространение сети Интернет обусловило слияние традиционно отдельных жанров информационного вещания в единое целое, что ещё в недалёком прошлом казалось абсолютно недостижимым.
Ранее человеку, для того чтобы узнать о самых свежих новостях, нужно было воспользоваться радио. Увидеть запись происходящего представлялось возможным лишь с помощью телевизора. А более детальная и подробная информация ожидалась только на страницах новых газетных выпусков.
Нынешний процесс конвергенции СМИ позволяет объединять аудио, видео и текстовую информацию в пределах одного публикуемого материала. Разумеется, процесс создания мультимедийного продукта требует опыта, квалификации и материальных затрат. Последние ярко выражены в необходимости обладать соответствующим по мощности и функционалу оборудованием, оплачивать труд специалистов фото- и видеомонтажа (не говоря уже о редакторах, журналистах и т. п.).
Таким образом, технологический прогресс, принеся новейшие носители информации, способные хранить в себе одновременно визуальные, текстовые и звуковые данные, создал почву для успешной интеграции прессы, радио и телевидения в единые информационные ресурсы.
Слияние медийных и коммуникативных технологий в единую журналистскую сферу
Постоянно видоизменяющийся медиа-ландшафт (совокупность наиболее популярных коммуникационных технологий/сервисов в мире) тем или иным образом привносит тонкое размежевание в ряды современных СМИ, с учётом которого можно выделить целые жанры конвергентной журналистики:
- Медиа - издания достаточно локального плана, ориентированные в основном на определённый регион. Их деятельность ограничивается на одном из компонентов СМИ: газета, радио, телевидение или Интернет-ресурс. Именно подобный тип наиболее полным образом отображает то, что сегодня читатели называют «традиционными новостями». Что касается конвергенции, то в этой категории она обычно реализуется не дальше 1-2 описанных ранее уровней.
- Гипермедиа - этот жанр конвергентной журналистики не ограничивается лишь одной медиа-платформой для предоставления своего контента. Например, онлайн-газета, которая издаётся ещё и в печатном виде. Именно их чаще всех остальных подразумевают под понятием «мультимедиа»/ - сочетание в материале текста визуального ряда, аудио, графиков и прочих средств представления информации. Интеграция в гипермедиа, соответственно, протекает на всех трёх уровнях.
- Трансмедиа – довольно неоднозначный жанр, споры о котором не утихают до сих пор. Особое внимание уделяется социальным сетям (один из примеров трансмедиа), которые по своей сути лишь отчасти обладают признаками и функциями СМИ. В этом случае ставится под сомнение сама информативность контента, т. к. его созданием и редактированием занимаются не журналисты, а пользователи, склонные в большинстве своём к более коммуникативным (разговорным) средствам оповещения. К тому же, подобную медиа-платформу, выходящую по своему функционалу и практическому применению далеко за рамки одной журналистской деятельности, многие эксперты призывают не воспринимать в качестве серьёзной инновации. Ведь трансмедиа предоставляют пользователям не только публицистические труды, но и рекламу, развлекательный контент и многое другое.
Кросс-медийный синоним
Понятие "конвергентная журналистика" часто заменяют более профессиональным - "кросс-медиа". Это обусловлено близостью сути этих терминов. Но при всем сходстве, разница между ними заключается в менее обобщённом значении последнего.
Кросс-медиа обязательно подразумевает использование изданием как минимум двух платформ вещания (печать, телевидение, цифровая и т.д.), а также распространение контента на целый ряд технических устройств (телевизоры, планшеты, смартфоны и др. гаджеты). Именно упор на различные типы платформ в своей деятельности и делает журналистику кросс-медийной.
Мультимедийный подход к поиску материала
Конвергентная журналистика всегда предполагает использование в публикациях различных аудио-, видео- и фотоматериалов, распространяя их на максимально широкий круг устройств вещания. Именно на таком простом теоретическом принципе строится довольно непростой на практике процесс поиска, обработки и оформления добытой информации журналистами:
- Репортажи с мест событий непременно должны вестись с использованием видеокамер и последующего монтажа наиболее значимых моментов. К примеру, работа печатных СМИ если и предполагает в иных случаях съемку видеоматериала, то исключительно лишь для партнёрских ТВ-каналов.
- Помимо этого, непременно требуются и соответствующие фотоснимки.
- Полная интеграция всего рабочего персонала в создании медиа-контента. Команды журналистов из разных отделов мультимедийной компании в той или иной форме организуются в работе друг с другом, осуществляя не только лишь комплексный поиск материала, но и составляя визуальное оформление контента. При этом идёт совместная работа над базой данных, инфографиками и прочими медиа-элементами.
- Наконец, не исключается и сотрудничество между различными мультимедийными СМИ в создании совместных проектов, поиске и редактированию материала.
Порой к статусу конвергентных СМИ приравнивают ещё и онлайн-журналистику, что является достаточно неточной оценкой этих информационных ресурсов. Так как они размещены в сети Интернет, то мультимедийный подход к созданию материала для них является лишь дополнительным элементом в подаче контента, но отнюдь никак не стандартным форматом вещания.
Эпоха цифры
В свою же очередь, издания, основа которых напрямую базируется в Интернете, получили отдельное название для своей категории – цифровая журналистика. Иногда для этого термина используется синоним «флеш-журналистика» (происходит от программы Adobe Flash, которая является лёгким и популярным инструментом в создании, публикации и редактированию мультимедийного контента в режиме онлайн).
Помимо использования возможностей Всемирной паутины для создания и продвижения своего контента, цифровые издания также предполагают поиск источников в среде различных сетевых ресурсов. В их число входят блоги, новостные сайты, RSS-каналы, социальные сети.
Цифровая журналистика (будь то онлайн-газета, новостной сайт и т. д.) напрямую связана с конвергентной по признакам своих мультимедийных возможностей и использованию платформы Интернет для публикации контента.
Из заметок критиков
Однако слияние различных жанров журналистики в единый информационный ресурс не обошлось без скептиков и ярых противников. Так, к отрицательным сторонам конвергентных СМИ относят прежде всего вопрос качества подаваемого материала.
Не утихают жаркие споры и о том, могут ли медиа-компании работать так же профессионально с одним и тем же контентом, представляя его сразу на нескольких разных платформах. Причём подобным вниманием наделена не только лишь западная, но и отечественная журналистика, которая также на сегодня имеет немало крупных мультимедийных представителей СМИ.
Что в итоге получает дорогой издательству читатель?
Развитие мультимедиа не только позволило синтезировать в контенте фото, видео и аудио, но и привнесло возможность добавлять в публикации гиперссылки на другие ресурсы, вводить интерактивные формы голосования, рейтингов и комментариев. Нельзя не согласиться, что такой подход представляет не только более информативный и разнообразный контент, но также существенно влияет на его восприятие в целом. К примеру, если в традиционных жанрах текст зачастую выполнял основную информативную роль, то в мультимедийных изданиях эта функция уже может быть возложена на видео или фоторяд. А слова при этом отходят на второй план, выполняя роль поясняющих комментариев, уточнений, заголовков.
Что касается аудитории, то её пассивный потребительский характер претерпел значительные изменения и теперь отличается большей активностью читателей, обладающих, в свою очередь, средствами влияния на информационное поле. При этом пользователи получили широкие возможности для индивидуального выбора желаемого формата, тематики и объёма необходимой информации.
На чём сегодня стоит новая журналистика
Стремительная глобализация информационных рынков с неминуемым исчезновением каких-либо границ между ними провоцируют вслед за собою конвергенцию компьютерных, вещательных и телекоммуникационных технологий между собой.
Нынешние медиа-ресурсы в основном ориентированы именно на экран. Показ видео, фото, графиков значительно повышает удобство восприятия информации, представляя полный её объём в более лаконичном виде. Одновременно осуществляются различные комбинации звука, изображения и текста; причём уровень качества этого процесса ограничивается лишь творческими навыками рабочего коллектива и материальной базой.
К тому же, далеко не последнюю роль в формировании новой журналистики играет и общественное мнение, получившее широкую свободу выражения благодаря появлению интерактивных элементов в медиа-ресурсах. Сотни комментариев, тысячи голосов в опросах, общественные рейтинги и голосования - всё это стало пользовательским инструментом реального влияния на информационную среду, что также сказывается на векторе развития медиа-контента.
Медиасреда определяет сознание
Объединение разносторонних медиа-средств в одном продукте задаёт новые стандарты и нормативы в работе журналистов, которые обязаны сегодня владеть целым рядом актуальных навыков для качественной подачи материала в нужном формате. Достижение таких целей требует от новых журналистов универсальности в медиа-сфере, а также умелой работы с материалами различного типа и характера.
Для наиболее точного предоставления контента в нужном формате и содержании универсальный медиа-работник должен уметь профессионально выполнять целый перечень разноплановых функций. Среди них:
- умение записи видеоматериала;
- написание информативного и грамотного текста;
- запись аудио-подкастов;
- навыки монтажа;
- опыт работы с блогерской сферой.
Охарактеризуй свой профиль, новый журналист
Нынешние требования предполагают наличие особого, мультимедийного типа мышления у каждого работника описанной сферы. И отображаться он должен, прежде всего, в профессиональных навыках:
- в умении снимать видеорепортажи и делать фотосъёмки;
- работать с различными компьютерными программами (в основном это касается знаний работы программ монтажа);
- ориентироваться в сети Интернет, работая с качественными и информативными источниками;
- качественно и быстро производить новостные материалы для сетевых ресурсов;
- обрабатывать и передавать объёмные пакеты данных аудио- и видеоматериалов;
- ориентироваться в блогерской сфере (в том числе сюда входит не только поиск информации, но и непосредственно ведение различных блогов);
- быть доступным для руководства и команды в любой момент дня и ночи.
В итоге, именно подобный набор профессиональных качеств и умений журналиста определяет планку качества в создании далеко не самых простых по своей структуре мультимедийных публикаций.
В заключение о главном
Все современные читатели информационных изданий различных тематик и форматов так или иначе становятся свидетелями масштабных перемен. Перспективы развития конвергентной журналистики не упираются лишь в переход на сетевую платформу вещания и создание собственного сайта. Подобные полумеры, которые чаще всего использует конвергентная журналистика в малых СМИ регионального и корпоративного уровня, наоборот являются регрессом в развитии концептуально нового типа масс-медиа.
Суть перехода к новым форматам в условиях конвергенции заключается в использовании огромного количества всевозможных способов и инструментов представления информации в едином публикуемом материале. Разнообразие вариаций текстового наполнения, продвинутые графические технологии, анимации, фото, видеоматериалы, звук, внедрение в ресурс интерактивных элементов для аудитории - вот всё, на чём действительно держится интегрированная информационная журналистика, дающая пользователям приятный, удобно воспринимаемый информативный материал с максимальной наглядностью и возможностью свободного выражения личных рассуждений.
Единственный насущный вопрос, актуальность которого будет только возрастать в течении всего времени развития конвергентных СМИ, - это компетентность новых рабочих кадров, навыки и мышление которых должны быть способны предоставить аудитории мультимедийный контент по-настоящему высокого качества.