Бюрократизация - это процесс отрыва управленческого аппарата от потребностей общества. Особенности
Бюрократизм – это слово, которое можно часто услышать по отношению к властным структурам. Но вот значение этого понятия известно не каждому.
Общая информация
Бюрократизация – это свойство организации, а точнее, её системы управления. В чем это выражается?
Государственная бюрократизация
Это настоящий бич современности. Когда применяются принципы чрезмерной централизации исполнительной власти, то возникает это своеобразное «заболевание». В таких случаях можно наблюдать ситуацию, когда аппарат управления непомерно разрастается и начинает генерировать сам для себя работу. Чиновники зачастую работают чисто формально, поскольку они занимают должности по большей части для своих корыстных и личных интересов. В качестве примера неудержимого роста можно привести Советский Союз. По состоянию на 1936 год было только 18 народных комиссаров. В 1940 году их количество повысили до 40. В начале 70-х годов центральный аппарат насчитывал больше 60 ведомств и министерств. В середине 80-х их количество держалось около отметки 100. Следует отметить, что за этот период население возросло примерно в два раза. Но вот количество управляющих структур – пятикратно.
А есть ли проблемы с рынком?
Когда упоминается бюрократизация, это подразумевает деятельность государственных структур. Но подвержен ли такому негативному влиянию частный сектор предприятий? Да, это свойственно большим компаниям. Причиной такого развития стало то, что на предприятиях постоянно растёт количество занятых людей. Как результат – ими становится всё трудней управлять, на выполнение постановлений уходит больше времени, и компании всё меньше поддерживают инновации. Отбор людей на должности осуществляется не на основании их профессионализма и практических навыков, а с использованием формальных критериев, которыми может выступать образование и трудовой стаж. Бюрократизация организации ведёт к тому, что исчезает возможность свободной инициативы. К тому же работников, как правило, обкладывают отчетностями, что уменьшает их эффективность и убивает радость от труда.
Различия
Давайте разберёмся, чем же отличается государственная бюрократия от частной. Противостояние между этими образами мышления можно показать на примере общественной и частной собственности на средства производства. Так, государственной бюрократии можно не беспокоиться о своём положении. На определённой территории она является полновластным хозяином, и никто ей конкуренции не составит. С частным предпринимателем всё по-другому. Когда у него есть средства производства, он должен их использовать таким образом, чтобы получить прибыль (что подразумевает удовлетворение существующего спроса). Если предприниматель не достигнет этой цели, то он будет нести убытки и в конечном итоге его вытеснят с рынка более успешные конкуренты. В таком случае человеку придётся переквалифицироваться в наёмные работники.
Калькуляция
Она применяется для того, чтобы проверить всё с максимальной точностью. Предприниматели используют калькуляцию убытков и прибылей, чтобы видеть, какой эффект даёт конкретная сделка в общей картине деятельности компании. В конечном итоге она позволяет даже самым сложным и большим фирмам точно устанавливать результаты, что были достигнуты отдельными подразделениями. Из этого следует возможность суждений об их вкладе в общий успех предприятия. На основании полученной информации можно принимать решения о премии, повышении заработной платы.
Особенности
Но есть один общественный процесс, где аппарат управления может быть уверенно оценен как успешный или неудачный, – война. При этом следует сделать оговорку, что это относится исключительно к отдельным операциям. Такие вопросы, как распределение сил до начала процесса, влияние на результат, компетентность и правильность мер – это всё также субъективные мнения. Например, были командиры и генералы, которые применяли гениальную тактику, но ввиду некоторых факторов (например, численности, нехватки боеприпасов) не могли выполнить свои задачи. Их осуждают, не задумываясь. Относительно других армейских чинов можно сказать, что они проявили чудеса халатности и некомпетентности и только благодаря случайным обстоятельствам смогли выйти победителями из сражений.
Как решаются вопросы?
Процесс бюрократизации является весьма сложным, поэтому пробовать всё решить с помощью одних вычислений – чрезвычайно непросто.
Пример частного предприятия
То, что бюрократизация власти приводит к определённым проблемам, продемонстрировать не сложно. В качестве примера давайте рассмотрим частное предприятие. На нем совершается деловая сделка, где выигрывают обе стороны – нанимаемый и наниматель, а не оказывается услуга, в которой заинтересован только один человек.
Пример бюрократии в государственных органах
Теперь давайте поговорим о государственных органах власти. Проблема бюрократизации здесь в том, что затруднено выявление конкретного производительного вклада подразделения или человека. Поэтому при решении вопроса о вознаграждении существенное влияние могут оказать личное предубеждение и протекционизм, а также иные неуставные отношения. Всё это в конечном итоге мешает организации действовать эффективно. К тому же негативно проявляется ещё и факт лоббирования, когда официальные должности занимаются людьми по каким-то определённым договоренностям.
Заключение
Как видите, с бюрократией можно встретиться не только в органах государственной власти, но и в частных компаниях. Правда, в наших реалиях наиболее ощутимо чувствуется именно первый вид. Чтобы избежать негативных последствий данной организации аппарата управления можно воспользоваться передовыми технологиями, к которым относят интернет, автоматизированные системы управления и подобные изобретения. Конечно, внедрение таких наработок является возможным исключительно для крупных предприятий и органов государственной власти. Но с другой стороны, именно последние больше всего и страдают от бюрократии. И использование подобных наработок приведёт к тому, что повысится общий показатель эффективности работы рассматриваемого государственного органа или крупного предприятия.