Мехмед II: биография османского султана
В мае 1453 года на берегах Босфора произошло событие, наложившее отпечаток на весь дальнейший ход мировой истории. Не выдержав натиска турецких полчищ, пал Константинополь, на протяжении многих веков являвшийся оплотом православия и именовавшийся Вторым Римом. Предводительствовал войсками Османской империи совсем ещё молодой султан Мехмед II, биография которого легла в основу этой статьи.
Наследник трона
30 марта 1432 года наложница-гречанка родила султану Османской империи Мураду II четвёртого сына, который стал его наследником и вошёл в мировую историю как Мехмед II Фатих (Завоеватель). Следует заметить, что изначально отец не готовил его к столь высокому поприщу, так как по своему рождению от невольницы он считался ниже старших братьев, матерями которых были знатные турчанки. Однако все они умерли в ранние годы, освободив сыну рабыни путь к верховной власти.
При жизни братьев Мехмед II, родители которого (в особенности отец) не видели в нём будущего правителя, рос так же, как и все дети в богатых семьях, то есть предаваясь играм и удовольствиям. Но после смерти старших сыновей Мурад II был вынужден кардинально изменить своё отношение к ребёнку, которого сама судьба избрала в наследники престола, и предпринять все усилия к тому, чтобы подготовить его к выполнению в будущем высочайшей миссии.
Первый опыт правления
Всю заботу о воспитании и образовании своего преемника султан возложил на верховного визиря Халила. Под его опекой Мехмед за короткий срок получил тот необходимый базовый объём знаний, который впоследствии позволил ему совершенствоваться как в военной науке, так и в искусстве дипломатии.
Дошедшие до нас жизнеописания османского завоевателя свидетельствуют о том, что Мехмед II впервые приступил к административной деятельности ещё в шестилетнем возрасте, став губернатором Манисской провинции. Правда, тут же следует оговорка, что помогал ему в этом всё тот же неотлучный воспитатель и наставник - верховный визирь Халил. Едва ли следует этому удивляться. Очевидно, именно в его руках находилась реальная власть, а малолетнего сына Мурад II назначил лишь номинальным правителем, дав ему, таким образом, возможность с ранних лет приобщиться к искусству правления.
Достоверно известно, что, будучи удачливым полководцем и искусным дипломатом, Мурад II тем не менее тяготился властью и выражал желание, поскорей возложив правление империи на своего наследника, предаться праздности и наслаждениям в своём роскошном дворце в Магнесии. Эту мечту он воплотил в жизнь в 1444 году, сделав сына султаном, но оставив его под опекой всё того же визиря. Это и понятно, ведь Мехмеду тогда едва исполнилось двенадцать лет.
Досадная неудача
Однако первый блин у юного правителя получился явно комом. Дело в том, что, со свойственным его возрасту желанием попробовать то, чего нельзя, юноша тайно установил отношения с членами запрещённого в империи религиозного движения суфиев. Узнав об этом, наставник приказал казнить их проповедника-дервиша, посмевшего сбивать с пути истинного юного правителя.
Казнь состоялась и имела самые неожиданные последствия. Возмущенные святотатством, восстали янычары, сочувствовавшие этому движению. Вслед за этим, воспользовавшись моментом, вышли из повиновения жители Анатолии, а за ними и христианское население Варны. Таким образом, кровь бродячего проповедника стала причиной очень серьёзных волнений.
В общем, оскандалился многомудрый визирь – хотел, как лучше, а вышло… Пришлось Мураду II оставить на время свой гарем и, проклиная незадачливого Халила, вновь приступить к обязанностям султана. После такого фиаско отстранённый от власти Мехмед II два года провёл во дворце, ничем себя не проявляя и стараясь не попадаться отцу на глаза.
Брачные хлопоты
Но, как свидетельствуют биографы, с 1148 года уже достигшего шестнадцатилетнего возраста наследника султан вновь привлекает к участию во всех государственных делах. А чтобы впредь всякая дурь не лезла в голову, он решил прибегнуть к старому и проверенному способу – женить парня. Обзаведётся семьёй – остепенится.
Но и тут неблагодарный отпрыск сумел огорчить отца – влюбился без памяти в пленницу-христианку, которую увидел на одном из невольничьих рынков. Петь серенады он ей не стал, а, просто уплатив, сколько требовалось, привёз красавицу во дворец и женился на ней (всё же порядочный был человек). Она родила ему сына, получившего мусульманское имя Баязид и через много лет сыгравшего в жизни отца роковую роль.
Вначале - еретики-суфии, теперь - жена-христианка, нет, это было уже слишком. Управляя огромной империей и везде встречая покорность, Мурад II не мог справиться с собственным сыном. Взбешённый отец лично выбрал ему достойную невесту из самой знатной турецкой семьи. Пришлось покориться. Согласно обычаю, лицо своей жены он увидел лишь после свадьбы. О том, что предстало его взору, можно лишь догадываться, но доподлинно известно, что этот «подарок» он постеснялся даже ввести в гарем.
Властитель империи
В феврале 1451 года в жизни Османской империи произошло важное событие – неожиданно умер её правитель султан Мурад II – отец Мехмеда. С этого времени к нему уже окончательно перешла вся полнота власти, и, приступая к своим обязанностям, он первым делом избавился от возможного соперника и претендента на власть – малолетнего сына своего отца, то есть собственного брата.
Мехмед II приказал его казнить, и это ни у кого не вызывало негативной реакции. Практика устранения единокровных претендентов на престол и прежде имела место при дворе, но только теперь она была оформлена законодательно. Расправившись с братом, молодой султан отправил на плаху и весьма надоевшего ему наставника – визиря Халила.
По воспоминаниям современников, османский султан Мехмед II был человеком умным и энергичным, но в то же время весьма скрытным, непредсказуемым и способным вести противоречивую политику. О его внешнем облике мы можем достаточно полно судить на основании прижизненных портретов, созданных европейскими мастерами кисти, наиболее известным из которых является Джентиле Беллини. На своих полотнах художник запечатлел этого невысокого, но полного внутренней силы человека, изогнутый крючковатый нос которого придавал лицу зловещее выражение.
Двуличие и вероломство
Исполненный истинно восточного коварства, будущий завоеватель начал свою деятельность с того, что постарался создать себе имидж некоего миротворца. С этой целью он не переставал заверять дипломатов западных государств в своём стремлении установить покой и стабильность в регионе, а перед послом византийского императора Константина IX даже поклялся на Коране в том, что никогда не посягнёт на его владения. Клятва прозвучала ровно за два года до того дня, когда он обрушил на стены Константинополя всю мощь своей армии, навсегда покорив этот оплот христианства.
Однако вскоре обнажилась истинная сущность его политики. В течение всего 1452 года султан Мехмед II, вопреки своим заверениям, готовился к захвату византийской столицы. Вблизи Константинополя им строились военные укрепления, а на побережье проливов, через которые суда венецианских купцов попали из Чёрного моря в Средиземное, устанавливались орудия. Под угрозой немедленного расстрела со всех путешественников его чиновниками взимается налог, который, по существу, является самым неприкрытым грабежом.
Падение Византии
В апреле 1453 года османский султан Мехмед II, которому тогда шёл лишь двадцать первый год, подступил к стенам Второго Рима со стотысячной армией, пятую часть которой составляли отборные полки янычар. Против столь внушительного войска защитники города сумели выставить лишь семь тысяч бойцов. Силы оказались слишком неравными, и 29 мая Константинополь был взят. После падения Великой Римской империи это была вторая по своему масштабу трагедия в истории христианского мира, ставшая причиной того, что с тех пор центр мирового православия переместился в Москву, получившую статус Третьего Рима.
После захвата города турки вырезали большую часть его жителей, а тех, кто мог быть продан в рабство, отправили на невольничьи рынки. Погиб в тот день и сам император – незадолго до этого взошедший на престол Константин XI. Трагическая, но во многом и поучительная судьба постигла византийского военачальника Луку Нотара.
Рассчитывая на великодушие противника, он был сторонником добровольной сдачи города, за что вскоре и поплатился. Когда столица оказалась в руках турок, то на его малолетнего и весьма миловидного сына обратил внимание сам Мехмед II. Гарем из мальчиков был его слабостью, и султан решил сделать пополнение. Получив же отказ возмущённого отца, он не стал спорить, а приказал немедленно казнить всю семью.
В новой столице империи
Сразу после захвата Константинополя Мехмед II перенёс в него из Адрианополя столицу своей империи, что способствовало интенсивному притоку турецкого населения. Пригород же города – Галата, являвшаяся до той поры генуэзской колонией, -полностью перешел в подчинение султанской администрации и также был вскоре заселён турками. Кроме того, Мехмед II, жены и наложницы которого находились до этого в прежней столице, переселил в Константинополь и весь свой многочисленный гарем.
С первых дней османского правления главная христианская святыня города – храм Святой Софии - была превращена в мечеть. Однако ввиду того что на захваченной территории оставалось ещё значительное количество прежних жителей-христиан, серьёзной проблемой являлся вопрос урегулирования их религиозной жизни.
Отношение султана к иноверцам
Стоит отметить, что Мехмед II в своей внутренней политике руководствовался принципами веротерпимости, и при его правлении иноверцы подчас чувствовали себя гораздо более вольготно, чем в большинстве европейских стран, где в ту пору шло преследование за религиозное инакомыслие. Особенно остро это ощутили на себе иудеи – беженцы из стран Западной Европы, спасавшиеся от инквизиции и во множестве прибывавшие в Османскую империю.
Для управления многочисленными христианскими общинами империи султан своей властью назначил предстоятеля, который вошёл в историю как патриарх Геннадий II Схоларий. Выдающийся религиозный деятель своего времени, он стал автором большого количества богословских и философских трудов, а достигнутое им соглашение по урегулированию взаимоотношений мусульманских властей и православных общин сохраняло юридическую силу вплоть до 1923 года. Таким образом, патриарх Геннадий Схоларий и Мехмед II сумели предотвратить неизбежные в подобных случаях кровопролития на религиозной почве.
Новые походы
После того как были урегулированы внутренние дела, Мехмед II Завоеватель продолжил свою вероломную политику. На протяжении последующих десяти лет к его ногам пала Трапезундская империя, являвшаяся прежде византийской колонией, Сербия, Босния, Афинское герцогство, княжество Марей и многие другие, ранее независимые государства.
В 1475 году под юрисдикцию Османской империи подпадает Крымское ханство с его столицей - городом Кафой, нынешней Феодосией. Оно и прежде своими набегами причиняло значительный урон восточноевропейским странам, а войдя в состав Османской империи и значительно усилив её военную мощь, создало предпосылки для новых захватнических походов Мехмеда II.
Смерть, не прибавившая славы
Одним из немногих государств, сумевших противостоять султану, была Венецианская республика. Не сумев одолеть её военным путём, Мехмед заключил в 1479 году соглашение, на основании которого венецианцы получили право свободной торговли в пределах Османской империи. Это во многом развязало ему руки для дальнейших действий, и в 1480 году его войска предприняли захват Южной Италии. Но судьбе было угодно, чтобы этот поход стал последним в жизни завоевателя. В самый разгар боёв он неожиданно умирает, но не на поле брани, а в собственном шатре.
Есть мнение, что Мехмед II, чей сын от жены-христианки являлся законным наследником, стал жертвой заговора. Полагают, что руководимый жаждой власти Баязид (о нём уже упоминалось в статье) сумел заставить личного врача отца дать ему смертельную дозу опиума, в результате чего тот и скончался. Ещё до погребения Мехмеда II сын занял его место на троне в качестве очередного правителя Османской империи султана Баязида II.
Подводя итог правления Мехмеда II, историки сходятся на том, что ему удалось во многом изменить отношение глав европейских государств к своей империи, заставив признать её равной среди ведущих мировых держав той эпохи. Сам же он занял место в мировой истории наряду с наиболее выдающимися полководцами и государственными деятелями.
На протяжении последующих столетий менялись правители созданного им государства, но основой их внешней и внутренней политики были принципы, заложенные султаном Мехмедом II. Главным среди них была экспансия, сочетавшаяся с относительной веротерпимостью в отношении завоёванных народов.