Авиабаза Энгельс. Дальняя авиация ВВС России
После реформы 2009 годов из 245 баз ВВС России действующими остались только 70. Остальные были законсервированы либо используются и сегодня, но исключительно периодически. Авиабаза Энгельс под Саратовом является на данный момент одной из самых крупных из всех функционирующих.
История создания
Строительство этого объекта началось в 1930 году по распоряжению Совнаркома. Расположена база в 1.5 км от г. Энгельса, спутника Саратова. Изначально она организовывалась в качестве школы летчиков. Занималось ее строительством более 10 тыс. человек. Первый самолет У-2 (разработанный Поликарповым) поднялся в воздух с новой базы уже в феврале 1932 г.
История авиабазы: летная школа
К 1936 году энгельсские военные курсы стали едва ли не самыми лучшими в стране. В первое время обучение летчиков проводилось только на самолетах У-2. Позднее стали также использоваться модели Р-5 и УСБ. Многие выпускники этой школы принимали участие в боевых действиях в Испании и на Халхин-Голе. Также летчики энгельсской базы воевали в Финляндии в 1939-1940 годах. Тогда семи выпускникам школы было присвоено звание Героя СССР. К началу ВОВ на авиабазе уже были подготовлены тысячи высококвалифицированных летчиков.
В годы ВОВ
Во время войны российская авиабаза Энгельс отправила на фронт 14 авиаполков. Причем три из них были женскими, сформированными М.М. Расковой. Эта советская летчица-штурман была одной из первых удостоена звания героя СССР. В конце 30-х годов М. Раскова занимала должность уполномоченного особого отдела ГУГБ НКВД, а позднее была переведена в авиационное Управление НКО СССР. Разрешение на организацию женских боевых частей она получила лично от Сталина. Три созданных ей полка - 586 истребительный, 587 и 588 бомбардировочные - образовали авиагруппу «Ночные ведьмы».
Ко времени окончания ВОВ Героями СССР стали почти 200 воспитанников школы. Боевые вылеты летчики энгельсской базы совершали на машинах ПЕ-2, ПО-2, СБ и других.
База в 50-е годы
После войны энгельсская школа была переименована в училище и продолжила подготовку военных летчиков. Вплоть до 1951 года полеты выполнялись на поршневых машинах. Позднее стали использоваться реактивные бомбардировщики Ил-28. В 50-х годах на территории базы началось строительство нового аэродрома Энгельс-2 со взлетно-посадочной полосой шириной 100 м и длиной в 3 км. Введена в эксплуатацию эта ВВП была в 1955 г. На время реконструкции энгельсское училище перевели в г. Тамбов. В 1954 г. на базе была организована новая авиационная часть 201. В ее состав вошли три полка тяжелых бомбардировщиков (79, 1076, 1230).
Зимой 1955 года авиабаза Энгельс приняла первый бомбардировщик М-4 (разработки Мясищева), а весной 1957 г. - несколько машин ЗМ. Позднее эти самолеты были переоборудованы в воздушные дозаправщики.
Развал СССР
В 1985 г. на базе была проведена реконструкция построенной в 1955 г. взлетно-посадочной полосы. В этом же году руководство объекта выполнило распоряжение правительства об уничтожении всех бомбардировщиков ЗМ в рамках договора о сокращении наступательных вооружений. На базе остались только дозаправщики ЗМ-II и ЗМН-II. В 1993 году их сменили на усовершенствованные Ил-78.
После распада СССР 201 (тбап) была преобразована в 22 Донбасскую гвардейскую бомбардировочную дивизию. В 1995 году база располагала эскадрильей Ту-160 из 6-ти машин. Также ее летчики летали на машинах ЗМД и заправщиках ЗМС-II.
Положение дел сегодня
В наши дни авиабаза Энгельс находится в постоянной боевой готовности. Как уже упоминалось, на сегодняшний день она является единственной, на которой дислоцируются бомбардировщики «Белый лебедь». В августе 2007 года В. Путин сделал заявление о том, что эти машины будут нести боевое дежурство в отдаленных районах постоянно. Позднее командующий 37-ой воздушной армией П. Андросов информировал общественность о том, что ядерных ракет на борту этих самолетов нет.
К настоящему времени Ту-160 курсируют в основном на севере и северо-западе Атлантического океана, возле побережья Канады и Аляски, а также на других стратегических направлениях.
В 2012 году была проведена реконструкция базы. При этом модернизации подверглись 1-й пусковой комплекс, сеть рулежных дорожек, очистные сооружения и другие объекты. Также была выполнена установка новых средств навигации. В 2014 году базу признали лучшим соединением дальней авиации РФ. Зимой 2016 г. была введена в эксплуатацию еще одна новая ВВП. С ноября 2015 г. летчики базы принимают участие в военных действиях в Сирии.
Конечно же, непростая экономическая ситуация в стране влияет в том числе на положение дел и на этом важном стратегическом объекте. К примеру, не так давно в СМИ рассматривалось дело о хищении топлива с авиабазы Энгельс. В связи с этим весной 2016 г. было заведено несколько уголовных производств, фигурантами которых стали представители командного состава. Общий ущерб из-за хищений керосина составил тогда 131 млн рублей.
Состав в наши дни
В 2009 г. 22 Донбасская бомбардировочная дивизия была переформирована в 6950 Гвардейскую авиационную базу первого разряда. К настоящему времени в ее состав входят:
управление авиабазы;
авиационная комендатура.
7 авиационных эскадрилий (4 — Энгельс, и 3 — Шайковка).
Самолеты
По состоянию на 2016 г. авиабаза Энгельс располагает 16-ю бомбардировщиками «Белый лебедь» и 20-ю ракетоносцами Ту-95МС. По традиции, ведущей свое начало еще с 30-х годов прошлого века, практически каждой машине присваивается собственное имя. Ракетоносцы Ту обычно называют в честь Героев СССР и РФ или людей, непосредственно связанных с авиацией. Так, к примеру, на базе Энгельс есть машины «Валерий Чкалов», «Николай Кузнецов», «Андрей Туполев» и т. д.
Бомбардировщики Ту-95МС принято называть в честь городов. На базе Энгельс имеются такие самолеты, как «Москва», «Саратов», «Калуга» и т. д.
Модернизированные Ту-160М
Стратегический ракетоносец «Белый лебедь» был принят на вооружение в 1984 году. Для своего времени машина эта была поистине чудом военной техники. До сегодняшнего дня этот самолет остается самым мощным, скоростным и тяжелым бомбардировщиком в мире.
Разрабатывался Ту-160 как ответ на американскую программу Advanced Manned Strategic Aircraft, в рамках которой был создан ракетоносец В-1. При этом наша машина в конечном итоге по всем параметрам превзошла построенную в США.
В 2015 г. гендиректор ПАО «Туполев» заявил о том, что в скором времени на предприятии начнется модернизация Ту-160. По-сути, новый самолет будет похож на старую модель только внешне. Конструкторы предполагают заменить на Ту бортовое радиоэлектронное оборудование, обновить двигатели, улучшить комплекс обороны и т. д. Первые модернизированные Ту будут приняты на вооружение предположительно в 2021 году.
История дальней авиации РФ
Главная ударная сила ВВС страны — это то, чем сегодня является дальняя авиация. Энгельс — база, самолеты которой летают над акваториями Северного Ледовитого и Атлантического океанов, у берегов Аляски и т. д. Этот современный стратегический резерв способен решать задачи практически в любой точке мира. Свое начало дальняя авиация берет от созданной в 1914 г. по указу Николая II эскадры воздушных судов «Илья Муромец». За годы первой мировой войны летчики этого соединения выполнили порядка 400 боевых вылетов.
В сентябре 1917 г. к Виннице, в которой в то время дислоцировалась эскадра, подошли германские войска. Для того чтобы техника не досталась врагу, военный аэродром вместе с самолетами сожгли. Возрождаться дальняя авиация России начала только через несколько месяцев после начала Октябрьской революции. 22 марта 1918 г. указом Совнаркома была сформирована Северная группа «Илья Муромец», состоявшая из 3 машин.
Новый этап в развитии дальней авиации России начался после разработки конструктором Туполевым самолета ТБ-3. Поскольку выпускались эти машины большими партиями, в России стало возможным формирование (в 1933 году) первых тяжелых бомбардировочных авиационных корпусов. К 1938 году они были объединены в три авиационные армии особого назначения. В годы войны их воздушные экипажи принимали участие во всех значимых операциях Красной Армии.
Официально дальняя авиация ВС была создана на базе 18-ой воздушной армии после ВОВ в 1946 г. Новый качественный скачок в ее развитии был связан с принятием на вооружение бомбардировщиков Ту-16, Ту-95 и ЗМ. Машинами Ту-22МЗ, Ту-95МС, как и Ту-160, дальняя авиация пополнилась в 80-е годы прошлого века. Все эти машины вооружены ракетами, способными поражать цели в любых точках мира.
Интересные факты
За годы существования базы здесь произошло несколько достойных упоминания не совсем обычных событий. Так, к примеру, в 2003 году с аэродрома Энгельс поднялся самолет Ту-160, управлять которым решил сам министр обороны С. Иванов. Некоторые летчики считают, что своим присутствием в кресле пилота он создавал определенную угрозу безопасности полета.
В августе 2016 года "прогулку" на самолете «Белый лебедь» совершил В. Путин. На этот раз экипаж выполнял такие задачи, как пуск крылатых ракет, дозаправка и выход на сверхзвуковую скорость.
В 2005 г. на территории базы проводились съемки документального фильма «Белый лебедь». Эта лента повествует о непростой судьбе машин Ту-160. В 2008 г. здесь снимали некоторые эпизоды киноленты «7-ой меняет курс».
Аварии и катастрофы
Конечно же, как и на любой другой базе, на энгельсской за все время ее существования не обошлось и без несчастных случаев. Так, к примеру, летом 1955 г. при взлете здесь упал и взорвался бомбардировщик М-4. Все восемь членов экипажа погибли. Ровно через год произошла похожая трагедия. М-4 упал при взлете. На этот раз погибло 6 человек.
Следующая авария произошла в 1975 году. Бомбардировщик 3М задымился и взорвался на высоте в 5000 метров. Погибло 6 членов экипажа. Еще один 3М разбился летом 1984 г. В режиме набора высоты у самолета загорелся двигатель. В этот раз авиабаза потеряла 5 человек. Весной 1992 года над п. Октябрьским, немного восточнее Саратова, столкнулись два самолета 3МС-II. Одна из машин развалилась в воздухе. Летчики второго дозаправщика успели катапультироваться. В первом самолете погиб весь экипаж, во втором - только капитан, у которого не сработало отделение от кресла.
Последняя авария на базе произошла осенью 2003 года. Бомбардировщик Ту-160 "Михаил Громов" разбился в 40-ка км от Саратова. Причиной катастрофы стал пожар на борту. Все члены экипажа в этой аварии погибли.
Музей дальней авиации
На территории базы сегодня любой желающий может осмотреть самолеты, авиабомбы, крылатые ракеты и т. д. Для этого нужно всего лишь приобрести билет в Музей дальней авиации. Организована эта экспозиция была в 2000 году по инициативе командира части. К тому времени на базе скопилось просто огромное количество отработавшей свое техники. Выкидывать ее было жалко. Поэтому руководство объекта и пришло к решению организовать выставку. Только одних самолетов экспозиция музея включает в себя сегодня 14 штук. Посмотреть на них можно, купив экскурсию в г. Энгельс примерно за 600 рублей. Помимо обычных любопытствующих, в музей часто приезжают и военные делегации со всех стран мира.
Самым заметным экспонатом выставки, по мнению многих посетителей, является самолет-танкер ЗМС-2. Эту машину часто называли царской из-за ее очень больших размеров. Рядом с этим самолетом стоит царь-бомба - крылатая ракета, использовавшаяся когда-то для доставки ядерных боеголовок. Все военные машины в музее расположены по одну сторону от бетонной полосы. По другую размещены учебные и транспортные самолеты. По завершении экскурсии ее участники имеют возможность сфотографироваться в кабине машины Ан-2. Весной 1960 г. из этого самолета совершали прыжки будущие космонавты, в том числе и Ю. Гагарин.