Основа бизнеса и предпринимательской деятельности

Сегодня определяющим звеном экономической деятельности является ведение бизнеса. Что же рассматривается под значением столь широкого понятия? Бизнес-основа экономики в первую очередь предполагает наличие определенных категорий ресурсов, среди которых особая роль принадлежит материальному, финансовому, трудовому и информационному потенциалам.

Система современного бизнеса

Благодаря применению ресурсов, перечисленных выше, субъекты экономики стараются организовать производство товаров (услуг) для их реализации другим экономическим агентам (предприятиям, организациям, физическим лицам и так далее) в условиях максимизации прибыли, но минимизации издержек.

Важно отметить, что, помимо получения экономического эффекта, следует выделить и дополнительные цели, определяющие основы развития бизнеса: организация безопасности ведения хозяйственной деятельности, выпуск акций, разработка стратегий для обеспечения высоких результатов хозяйствования и так далее.

Система современного бизнеса включает в себя три составляющие: субъекты хозяйственной деятельности, компоненты и интегративные качества. К первой категории относятся предприятия, собственники бизнеса, кредитные и страховые организации, фондовые биржи, государственные органы, а также инвесторы. Вторая группа включает следующие составляющие: производство продукции, торговлю и коммерческое посредничество. И, наконец, основа бизнеса, в соответствии с системным анализом, наделена немалым количеством свойств. Среди них основными являются социально-экономический суверенитет и консенсус интересов субъектов деловых отношений.

Предпринимательская деятельность и ее организационно-правовые формы

Предпринимательство имеет место абсолютно везде, где люди осуществляют производство и реализацию товаров (услуг) по собственной воле. Значит, предпринимательскую деятельность следует определить как самостоятельную, но при этом весьма рисковую. Прежде всего она направлена на получение прибыли от реализации продуктов, пользования имущественными объектами, выполнения определенного ряда операций или оказания услуг лицами, прошедшими государственную регистрацию в установленном порядке.

Целесообразным будет рассмотреть организационно-правовые формы предпринимательства на примере конкретной страны. Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает две категории предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Кроме того, существует семь видов организаций с коммерческими целями и семь некоммерческих комплексов.

Основа бизнеса может быть построена лишь после определения организационно-правовой формы деятельности. Так, юридическое лицо не образуется в случаях индивидуального предпринимательства и простого товарищества. Но оно имеет место при формировании коммерческих и некоммерческих организаций. Первый вариант предусматривает подразделение на три категории: хозяйственные товарищества и общества (полное и коммандитное товарищество, а также общества с ограниченным или дополнительным характером ответственности и акционерное общество), унитарные предприятия и производственный кооператив.

Некоммерческие организации и основные аспекты их деятельности

Основы бизнес-процессов некоммерческих организаций предполагают исключение такой цели деятельности, как получение прибыли. Важно отметить, что в противном случае процент от осуществления предпринимательства не делится между субъектами хозяйствования. Но коммерческая организация имеет право делать подобное исключение в случае необходимости достижения целей ее создания посредством обращения к предпринимательству.

Решение о формировании рассматриваемого типа организации принимается гражданами и юридическими лицами, выступающими в качестве учредителей. Следует заметить, что их число не подлежит ограничению. Что касается местонахождения некоммерческого объекта, то оно должно соответствовать государственной регистрации, с момента произведения которой образуется юридическое лицо.

В процессе регистрации серьезная роль принадлежит учредительной документации, уставу, учредительному договору и решению собственника, где в обязательном порядке указываются следующие сведения:

  • Наименование некоммерческой организации.
  • Определение характера ее деятельности.
  • Разработка прав и обязанностей субъектов.
  • Условия приема и исключения из организации.
  • Источники формирования имущественного комплекса и особенности его применения.
  • Порядок корректировки учредительной документации.

Основы малого бизнеса и особенности его организации

Субъектами малого бизнеса могут выступать индивидуальные предприниматели, микроорганизации или малые предприятия, средняя численность работников которых не превышает 15 человек. Следует отметить, что рассматриваемые коммерческие образования играют важную роль в рыночной экономике, доказательством чему являются следующие факторы:

  • Большая численность соответствующего сегмента рынка относительно общего количества субъектов рыночной экономики.
  • Значительный вклад предприятий малого бизнеса в формирование ВВП.
  • Содействие в формировании бюджетов страны на разных уровнях.
  • Сокращение численности безработного населения посредством организации его занятости на предприятиях малого бизнеса.
  • Поставка конкурентоспособной продукции на рынок.
  • Основа бизнеса и ее изучение как важный компонент развития человеческого потенциала.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования

Хозяйственную деятельность имеют право вести лишь субъекты, зарегистрированные в установленном порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Данная легализация преследует основной целью контроль за их деятельностью. Государственной регистрации подлежат не только реорганизованные субъекты экономического функционирования, но и корректировки в учредительной документации активных коммерческих и некоммерческих образований.

Основы вашего бизнеса предполагают обязательное наличие документов, доказывающих легальность осуществляемой деятельности. Так, при выполнении юридическими лицами коммерческих операций без регистрации имеет место незаконность, которая влечет за собой серьезное наказание.

Рассматриваемый процесс осуществляется по месту нахождения экономических субъектов посредством предоставления ими соответствующей документации в регистрирующий орган. В обязательном порядке учредители должны предъявить следующие документы:

  • Заявление по определенному образцу.
  • Копию, подтверждающую решение о формировании юридического лица.
  • Учредительную документацию.
  • Документы по формированию уставного фонда.
  • Основную информация о собственниках имущественного комплекса.
  • Справку из налоговых органов по поводу предоставления декларации, содержащей сведения о доходах и имуществе.
  • Документ, доказывающий, что юридическое лицо имеет право размещения по месту нахождения (как правило, это гарантийное письмо).
  • Подтверждение оплаты за государственную регистрацию.

Реорганизация и ликвидация субъектов хозяйствования

В экономической практике известно немалое количество случаев прекращения деятельности субъектов хозяйствования. Такая ситуация случается по одной из следующих причин: необходимость реорганизации, временной остановки деятельности или ликвидации юридического лица, например в результате банкротства.

Прекращение активности юридического лица через реорганизацию происходит в соответствии с выбранным собственником бизнеса способом. Наиболее популярными вариантами считаются слияние определенного количества предприятий в одну совокупность, присоединение юридического лица к более мощному в плане эффективности, разделение предприятия на несколько компонентов, выделение из состава других организаций, а также преобразование юридического лица (например, прекращение деятельности ООО и формирование ОАО).

Ликвидация же бывает добровольной или принужденной. В первом случае осуществление операции может аргументироваться определенными основаниями, среди которых истечение срока активности организации, достижение уставных целей или же нецелесообразность деятельности в меру недостижимости поставленных ранее задач. Основными причинами принудительной ликвидации являются безлицензионная или запрещенная законом деятельность, уместность нарушений при осуществлении экономических операций, банкротство юридического лица или же утрата его имущества.

Основы бизнес-плана и цели его формирования

Бизнес-план представляет собой точное и доступное описание планируемой деятельности. Таким образом, данный документ способен полностью управлять бизнесом, поэтому его уверенно можно назвать важнейшим компонентом стратегического планирования, а также руководством для исполнения и контроля экономических операций по ведению определенного дела.

Данный документ, как основа бизнеса, позволяет изучить цели юридического лица и их обоснование, после чего определить наиболее эффективные методы достижения поставленных задач. Естественно, выбор этих способов производится в соответствии с условиями максимизации прибыли и минимизации издержек, а также достижения хороших финансовых показателей в процессе деятельности.

Бизнес-планы подлежат классификации на следующие виды:

  • Документ, отражающий инвестиции (информация для потенциального инвестора или партнера).
  • Бизнес-план развития организации в соответствии с предстоящим плановым периодом.
  • Документ, указывающий на формирование обособленного подразделения юридического лица.
  • Бизнес-план, преследующий своей целью получение кредита в банке или участие в тендере.

Роль менеджмента в системе бизнеса

Менеджмент в системе экономической деятельности является важнейшим компонентом, ведь он определяет основы управления бизнесом. Данная категория обеспечивает прибыльность юридического лица посредством рациональной организации процесса производства и реализации продукции. Кроме того, служба менеджмента выполняет немало дополнительных задач, например формирование плана по улучшению технико-технологической базы предприятия.

Менеджер осуществляет стимулирование сотрудников организации через формирование комфортных условий труда и изменение системы оплаты, а при необходимости принимает решение по замене работников организации на высококвалифицированных. Сотрудник сферы менеджмента определяет нужные ресурсы и, конечно же, источники их приобретения. Кроме того, он разрабатывает эффективные стратегии по развитию производства и реализации продукции, а также формирует точные цели юридического лица.

Роль маркетинга в системе бизнеса

Немаловажным компонентом, входящим в основы организации бизнеса, является маркетинг. Данная служба оптимальным образом осуществляет производственно-сбытовые операции для устойчивого и расширяющегося сбыта выпускаемой продукции.

Маркетологи любой организации решают большое количество задач, основными среди которых являются:

  • Подробное изучение рынка и соответствующих его сегментов.
  • Анализ его конъюнктуры и емкости.
  • Выявление особенностей поведения контрагентов.
  • Формирование прогноза дальнейшего развития рынка и его сопоставление с возможностями предприятия по выпуску продукции.
  • Стратегия выхода на рынок.
  • Проведение мероприятий по увеличению спроса на продукцию и грамотной деятельности в плане сбыта.
  • Организация маркетинговых исследований.
  • Контроль деятельности, осуществляемой работниками подразделения.

Коммерческая деятельность предприятия

Успешность любой организации определяется эффективностью коммерческих сделок (соглашения двух или нескольких сторон на поставку продукции или оказание услуг в соответствии с установленными документально условиями).

Совокупность коммерческих операций разделяется на основные сделки (процесс купли-продажи товаров, предоставления услуг, реализации научно-технических сведений, аренды экономических объектов и так далее) и на вспомогательные (посреднические мероприятия в отношении передачи товаров или работ от продавца к покупателю).

Бартерные сделки имеют место в условиях исключения денежных средств при осуществлении процесса в наличном или безналичном виде. То есть сделка происходит на основании прямого товарообмена. Данное явление характерно для рынка, характеризуемого недостаточным развитием. Тем не менее развитые страны с рыночной экономикой принимают практику бартерных сделок как вспомогательный элемент осуществления мероприятий по реализации продукции (работ, услуг).

Прямой тип сделок уместен в случае, когда покупатель самостоятельно организует перевозку, хранение, страхование продукции, а также берет на себя выполнение таможенных операций и банковских расчетов. Как видно, процесс весьма затратный, поэтому его популярность в обществе достаточно мала: покупателям гораздо удобнее прибегать к услугам посредников.

Инфраструктура бизнеса

Основы вашего бизнеса должны включать такой важнейший элемент, как инфраструктура, представляющая собой совокупность предприятий, опосредующих взаимодействие конечных участников экономической деятельности, и комплекс процессов, в которых эти юридические лица играют центральную роль. Основной целью представленного элемента является обеспечение движения материальных, трудовых и информационных ресурсов и капитала как единого целого.

Структура данного компонента состоит из двух групп типов деятельности, которые создают, соответственно, две группы связей. Горизонтальные связи предполагают осуществление хозяйственной деятельности субъектами экономики в плане организации посредничества на отдельных секторах рынка. Вертикальный тип связей характеризует экономическую деятельность институтов общественного или государственного типа, основной задачей которых является координирование и контроль взаимодействия между субъектами хозяйственной деятельности.

Конкуренция как важный элемент системы

Рыночная деятельность предприятия практически не имеет значения без его участия в конкурентной борьбе. Конкуренция служит эффективным механизмом соперничества участников рынка за право поиска как можно большего количества покупателей, а также за возможность реализации товара (работ, услуг) на самых выгодных условиях. Стоит отметить, что данная практика является наилучшим стимулом в организации качества и оптимальности продукции на рынке, ведь благодаря конкуренции происходит осознание необходимости производителя в своих стараниях, а значит, его продукция становится конкурентоспособной, а общество оказывается довольным в полной мере.

Конкуренция имеет место только при определенной рыночной организации, противоположной монополистической деятельности экономических субъектов. Так, она может классифицироваться в зависимости от состояния рынка и по способам соперничества. В первом случае конкуренция может быть совершенной, регулируемой и несовершенной. Во втором – ценовой и неценовой.

Внешнеэкономическая деятельность

Основой бизнеса являются различные элементы, в число которых входит сотрудничество юридических лиц с экономическими агентами других стран. Основными целями его являются: изменение объема экспорта и импорта продукции в сторону увеличения, обеспечение страны необходимыми для комфортного общественного функционирования ресурсами, а также корректировка цен на экспортном и импортном уровне. Таким образом, для достижения приведенных целей организация должна решить ряд задач, среди которых основными считаются изучение теории и практики в плане международной торговли, ознакомление с методами ценообразования в других странах, а также организация полной информированности по поводу техники внешнеэкономических операций.

Таким образом, для начала плодотворного сотрудничества с иностранными субъектами экономики юридическому лицу необходимо осуществить ряд мероприятий:

  • Государственная регистрация в соответствии с местонахождением предприятия.
  • Постановка на учет через налоговый орган.
  • Получение печати и штампа организации.
  • Регистрация в реестре государства.

В результате проведения вышеперечисленных операций организация может смело начинать сотрудничество с экономическими агентами других стран, посредством чего ее деятельность станет более эффективной, а продукция (работы, услуги) начнет набирать популярность не только на внутреннем рынке, но и за его пределами.

Комментарии