В современной педагогике активно применяются два понятия - "индивидуальная образовательная траектория" и "персональный учебный маршрут". Эти категории рассматриваются как частное и общее. Проще говоря, индивидуальная образовательная траектория конкретизируется в маршруте. Последний, в свою очередь, более широко применяется в системе дополнительного обучения. Маршрут считается важным компонентом, определяющим успешность работы личностно-развивающей среды в педагогическом учреждении. Индивидуальная траектория является персональным путем реализации потенциала обучающегося в образовательном процессе. Рассмотрим ее подробнее.
Ключевые направления
Как показывает анализ психолого-педагогических изданий, организация индивидуальной образовательной траектории имеет ключевое значение в науке и практике. Она реализуется по следующим направлениям:
- Содержательному – посредством педагогических программ.
- Деятельностному – через нетрадиционные преподавательские технологии.
- Процессуальному – определяющему виды общения, организационный аспект.
Характеристика
Индивидуальная образовательная траектория развития может рассматриваться в качестве определенной последовательности компонентов деятельности, направленной на реализацию собственных целей познания. При этом она должна соответствовать возможностям, способностям, мотивации, интересам человека. Осуществляется эта деятельность при организующей, координирующей, консультирующей поддержке педагога и во взаимодействии с родителями.
Обобщая данную информацию, можно вывести определение рассматриваемой категории. Индивидуальные образовательные траектории учащихся представляют собой проявления стиля деятельности, зависящие от мотивации, способности к познанию и реализуемые во взаимодействии с преподавателем. Структурные элементы связывают категорию с таким понятием, как педагогическая программа. Они позволяют обучающимся овладеть конкретным уровнем образованности.
Ключевые аспекты
Образовательная программа рассматривается как:
- Знание, позволяющее реализовывать принцип персональной ориентации педагогического процесса. Он внедряется путем определения условий, обеспечивающих достижение учащимися с различными потребностями и возможностями предусмотренного образовательного стандарта.
- Персональный путь, созданный с учетом личных особенностей. Определение программы как индивидуальной траектории выступает в качестве ведущей ее характеристики. Такая трактовка позволяет сформировать своеобразную модель путей достижения стандарта в случаях, когда выбор способа реализации зависит от личных особенностей детей.
В широком смысле в программу закладываются идеи персонализации и дифференциации. В первом случае в педагогическом процессе учитываются личные особенности детей во всех методах и формах преподавания. Дифференциация предполагает группировку учащихся на основе выделения тех или иных особенностей. При таком подходе персональный путь представляет собой целенаправленную моделируемую программу. Она ориентирована на создание необходимых условий для самовыражения при обязательном достижении установленных стандартов.
Принципы
Чтобы сформировать индивидуальную образовательную траекторию ребенка, необходимо реализовать психолого-педагогические и предметные знания и определить конкретные цели. В рамках этого процесса действует несколько принципов.
Первый состоит в необходимости создания такой программы, в которой рельефно проявилась бы позиция человека, получающего знания. В ней должно начаться построение индивидуальной образовательной траектории, в которой учитывались бы его потенциальные возможности, особенности познавательного процесса, его слабые стороны.
Второй принцип предполагает необходимость соотносить условия среды с опережающими способностями человека. Этот принцип выражается в постоянном определении задач, адекватных современным условиям и перспективам развития образования. Игнорирование этого принципа может спровоцировать разрушение целостности всего педагогического процесса. Более того, это может способствовать выпадению из системы либо самой личности, либо ценностей познавательной деятельности.
Третье фундаментальное положение отражает необходимость подведения человека к технологии, с помощью которой будет осуществляться его инициативное построение индивидуальной образовательной траектории.
Специфика
Индивидуальная образовательная траектория обучающегося выстраивается при одновременном усвоении способов деятельности и знаний. Этот процесс может происходить на уровне осознанного запоминания. Внешне оно проявляется в близком к оригиналу и точном воспроизведении материала. Усвоение может происходить на уровне применения способов деятельности и знаний по образцу либо в аналогичной ситуации. Кроме этого, используется и творческий подход к процессу.
Необходимые возможности
Как показывают исследования, индивидуальная образовательная траектория ученика может быть успешно пройдена во всех познавательных областях при наличии определенных условий. В частности, должны быть предоставлены возможности:
- Определять смысл изучения дисциплин.
- Ставить свои цели при освоении конкретного модуля, курса, раздела, темы.
- Выбирать оптимальные темпы и формы обучения согласно уровню подготовки.
- Использовать те способы познания, которые максимально соответствуют личным особенностям.
- Осознавать полученный результат в виде сформированных компетенций и пр.
- Выполнять оценку и корректировку работы в соответствии со спецификой общего хода познавательной деятельности.
Основные идеи
Ключевая особенность процесса, в рамках которого формируется индивидуальная образовательная траектория студента, состоит в том, что первостепенная роль отдается способностям, за счет которых человек создает новые познавательные продукты. Эта работа базируется на следующих идеях:
- Любой человек способен найти, сформулировать и предложить собственный вариант решения той или иной, в том числе дидактической, задачи, относящейся к своему процессу усвоения знаний.
- Индивидуальная образовательная траектория может быть пройдена только при предоставлении возможностей, указанных выше.
- Человек помещается в ситуацию поиска собственного варианта решения поставленной задачи. При этом он применяет свои творческие способности.
Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод. Индивидуальная образовательная траектория формируется с применением творческого подхода. В этой связи в процессе ее создания действуют соответствующие закономерности.
Навигаторы
Они представляют собой своеобразные наглядные матрицы познавательного процесса. В настоящее время, в особенности в ходе совершенствования дистанционных форм освоения знаний, навигаторы показали свою эффективность. Без них индивидуальная образовательная траектория просто немыслима. В матрицах посредством символов, знаков, аббревиатур отмечается уровень восхождения человека к познавательному продукту. Проще говоря, навигатор представляет собой наглядную и развернутую карту. В ней обучающийся легко выявляет свое положение, а также задачи, которые стоят перед ним на ближайшее время. Матрица позволяет определиться в координатах четырехзвенной системы "Знаю - изучаю - буду изучать - знаю новое". Такой процесс представлен в виде спиралевидного пути восхождения к истине. Компоненты матрицы – это проекции, адреса, имена, направления деятельности на плоскости листа. Работа обучающегося, направленная на овладение дисциплиной, предметом, блоком, курсом, приобретение знаний, навыков, умений, профессий изображается в виде вектора. Он регистрирует содержание деятельности.
Формирование условий
Индивидуальная образовательная траектория реализуется при осознании необходимости самостоятельного движения, постановки частно- и общепредметных проблем и задач, связанных с приобретением специальности. Продуктивная деятельность осуществляется согласно личным особенностям каждого человека. Преподаватель, желающий видеть и развивать уникальную личность в каждом обучающемся, должен будет решать сложную задачу – обучать всех по-разному.
В этой связи организация процесса по индивидуальной траектории потребует особой технологии взаимодействия всех участников. В современной дидактике данная проблема может решаться двумя способами. Наиболее распространенным является дифференцированный подход. В соответствии с ним при индивидуальной работе с каждым учеником предлагается разделять материал по уровню сложности, направленности и прочим параметрам.
В рамках второго подхода собственный путь формируется в соответствии с каждой изучаемой областью. В этом случае обучающемуся предлагается формировать собственную траекторию. Стоит сказать, что второй вариант на практике почти не используется. Обусловливается это тем, что его применение требует одновременно разрабатывать и внедрять разные модели, каждая из которых уникальна по-своему и соотносится с личным потенциалом отдельного ученика.
Выводы
В рамках образовательной программы обучающийся должен научиться определять свои личные шаги к достижению знания. Они могут дополнительно фиксироваться в форме разного рода записей (дневниковых, например). Это, в свою очередь, потребует от обучающегося высокой культуры планирования и способностей подводить итоги. Как показывают наблюдения, данная деятельность достаточно легко осуществляется современными школьниками с помощью компьютерных технологий. При этом работа не вызывает какого-либо неприятия с их стороны. Формализация и в определенной степени детализация программ и планов с использованием рисунков, карт, логико-смысловых моделей, таблиц, по мнению самих обучающихся, дают возможность регулировать и явно видеть познавательную стратегию и перспективу в жизни. Широко используемые сегодня навигаторы становятся в некотором роде путеводителями в мире знаний.
Заключение
В современном образовании складывается парадоксальная ситуация. Она состоит в том, что усложнению процесса противостоит возникновение новых технологий. Их суть состоит в стремлении к определенной формализации содержания познавательного процесса посредством расщепления в соответствии с образом восприятия компьютерного языка. По всей видимости, данная тенденция будет продолжаться и далее и может стать одним из основных направлений совершенствования образования либо сопутствующим аспектом. Между тем сама по себе идея создания навигационных компонентов в усложняющемся познавательном процессе является, безусловно, положительным моментом.