Никоновская летопись – крупнейший исторический памятник 16 века. Он интересен тем, что в нем представлен наиболее полный перечень событий российской истории, которых нет в других рукописных источниках.
Кроме того, в книге имеются сведения о соседних народах, что и определило интерес ученых к этому своду. Он оказал большое влияние на летописание нашей страны, поскольку является наиболее полным среди других аналогичных произведений.
Введение в научный оборот
Никоновская летопись стала известна широкой общественности благодаря известному исследователю В. Н. Татищеву, который использовал ее при написании своего главного труда по истории России. Он дал краткую характеристику этому важнейшему памятнику, отметив, что он доведен до 1630 года и подписан патриархом Никона.
Во второй половине 18 века источник был опубликован Шлецером и Башиловым, которые использовали в качестве основы рукопись своего предшественника. В конце 19 – начале 20 столетия была осуществлена новая публикация, причем при этом были привлечены новые списки. В дореволюционной историографии Никоновская летопись изучалась весьма активно.
Главное внимание ученые обращали на источники, которые послужили основой ее написания. Интерес к ней не угас и в советское время. За этот период исследователи также определили время и место ее составления, установили личность автора, а также провели глубокий анализ общественно-политической ситуации той эпохи, в которую она возникла.
Об авторе и его взглядах
Никоновская летопись была составлена по инициативе митрополита Даниила, который занимал этот пост в 1522–1539 годах. Он увлекался старинной литературой, имел доступ к древним рукописям и проявлял интерес к общерусским делам. Кроме того, он интересовался политической историей, поддерживал действия московских правителей. Поэтому составленный под его руководством памятник проникнут общерусским характером, что и определило его значение в общественно-политической мысли.
В центре внимая составителя оказались многие актуальные и важные проблемы его времени. Среди них видное место занимал вопрос об имущественном положении митрополии и отношении духовной и светской властей. Кроме того, Даниил интересовался сотрудничеством Руси и Литвы, а также историей своей родины – Рязанского княжества. Также он большое место отводил борьбе с ересью.
Источники
Никоновская летопись, происхождение названия которой было связано с именем патриарха 17 века, на самом деле была составлена в предыдущем столетии. Татищев ошибочно предположил, что этот памятник был составлен при Никоне, которому принадлежал один из списков.
Основой написания летописи послужили повести, старинные сказания, жития святых, фольклор, а также архивные материалы. При написании текса составители привлекли другие летописи, например Иосафовскую, Новгородскую и многие другие. Не следует забывать, что целый ряд сведений рассматриваемого памятника уникален и дошел до нашего времени только в его составе.
Церковный вопрос
Важнейшие вопросы своего времен отразила Никоновская летопись. Происхождение названия данного памятника связано с ошибкой, в свое время допущенной Татищевым. Однако оно настолько прочно вошло в научные круги, что до сих пор сохранилось. Составители рукописи проделали важную обработку материала, анализ которого позволяет понять, какие проблемы их волновали.
Авторы защищали имущество церкви. Спор о том, должны ли монастыри владеть землями и другой собственностью, был одним из самых острых в средневековой Руси. Поэтому неудивительно, что летопись проводит мысль о необходимости сохранения за митрополией ее имущественного положения. Никоновская летопись, происхождение которой следует рассматривать в контексте эпохи, проводит мысль о необходимости союза светской и духовной власти.
Темы собора 1531 года
На этом собрании ставились очень важные вопросы о положении и статусе церковной и монастырской иерархии, что нашло свое отражение в рассматриваемом памятнике. Один из самых спорных вопросов эпохи – это проблема того, могут ли монастыри владеть селами или же нет. Памятник утверждает, что они имеют права иметь в собственности земельные наделы. Это была господствующая в то время точка зрения, которой придерживалась и великокняжеская власть.
Еще один важный для того времени вопрос о церковной жизни – это постановления русских митрополитов без санкции Константинополя. В 15 веке русская церковь получила самостоятельность. И поэтому необходимо было зафиксировать ее новый статус. Кроме того, в данное время возникли ереси, борьба с которыми была весьма ожесточенной. Поэтому эта тема также нашла отражение в памятнике.
Редакции
Никоновская летопись, названия которой произошли от ее списков, впоследствии была дополнена другими материалами официального характера. Обработка оригинала имела важное значение. Она способствовала как систематизации накопившихся архивных документов, так и развитию общественно-политической мысли. Свод митрополита Даниила был дополнен Воскресенской летописью и Летописцем начала царства.
Таким образом появился знаменитый Патриарший список. Этот новый свод широко использовался в первую очередь в церковных кругах, где во второй половине 16 века возникла знаменитая Степенная книга – произведение, повествующее о правлении древнерусских князей, жизни митрополитов. Данный памятник интересен еще и тем, что является первой попыткой систематизации русской истории.
Новый список
Наиболее важным источником по средневековому времени является Никоновская летопись. Кратко о данном своде можно отметить следующее: это ценная рукопись, которая легла в основу последующего общерусского летописания 16-17 веков. Ее оригинал хранился в Казенном приказе, что говорит о том важном значении, которое ей придавали официальные власти при составлении новых сводов.
Через некоторое время она была дополнена уже упомянутыми материалами. Также к ней была добавлена часть, которая рассказывала о событиях, произошедших в 1556–1558 годах. Так возник знаменитый список Оболенского. Это самый полный вариант оригинала. Через некоторое время к нему были присоединены листы, которые расширяли хронологию повествования.
Влияние на официальную историографию
В основу нового княжеского свода второй половины 16 века снова легла Никоновская летопись. Опричнина стала временем формирования новой идеологии. Иван Грозный стремился объяснить самодержавный характер царской власти. Поэтому при нем началась активная работа по созданию литературных произведений, обосновывающих данную идею.
В 1568–1576 годах в Александровской слободе началось составление большого нового свода, который назывался Лицевым. В нем нашли отражение события как мировой, так и отечественной истории. Он был украшен миниатюрами, так как повествование велось «в лицах». Никоновская летопись, содержание которой соответствовало замыслу царя и составителей нового памятника, использовалась при его написании. После этого рукопись была передана Троице-Сергиеву монастырю, где хранилась вплоть до 1637 года.
Дальнейшая обработка
В указанный год свод был отправлен в приказ Большого дворца. Поэтому с рукописи была сделана копия специально для монастыря. Она легла в основу другого списка, который был дополнен материалами. Впоследствии он продолжил повествование на основе официального памятника русской общественно-политической мыли 17 века – Летописцу Новому. Эта новая редакция сохранила несколько списков. Один из них принадлежал патриарху Никону, имя которого и дало название всему памятнику.
Структура
Наиболее важные события русской истории отразила Никоновская летопись. Краткое содержание данного памятника может быть охарактеризовано так: эта рукопись излагает события с 9 до 16 века.
Вначале помещен памятник церковного характера: список епископов. Далее идет хронологическое погодное изложение происшествий. Разделы, описывающие 12 век, освящены более подробно, чем те, что посвящены другим столетиям. К оригиналу прибавлены дополнительные тексты, повествующие об истории 16 века, в частности о правлении Ивана Грозного.
Продолжения
Никоновская летопись, состав которой отличается сложностью из-за нескольких редакционных обработок, имеет дополнительные вставки. Они также заслуживают внимания. Отдельно следует упомянуть о фрагментах Царственной книги, из которой было взято описание происшествий за 1533–1553 годы. Данный памятник – это важная часть Лицевого свода, которая проводит идею самодержавной власти правителя.
Упомянутый фрагмент особенно интересен тем, что над его содержанием работал сам Иван Грозный. Правитель был особенно заинтересован в том, чтобы обосновать идеологически неограниченную власть монарха. Также отдельно следует упомянуть о таком памятнике, как повесть о жизни его сына и наследника.
В этой рукописи описывается правление Федора Ивановича. Автор отмечает, что он был очень набожен и почти все время проводил в молитвах и посте. Из этого памятника вырисовывается образ нового правителя – человека тихого и кроткого. Также в источнике есть известие об ее одном важном событии из церковной жизни – учреждении патриаршества на Руси. Главой русской церкви стал Иов, который и написал повесть. В ней он также дал хвалебную характеристику Борису Годунову. Также описал поход царя на Иван-город.
Повести
К Никоновской летописи прилагается целый ряд интересных литературных произведений. Часть из них посвящена религиозным темам, другая – битвам и сражениям из отечественной и мировой истории. Одна из них – о взятии Царьграда в 1204 году. Это событие, которое потрясло сознание современников.
Другая повесть рассказывает о борьбе русских князей за главный, владимирский престол. Несколько произведений посвящены борьбе с монголо-татарами, шведами. Некоторые повествуют о судьбе князей, бояр, митрополитов. Также в свод были включены жития святых, истории из жизни правителей и известных людей средневекового времени.
Дополнения
Кроме указанных памятников, в летописи имеются более подробные описания некоторых политических событий. Отдельно следует упомянуть рассказ о венчании Ивана Грозного на царство. Это очень важный фрагмент, поскольку повествует об одном из наиболее знаковых событий в русской истории – принятии правителем царского титула.
Принимая во внимание тот факт, что летопись была в центре внимания Ивана Васильевича, который использовал ее текст для обоснования идеи самодержавной монархии, необходимо отметить, что вставка подобного рассказа имела важное идеологическое значение. Также необходимо упомянуть повесть о взятии Казани – одном из ключевых событий в истории его правления.
Вместе с тем Никоновская летопись не содержит ряд важных текстов, которые можно найти в других памятниках. Например, в рассматриваемой рукописи нет «Русской Правды» – важного законодательного документа. Тем не менее данный свод – важнейший источник общерусского характера. Он оказал большое влияние на обществено-политическую мысль 16-17 веков.