Объектив Canon 24-105mm: обзор, технические характеристики, отзывы. Canon EF 24-105mm f/4L IS USM
Компания Canon наряду с более традиционными объективами f/2.8 занимается разработкой линейки L с линзами f/4. Они меньше, дешевле и легче, чем обычные, но обладают высоким качеством и такими характеристиками, как герметичность и прочность.
Серия f/2.8 включает такие профессиональные объективы для Canon, как 70-200, 24-70, 16-35 (IS). F/4 представляют модели 70-200, 24-105, 17-40 и IS. В данном обзоре речь пойдет о EF 24-105мм/4L IS USM.
Обзор характеристик
О том, что устройство относится к серии L, можно сказать сразу, как только объектив попадет в руки. И не только из-за наличия красного кольца у переднего края – на это указывают его прочность и надежность. Металлическое крепление намного меньше подвержено износу, чем пластиковое, а защита от пыли и влаги пригодится при съемке во время небольшого дождя. Ультразвуковой кольцевой двигатель точно, быстро и почти бесшумно находит идеальный фокус. Доступен и ручной режим настройки.
EF 24-105мм/4L – объектив Canon, технические характеристики которого обеспечивают ему прекрасный набор фокусных расстояний. Вероятно, даже лучше, чем у 24-70 мм/2.8L. 24 мм обеспечивают истинный широкий угол. Оба объектива покрывают нормальный диапазон в области 50 мм, но данная модель охватывает также и портретный, как многие называют фокусные расстояния 80–100 мм. Полноформатные фотоаппараты с такими параметрами обеспечивают отличные кадры типа «голова и плечи». 70-мм ограничение 24-70 означает, что этот объектив меньше подходит для таких снимков.
Кроме того, рассматриваемая модель отлично снимает пейзажи, группы людей и здания. Это один из тех объективов общего назначения, без которых трудно обойтись и с которыми можно отлично провести отпуск. Любителям снимать с большими фокусными расстояниями модель обеспечит и такую возможность. Конечно, 105 мм недостаточно, чтобы заниматься фотоохотой – его придется дополнить телефотооптикой 100-400мм/4.5-5.6L.
При весе 670 г объектив значительно легче модели 28-70мм/2.8, масса которой - 950 г. Правда, это не делает его легким или компактным.
Максимальная апертура, равная f/4, пределом желаний не является, но, по крайней мере, она постоянна во всем диапазоне фокусных расстояний и на целое деление лучше, чем у большинства зум-объективов в их верхнем пределе. Чтобы снимать в помещении, в условиях низкого освещения, будут необходимы высокие установки ISO. Но с другой стороны, еще одним преимуществом Canon EF 24-105mm/4L является встроенная система стабилизации изображения, позволяющая в 3 раза увеличить выдержку. Так что если фотограф получал резкие фотографии без IS при 105 мм за 1/125 с, то теперь он может делать снимки за 1/15 с. Вот почему объектив хорошо подходит для съемки внутри помещений, особенно в дневное время, хотя IS не может предотвратить размытости изображений движущихся объектов, только более короткая выдержка способна с этим справиться. F/2.8-оптика EF 24-70, у которой нет стабилизатора, или неполноформатный 17-55 больше подходят для захвата снимков в условиях низкого освещения. Конечно, на помощь всегда может прийти вспышка, но она разрушает атмосферу естественного освещения.
Когда объектив (наряду с 70-300 IS) впервые появился в 2005 году, первые образцы при определенных условиях страдали от бликов. Конструкция была быстро исправлена, и с 2006 года линзы стали выпускаться без этого недостатка.
Оптика состоит из 18 элементов, в том числе одного Super UD и трех асферических, что позволило увеличить качество изображения и минимизировать аберрации, даже когда диафрагма широко открыта.
Данный объектив для фотоаппарата Canon полностью герметичен, что означает наличие прокладок под переключателем фокусировки и кольцами масштабирования, а также на креплении. При этом последнее полностью эффективно только тогда, когда оптика используется с герметичной камерой. Это в основном устройства серии EOS 1. Компания Canon для дополнительной защиты рекомендует применять 77-мм ультрафиолетовый фильтр, если объектив используется во время дождя.
Конструктивные особенности
Объектив прекрасно сбалансирован с камерами 40D или 5D. Он не легковесный, но довольно компактен, и его удобно держать в руке. Единственное, что немного смущает пользователей, - это то, что кольцо зума находится сзади, а кольцо фокусировки расположено спереди. Другие профессиональные объективы для Canon с USM-моторами (например, 20-35, 28-135 IS, 17-85 IS) отличаются тем, что у них они расположены наоборот. К этому можно быстро привыкнуть, но, по словам пользователей, они часто путаются и изменяют фокус, когда хотят изменить зум.
Конструкция очень прочная, хотя в ней более широко используется пластик, чем в остальных цельнометаллических объективах серии L. Масштабирование и фокусировка производятся плавно и без рывков, как и у всего модельного ряда линейки. Черный цвет, конечно, делает устройство немного более «скрытным», чем белые объективы Canon EF 70-200мм/4L.
Бленда, которая входит в комплект, стоит 60 долларов, если ее покупать отдельно. Она довольно небольшая, но так как объектив зуммирует до 24 мм, то просто необходима. У нее лепестковая форма, что обеспечивает максимально возможный охват, но тем не менее она не очень эффективна, когда оптика вытягивается до 105 мм. Это проблема всех зумов. Одним из преимуществ неглубокой бленды является то, что до нее можно дотянуться и повернуть поляризатор объектива. Предназначена для использования в полноформатной камере. Бленда прекрасно работает и на других цифровых зеркальных фотоаппаратах, хотя и не так эффективно, даже в 24-мм положении, так меньший угол обзора требует более глубокой бленды, чтобы избавиться от виньетирования.
77-мм фильтр подойдет и к некоторым другим объективам, таким как EF 300мм/4L,20-35мм/3.5-4.5, 400мм/5.6L, 17-40мм/4L, 16-35мм/2.8L, EF-S 10-22мм и др. Обратите внимание, что EF 16-35мм/2.8L II необходим 82-мм фильтр. Возможно, это единственный объектив «Кэнон», которому требуется больший размер. С помощью понижающего адаптера 77-мм фильтры также могут использоваться на оптике меньшего размера. Правда, в этом случае уже нельзя установить бленду.
По отзывам пользователей, имеющийся набор фокусных расстояний лучше всего использовать на полнокадровой камере. APS-C-корпус нормальный объектив превращает в теле-зум, так как с 24 мм на APS-C дают такой же угол зрения, как 35 мм при полном формате кадра. Но Canon EF 24-105mm/f 4L IS USM очень хорошо сочетается с 10-22мм/3.5-4.5 на зеркалках типа 40D. Если есть оба объектива, никто не будет сожалеть об отсутствии 23 мм, имея эквивалент 16-168 мм с точки зрения полноформатного фотоаппарата.
Производительность
В основном сказанное здесь касается полноразмерных матриц (таких как EOS 5D), но объектив Canon 24-105 f/4L может быть использован и других в цифровых зеркальных фотоаппаратах производителя, включая EOS 20D, 30D, 40D и серии Digital Rebel. Поскольку камеры с APS-C-сенсором, по сути, обрезают полнокадровое изображение, их производительность, касающаяся таких вещей, как дисторсия, виньетирование, резкость края и хроматические аберрации, будет даже лучше, чем у полноформатных. Это происходит потому, что датчик APS-C просто захватывает «золотую середину» в центре кадра, где большинство аберраций ниже, чем по краям. Платой за это является потеря некоторого угла зрения и необходимость увеличения обрезанного изображения в 1,6 раза, чтобы получить равноценный размер снимка. Это снижает общее качество подобно печати с малых негативов по сравнению с большими.
Искажения
Искажения варьируются от умеренной бочкообразной дисторсии на 24 мм до очень небольших изменений в диапазоне 50 мм и мягкой подушкообразной дисторсии на 105 мм. Искажение, вероятно, не будет очень заметным на большинстве обычных снимков, но если объектом съемки является архитектура с большим количеством вертикальных и горизонтальных линий по краям кадра, то это может стать проблемой. Искажение, конечно, можно исправить – собственный DPP RAW-конвертер Canon способен автоматически применять исправления к RAW-изображениям, полученным с помощью 24-105/4L. При съемке слайдов или негативов для обычной оптической печати (что очень маловероятно, но возможно), вероятно, следует выбрать объектив с минимальными искажениями. Для всех остальных случаев искажение масштаба является фактом жизни и может быть исправлено с небольшим или незаметным влиянием на качество изображения.
Виньетирование
Как и следовало ожидать, на полноформатных снимках при использовании широко открытой диафрагмы становится заметным виньетирование. На 24 мм при максимальной апертуре можно заметить темные углы, особенно на фото с равномерным тоном (например, голубым небом). Виньетирование на 50 и 105 мм не такое сильное, как на 24 мм, но оно есть. Опять же оно станет заметным и при съемке сцен с равномерными углами. Установка на f/5.6 значительно снижает силу виньетирования. Поскольку матрица APS-C вырезает изображение из центра полного кадра, данный эффект на таких зеркальных камерах незаметен, даже при максимальном отверстии диафрагмы на 24 мм. Некоторых владельцев APS-C, которые уже пользовались полноформатными объективами и перешли на соответствующие фотоаппараты, может ожидать сюрприз, когда они увидят, что большая часть (если не вся) их оптики стала показывать виньетирование.
После автоматической коррекции снимка становится заметным осветление углов. Эта функция также может одновременно исправлять искажения и хроматические аберрации. Пользователи отмечают, что при печати крупных снимков все стандартные размеры бумаги обрезают углы, так как ни один стандарт не соответствует отношению сторон 2:3. Поэтому темные участки фотографии будут обрезаны в любом случае.
Боке
Боке, или качество расфокусированного изображения, для оптики f/4 более чем достойное, особенно на более длинных фокусных расстояниях. Расфокусированные края немного перегружены и резкие, но для такой оптики это нормально.
Степень размытости сильно зависит от соотношения расстояний от камеры до объекта съемки и от объекта до фона. Пока он расположен ближе к фотоаппарату, чем фон, боке будет радовать.
Хотя объектив не может соперничать с более широкоапертурными линзами, особенно с EF 85мм/1.2L, 24-105мм/4L, на 105 мм достаточно хорошо отделяет объект съемки от фона.
Стабилизация
Canon утверждает, что включение функции стабилизации изображения позволяет увеличить выдержку в 3 раза. Снимки при 24 мм с выдержкой 1/6 с довольно четкие и даже около 50 % кадров, сделанных при 1/3 с, являются удачными. При расстоянии 105 мм большую часть хороших фотографий удается сделать при 1/13 с. Конечно, кадры не совсем такие, как если бы они были сняты со штатива, но достаточно четкие. Эти цифры согласуются с заявлением Canon о трех дополнительных делениях. При съемке с такими большими выдержками (1/3 с на 24 мм, 1/13 с на 105 мм) всегда хорошей идеей будет захват не менее двух или трех кадров, это значительно увеличит шансы на получение хотя бы одного резкого изображения. Все дело в процентах. Чем больше фотографий будет сделано, тем выше шансы сделать удачный кадр.
Резкость
Объектив Canon 24-105 mm f/4L позволяет получить четкие снимки на всех апертурах как в центре кадра, так и по углам, даже при использовании полнокадрового датчика EOS 5D. Наблюдается лишь небольшое увеличение резкости при закрытии диафрагмы до f/5.6, что свидетельствует о том, насколько оптика хороша при f/4. Возможно, она менее четкая на 105 мм, чем на 24 мм, но тем не менее обеспечивает достаточную резкость на этих фокусных расстояниях. Тот факт, что объектив Canon 24–105/4L обладает высокой четкостью при широко открытой диафрагме, впечатляет. Поскольку относительное отверстие меньше, то отсутствие необходимости в сужении диафрагмы для получения четких снимков является несомненным плюсом.
Объектив Canon 24-105 отзывы пользователей, сравнивавших его резкость с оптикой 24/2.8, называют более резким в углах, но и с большим уровнем виньетирования и искажений. Четкость в центре сохраняется, и при меньших относительных отверстиях оптика обеспечивает хорошее качество, даже по краям.
На матрицах APS-C результат выглядит даже лучше, так как углы полного кадра обрезаются и датчик видит только центральную часть изображения, где аберраций меньше.
Хроматические аберрации
По отзывам владельцев, хроматические аберрации находятся в допустимых пределах на всех фокусных расстояниях. Очень слабый цвет окантовки заметен по краям полного кадра, но если снимать в режиме RAW, то автоматическая коррекция в DPP позволяет это исправить, или можно использовать графический редактор, такой как Photoshop. Уровни искажений при 24 мм сопоставимы с 24мм/2.8, хотя, возможно, немного меньше.
Блики
Пользователи отмечают, что блики хорошо контролируются. Объектив Canon 24-105/4L в задней части имеет прямоугольную диафрагму, которая, несомненно, способствует их низкому уровню. Когда модель была впервые представлена в 2005 году, у нее на 24 мм наблюдалась небольшая проблема с бликами, но ее удалось быстро устранить, и с 2006 года этот недостаток больше не наблюдался.
Интеграция с EOS
Объектив предоставляет информацию о дистанции до снимаемого объекта, обеспечивая совместимость со вспышкой E-TTL II у 1D и 5D. При использовании с EX Speedlite он передает данные о расстоянии программе расчета экспозиции, что существенно улучшает результат. Кроме того, поддерживая пыле- и водонепроницаемость профессиональной камеры, объектив снабжен уплотнительным кольцом в месте крепления к фотоаппарату, а также и многочисленными уплотнениями движущихся компонентов. Форма переключателей режима автофокусировки и стабилизации изображения была изменена таким образом, чтобы избежать их случайного включения или выключения.
Аксессуары
Оптика продается в стандартном скромном мешочке вместе с блендой. Имеется и крышка объектива Canon 24-105 mm f/4L. Хотя бленда изготовлена не из современного пластика с грубой поверхностью, которая намного лучше защищает ее от царапин, чем блестящий пластик, используемый здесь, по мнению владельцев, она прекрасно справляется со своей задачей предотвращать появление бликов – нежелательных отражений на фотографии, вызванных солнцем, которое находится в кадре, и дымки – потери контраста и насыщенности цвета, также вызванной источником яркого света, который необязательно присутствует на снимке.
Бленда сделана в форме лепестков и настолько мала, что открывает доступ к 77-мм фильтрам. Использование круговых поляризаторов и градиентных фильтров, которые необходимо вращать перед каждым снимком, по отзывам пользователей, труда не вызывает, поскольку передний элемент устройства при зуммировании или фокусировке не вращается.
Объективы Canon 24-105: обзор характеристик
По мнению пользователей, 24-105/4L является одним из лучших стандартных зум-объективов общего назначения. Он очень прочный, снабжен отличным ультразвуковым фокусировочным двигателем кольцевого типа и стабилизатором изображения, что позволяет в 3 раза увеличить время выдержки по сравнению с обычными условиями. Максимальная диафрагма постоянна на всем промежутке фокусных расстояний, что, по мнению владельцев, не слишком привлекательно при широкоугольной съемке, но очень хорошо для 105 мм. Пользователи не рекомендуют применять эту оптику с APS-C-камерами по той причине, что эффективный диапазон 38-168 мм не очень практичен.
Объектив очень четкий, и его разрешение превосходит более дорогой 24-70мм/2.8L. При широкоугольном зуме настоящей проблемой становится искажение изображения и кривизна фокальной плоскости (остальные фокусные расстояния в порядке). Ближе к углам в сфокусированных частях кадра появляются цветные полосы, но вне фокуса этот эффект не так заметен. Круглая диафрагма обеспечивает хороший боке. Как и во всех широкоугольных объективах, в углах кадра присутствует тень, но ее можно уменьшить путем уменьшения диафрагмы или программным путем (в случае если это мешает).
Хотя объектив не маленький и не легкий, он намного удобнее, чем более крупный и тяжелый 24-70мм/2.8L.
Многолетние пользователи, сделавшие множество фотографий, очень довольны объективом. Это по-настоящему универсальная оптика, и ее можно брать с собой в поездки на природу. Для профессиональной работы владельцы рекомендуют использовать 24-70/2.8L из-за его более узкого диапазона фокусировки, который обладает большей светосилой и предоставляет больше творческих возможностей. По мнению владельцев, объектив Canon 24-105 (цена – 999 долларов США) стоит своих денег, но покупатель сам должен решить, что ему больше подходит. Вариант с f/2.8 при размере и стоимости EF 24-105/4L был бы идеальным, но производитель пока такую оптику не делает.
Вердикт
Canon EF 24-105mm/f 4L IS USM – действительно хороший объектив. По мнению владельцев, на полноформатных цифровых зеркальных камерах диапазон его фокусных расстояний идеален для оптики общего назначения, включая его использование для съемки пейзажей и портретов. Объектив позволяет снимать при широко открытой диафрагме и производит очень четкие изображения, а стабилизация в 3 раза увеличивает допустимую выдержку. Четкие фотографии получаются при выдержке до 1/3 с при 24 мм и 1/12 с при 105 мм. Несколько снижает общее впечатление заметное виньетирование и искажения, особенно при 24 мм. Это можно легко исправить цифровой постобработкой, но всегда лучше, когда такой необходимости не возникает. Если бы объектив «Кэнон» разрабатывался с целью устранения виньетирования и искажения, то он, вероятно, оказался бы значительно крупнее, тяжелее и дороже и потерял бы часть фокусных расстояний. Если это так, то найденный компромисс себя оправдал.
В неполноформатных цифровых зеркальных камерах фокусное расстояние объектива Canon 24-105/4L эквивалентно 38-168 мм полнокадрового фотоаппарата, так что пользователь теряет в широкоугольном охвате. Однако качество изображения очень высокое, так как края и углы кадра, где виньетирование и аберрации сильные, обрезаются. Если носить с собой объектив Canon EF 24-105 в паре с 10-22/3.5-4.5, то это обеспечит покрытие 10-105 мм.