Неоплатонизм - это что такое? Философия неоплатонизма
Неоплатонизм как философия зародился в поздней античности, вошел в средневековую философию, философию Возрождения и оказал влияние на философские умы всех последующих веков.
Античная философия неоплатонизма
Если характеризовать неоплатонизм кратко, то это возрождение идей Платона в период Римского упадка (3 – 6 вв.). В неоплатонизме идеи Платона были преобразованы в учение об эманации (излучении, истечении) мира материального из Умного Духа, полагающего начало всему.
Если дать более полное толкование, то античный неоплатонизм – это одно из направлений эллинской философии, возникшей как эклектика учений Плотина и Аристотеля, а также учений стоиков, Пифагора, восточной мистики и раннего христианства.
Если говорить об основных идеях данного учения, то неоплатонизм – это мистическое познание высшей сущности, это последовательный переход от высшей сущности к низшей материи. Наконец, неоплатонизм – это освобождение человека посредством экстаза от тягот материального мира для истинно духовной жизни.
Виднейшими адептами неоплатонизма история философии отмечает Плотина, Порфирия, Прокла и Ямвлиха.
Плотин как основатель неоплатонизма
Родина Плотина – римская провинция в Египте. Он прошел обучение у нескольких философов, большую роль в его образовании сыграл Аммоний Саккас, у которого он учился одиннадцать лет.
В Риме Плотин сам стал основателем школы, которой он руководил двадцать пять лет. Плотин – автор 54 сочинений. Большое влияние на его мировоззрение оказал Платон, однако он был подвержен влияниям и других философов, греческих и римских, среди которых были Сенека и Аристотель.
Система мира Плотина
По учению Плотина, мир выстроен в строгой иерархии:
- Единое (Благо).
- Мировой Разум.
- Мировая Душа.
- Материя.
Полагая мир единым, он не считал, что вселенная во всех ее областях представляет собой одно и то же в одинаковой мере. Прекрасная Мировая Душа превосходит грубую материю, Мировой Разум превосходит Мировую Душу, а на высшей ступени превосходства стоит Единое (Благо), которое и является первопричиной прекрасного. Само же Благо, как считал Плотин, выше всего прекрасного, изливаемого им, выше всех высот, и заключает в себе весь мир, принадлежащий умному Духу.
Единое (Благо) – сущность, которая присутствует везде, она проявляется в Разуме, Душе и Материи. Единое, будучи безусловным Благом, облагораживает эти субстанции. Отсутствие Единого подразумевает отсутствие добра.
Приверженность человека злу обусловлена тем, как высоко он может взойти по ступеням лестницы, которая ведет к Единому (Благу). Путь к данной сущности лежит только через мистическое слияние с ней.
Единое как абсолютное Благо
В воззрениях Плотина на мироустройство доминирует идея единства. Единое возвышено над многим, первично в отношении многого и недостижимо для многого. Можно провести параллель между представлением Плотина о мироустройстве и социальным устройством Римской империи.
Отдаленное от многого получает статус Единого. Эта отдаленность от умного, душевного и материального мира есть причина непознаваемости. Если у Платона «единое – многое» соотносится как бы по горизонтали, то Плотин установил вертикаль в отношениях единого и многого (нижестоящих субстанций). Единое превыше всего, и потому недоступно для понимания нижестоящих Разума, Души и Материи.
Абсолют единства заключается в отсутствии в нем противоречий, противоположностей, необходимых для движения и развития. Единство исключает субъектно-объектные отношения, самопознание, стремления, время. Единое знает себя без познания, Единое пребывает в состоянии абсолютного счастья и покоя, и ему не надо ни к чему стремиться. Единое не связано с категорией времени, поскольку оно вечно.
Плотин трактует Единое как Благо и Свет. Само творение мира Единым Плотин обозначил эманацией (в переводе с латинского – течь, литься). В этом процессе творения-излияния оно не теряет целостности, не становится меньше.
Мировой разум
Разум – это первое, что сотворено Единым. Для Разума характерна множественность, то есть содержание множества идей. Разум двойствен: он одновременно и стремится к Единому, и отдаляется от него. При стремлении к Единому он находится в состоянии единства, при отдалении – в состоянии множественности. Познание свойственно Разуму, оно может быть как объектным (направленным на какой-то объект) так и субъектным (направленным на себя). В этом Разум тоже отличается от Единого. Однако пребывает он в вечности и там же познает самого себя. В этом сходство Разума с Единым.
Разум осмысливает свои идеи и синхронно творит их. От самых абстрактных идей (бытие, покой, движение) он переходит ко всем прочим идеям. Парадоксальность Разума у Плотина заключается в том, что он вмещает в себя идеи как абстрактного, так и конкретного. К примеру, идея человека как понятие и идея какого-то отдельного человека.
Мировая душа
Единое изливает свой Свет на Разум, при этом Свет не полностью поглощается Разумом. Проходя через Разум, он изливается далее и творит Душу. Своим непосредственным происхождением Душа обязана Разуму. Единое принимает в ее сотворении опосредованное участие.
Находясь на более низкой ступени, Душа существует вне вечности, она – причина возникновения времени. Как и Разум, она двойственна: в ней есть приверженность к Разуму и отвращение от него. Это существенное противоречие в Душе условно разделяет ее на две Души – высокую и низкую. Высокая Душа приближена к Разуму и с миром грубой материи не соприкасается, в отличие от Низкой Души. Находясь между двумя мирами (сверхчувственным и материальным), Душа таким образом связывает их.
Свойства Души – бесплотность и неделимость. Мировая Душа вмещает в себя все индивидуальные души, ни одна из которых не может существовать отдельно от других. Плотин утверждал, что любая душа существует еще до соединения с телом.
Материя
Замыкает мировую иерархию Материя. Изливающийся Свет Единого последовательно переходит от одной субстанции к другой.
По учению Плотина, Материя пребывает вечно, как вечно и Единое. Однако Материя является субстанцией сотворенной, лишенной самостоятельного начала. Противоречивость Материи заключается в том, что она создается Единым и противостоит ему. Материя – это угасающий Свет, преддверие тьмы. На рубеже меркнущего Света и наступающей тьмы всегда возникает Материя. Если Плотин говорил о вездесущности Единого, то, очевидно, оно должно присутствовать и в Материи. В противостоянии Свету Материя проявляется как Зло. Именно Материя, по Плотину, источает Зло. Но поскольку она лишь зависимая субстанция, то и Зло ее не равносильно Добру (Благу Единого). Зло Материи – только следствие недостатка Добра, обусловленного недостатком Света Единого.
Материи свойственно изменяться, но, претерпевая изменения, она сохраняет неизменность, в ней ничего не убывает и не прибывает.
Стремление к Единому
Плотин полагал, что нисхождение Единого во многое вызывает обратный процесс, то есть многое стремится взойти к совершенному единству, пытаясь преодолеть свой разлад и соприкоснуться с Единым (Благом), ведь потребность во благе свойственна абсолютно всему, в том числе и некачественной материи.
Осознанной тягой к Единому (Благу) отличается человек. Даже натура низменная, не мечтающая ни о каком восхождении, может однажды пробудиться, так как душа человека неотрывна от Мировой Души, связанной с Мировым Разумом своей возвышенной частью. Даже если состояние души обывателя таково, что более возвышенная часть ее задавлена низменной частью, разум может возобладать над чувственными и алчными желаниями, что даст возможность падшему человеку приподняться.
Однако настоящим восхождением к Единому Плотин считал состояние экстаза, при котором душа как бы выходит из тела и сливается с Единым. Это путь не мыслительный, а мистический, основанный на переживании. И только в этом высшем состоянии, по Плотину, человек может подняться до Единого.
Приверженцы учения Плотина
Ученик Плотина Порфирий, по завещанию своего учителя, упорядочил и издал его сочинения. Он стал известным в философии комментатором трудов Плотина.
Прокл в своих трудах развил идеи неоплатонизма предыдущих философов. Он большое значение придавал божественному озарению, считая его высшим знанием. Любовь, мудрость, веру он связывал с проявлением божества. Большой вклад в развитие философии внесла его диалектика Космоса.
Влияние Прокла отмечено в средневековой философии. Значение философии Прокла подчеркивал А.Ф. Лосев, отдавая дань тонкости его логического анализа.
Сириец Ямвлих прошел обучение у Порфирия и основал Сирийскую школу неоплатонизма. Как и прочие неоплатоники, он посвятил свои труды древней мифологии. Его заслуга в анализе и систематизации диалектики мифологии, а также в систематизации изучения Платона. Наряду с этим его внимание было приковано к практической стороне философии, связанной с культовыми обрядами, мистической практикой общения с духами.
Влияние неоплатонизма на философскую мысль последующих эпох
Ушла в прошлое эпоха античности, утратила актуальность и расположение властей языческая античная философия. Неоплатонизм не исчезает, он вызывает интерес христианских авторов (св. Августин, Ареопагит, Эриуген и др.), он проникает в арабскую философию Авиценны, вступает во взаимодействие с индуистским монотеизмом.
В 4 в. идеи неоплатонизма широко распространяются в византийской философии и проходят христианизацию (Василий Великий, Григорий Нисский). В позднем средневековье (14-15 вв.) неоплатонизм становится источником немецкой мистики (Мейстер Экхарт, Г. Сузо и др.).
Неоплатонизм Возрождения продолжает служить развитию философии. В нем воплощены идеи предыдущих эпох в комплексе: внимание к эстетике, красоте тела в античном неоплатонизме и осознание духовности человеческой личности в средневековом неоплатонизме. Учение неоплатонизма воздействует на таких философов, как Н. Кузанский, Т. Кампанелла, Дж. Бруно и др.
Видные представители немецкого идеализма 18 – начала 19 вв. (Ф.В. Шеллинг, Г. Гегель) не избежали влияния идей неоплатонизма. То же можно сказать и о русских философах 19 – начала 20 вв. В.С. Соловьеве, С.Л. Франке, С.Н. Булгакове и др. Следы неоплатонизма можно найти и в современной философии.
Значение неоплатонизма в истории философии
Неоплатонизм – это выход за рамки философии, так как философия предполагает разумное мировоззрение. Объектом же учения неоплатонизма является потустороннее, сверхразумное совершенство, приблизиться к которому возможно только в экстазе.
Неоплатонизм в философии – это вершина философии античности и преддверие теологии. Единое Плотина предвещает религию единобожия и закат язычества.
Неоплатонизм в философии – это сильнейшее воздействие на развитие философской и теологической мысли средневековья. Учение Плотина о стремлении к совершенному, система понятий его учения после переосмысления нашли свое место в западном и восточном христианском богословии. Многие положения философии неоплатонизма были необходимы христианским богословам, чтобы справиться с проблемой систематизации непростого вероучения христианства. Так сформировалась христианская философия, именуемая патристикой.