«Славянские композиторы» – большой групповой портрет юного художника И. Репина

Московский предприниматель и меценат-славянофил А.А. Пороховщиков принял участие в строительстве изысканной и шикарной гостиницы и роскошного ресторана «Славянский базар» (архитектор Август Вебер). Было решено украсить его картиной «Славянские композиторы». Первоначально она называлась «Собрание русских, польских и чешских музыкантов». Она должна была донести зрителю мысль, что все славяне – братья.

История создания картины

Список композиторов, которых надо было написать на картине для А.А. Пороховщикова, составил Николай Григорьевич Рубинштейн.

славянские композиторы
Это был виртуозный пианист, замечательный дирижёр, основатель и первый директор Московской консерватории. К составлению списка он подошел необъективно. В него он не включил таких гениев как П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, и Ц. Кюи.

Пороховщиков хотел, чтобы масштабное многофигурное полотно написал признанный мастер К. Маковский. Цена в 25 тыс. рублей оказалась неприемлемой для организаторов. Другие живописцы просили 15 тысяч. Дело закончилась тем, что работать стал И.Е. Репин – молодой выпускник АХ, всего за полторы тысячи рублей, который материально очень бедствовал.

Начало работы

Большая часть музыкантов ко времени написания картины в 1872 году уже скончалась. Работе И. Репина стал помогать музыкальный критик, который в свое время поддерживал «Могучую кучку», Владимир Васильевич Стасов.

и е репин
На картине «Славянские композиторы» требовалось написать как и живущих в то время музыкантов, так и уже умерших. Неутомимый В. Стасов, помогая художнику, везде искал их портреты. И. Е. Репин практически всю работу сделал в Петербурге. Ему позировали только жившие в то время музыканты: М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков и Э. Направник. Об этом писал сам Илья Ефимович в своих воспоминаниях. В Москву он привез почти готовое полотно, которое он только доработал в древней столице.

Место картины

Ресторан «Славянский базар» открылся в конце весны 1872 года в деловом центре Москвы на Никольской улице. В нем объединилась русская кухня (шеф-повар учился в Париже) и европейское обслуживание. Только состоятельные люди могли регулярно его посещать. Хорошим тоном считалось позавтракать в нем и в это время поговорить о делах и заключить сделку. Сделки бывали не копеечными, а миллионными. Обеды и ужины в нем популярны не были.

картина славянские композиторы репин
В ресторане появилась одна особенность, которой больше нигде не было. Завершив завтрак шампанским и кофе с ликером, клиент требовал коньяк. Если гость заказывал дорогой, отличного качества, стоящий 50 рублей коньяк, то при расчете ему преподносился хрустальной графин от этого коньяка, расписанный золотыми журавлями. Купцы собирали этих, как они называли, «журавлей», и соревновались между собой в их количестве. Потолок у ресторана был стеклянный, двухскатный, и его поддерживали металлические конструкции в виде решеток. Они отражались в тарелках, стоящих на столе.

В концертном зале ресторана, выполненном в русском стиле, который имел название «Русская палата», среди прочих портретов было размещено полотно «Славянские композиторы».

Кто написан на картине

славянские композиторы описание

В центре стоят, беседуя, М.И. Глинка (скончался в 1857 году), М.А. Балакирев и В.Ф. Одоевский (умер в 1860 году). Сзади них сидит на стуле А. С. Даргомыжский, которого тоже уже не было в живых. За ним видно И.Ф. Ласковского. В придворном мундире справа – А.Ф. Львов. Он слушает, что говорит А.Н. Верстовский.

Группу у рояля образуют братья А. и Н. Рубинштейны. А.Н. Серов (отец художника В. Серова) стоит между А. Рубинштейном и Львовым.

Отдельную группу составляют покойные А.П. Гурилёв, Д. С. Бортнянский и П.И. Турчанинов. Иностранные славянские композиторы написаны на заднем и левом плане. Слева – чехи: стоит Э. Направник, сидят – Б. Сметана, К. Бендель и В. Горак. На заднем плане И. Е. Репин расположил поляков. К.Липинский стоит на фоне двери. Рядом с ним крайний справа – С. Монюшко. Далее Ф. Шопен и М. Огинский.

Картина «Славянские композиторы», описание которой ограничилось перечислением изображенных музыкантов, не позволяет более ничего сказать. Она несёт информативный характер.

Странности замысла

Сама мысль перемешать композиторов разных стран и народов, живых и умерших, на одной картине «Славянские композиторы» вызывала удивление не только у молодого живописца. И. Тургенев о ней отозвался как о «винегрете». Он считал, что хуже этого сюжета придумать ничего невозможно.

О художественных достоинствах произведения говорить сложно. Картина «Славянские композиторы» (Репин) удивляет и хороша только тем, что не надо листать альбомы, разыскивая портреты. Однако московская публика приняла ее не то чтобы восторженно, но успех она имела.

С течением времени полотно «Славянские композиторы» переместили в Московскую консерваторию, так как ресторан одно время был вообще закрыт, а позже в нем случился пожар.

Странный и необычный замысел Рубинштейна живет своей собственной жизнью именно там, где работал пианист-виртуоз - в Московской консерватории.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.