Система педагогических наук: краткая классификация

Система  педагогических наук представляет собой интересный и широкий спектр вопросов для изученния, которым занимаются как отечественные, так и зарубежные исследователи. Взгляды у них разные, но все их можно привести к общему знаменателю и поговорить о наиболее употребляемых классификациях педагогических наук на сегодня.

Итак, в структуру педагогических наук входят история и теория педагогики. Первая дисциплина изучает историю развития основных идей педагогики, а также раскрывает пути развития систем образования в разных странах и у разнообразных народов. А теория педагогики состоит из следующих подразделов: общая педагогика, дидактика, теория воспитания, теория организации и управления образовательным процессом и методика воспитательной работы.

Современная система педагогических наук включает и классификацию по  возрастному и предметному признаку. Так различается дошкольная, школьная педагогика, педагогика профессионального образования, педагогика высшей школы, производственная, военная, космическая, социальная , сравнительная, этнопедагогика и геронтопедагогика. Сюда же отнесем и семейную педагогику и педагогику общения. И отдельно также существует педеутология, которая ведает вопросами профессиональной подготовки людей, выбравших для себя стезю учителя.

 По ценностно-смысловому признаку система педагогических наук включает авторитарную, гуманистическую,  правовую, православную и педагогику сотрудничества.

По коррекционно-развивающему признаку в структуру педагогических наук входят дефектология, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедагогика, коррекционная , исправительно-трудовая педагогика, кондуктивная педагогика, лечебная , превентивная, реабилитационная и для людей особой одаренности.

Перечисленная система педагогических наук подтверждает мысль о том, что педагогика самостоятельная, довольно сложная наука, которая играет важную роль в жизни человека. Так, общая педагогика занимается изучением основных закономерностей, которым подчиняются процессы воспитания и обучения и все остальные вышеперечисленные разделы являются ее составляющими элементами. На втором месте по широте охватываемых вопросов находится возрастная отрасль. Она изучает все моменты воспитания человека от рождения до взрослого состояния. А сегодня даже есть геронтопедагогика, занимающаяся вопросами правильного старения.

Немалое место система педагогических наук отводит частным методикам или методикам преподавания разнообразных предметов в школах и других учебных заведениях. К ним же относятся и вопросы физического, нравственного, художественного, экологического  и других аспектов воспитания. Это связано с тем, что каждый предмет, дисциплина и направления обучения и воспитания имеет не только общие, но и специфические требования, применяемые  при осуществлении своих задач.

И еще одна отрасль, которую современная система педагогических наук стала выделять сравнительно недавно – это компаративная или сравнительная педагогика. По ее наименованию видно, что эта наука изучает тенденции развития педагогической мысли в разных странах в сравнительном, международном плане. Ее цель - обогащение  науки передовыми приемами и методиками, применяемыми в разных концах земного шара применительно к отечественным вопросам образования и воспитания.  

И, наконец, сегодня невозможно представить педагогическую науку без использования современных технологий. Информационная отрасль становится сегодня все популярнее и активно используется в управлении процессами воспитания и образования. 

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.