Рынок: определение и ключевые особенности

В литературе под рынком, как правило, подразумевается место реализации и приобретения продукции. Но счесть данное представление полноценным – большая неточность. Рынок – определение, характеризующее систему социально-экономических отношений в области обмена и реализации товаров, а также абсолютное признание этой продукции обществом.

Многогранность трактовки понятия

Интересной особенностью рассматриваемого термина является его изменчивость, обусловленная развитием общества, а также материального производства. Таким образом, первоначальный «рынок» был равнозначен «базару», то есть месту, предназначенному для рыночной торговли. Этот факт можно объяснить тем, что появление рынка напрямую связано с периодом разложения первобытнообщинного общества. Тогда взаимный обмен между общинами характеризовался все большей и большей регулярностью. Кроме того, осуществление определялось конкретным местом и временем.

О. Курио, известный французский экономист, наделяет понятие рынка более сложным толкованием. Он утверждает, что рынок – определение, отображающее абсолютную свободу отношений между продавцами и покупателями. Еще одной интересной трактовкой служит отождествление рынка с обменом товарами, которое в полной мере должно соответствовать законам товарно-денежного обращения.

Что же еще?

Нередко в литературе можно встретить такое определение рассматриваемого понятия, как совокупность продавцов и покупателей. Кроме того, зачастую рынок характеризуется как тип связей хозяйственной направленности между экономическими субъектами. Другими словами, это механизм активизации взаимодействия производственных процессов и потребления. Современная литература доносит, что рынок – определение, которое объясняется как социальная форма организации и дальнейшего функционирования экономики. Это совокупность взаимосвязанных элементов, основными среди которых являются отношения экономического характера между продавцами, покупателями товара, а также посредниками (они решают вопросы организации движения товаров и денежных средств). Данные отношения отображают интересы субъектов рыночных отношений в экономическом плане, а также в полной мере обеспечивают обменные процессы относительно продуктов труда.

Рынок – понятие, вызывающее экономический интерес

Рынок – определение в экономике, характеризующее систему экономических отношений между субъектами, которая охватывает все стадии общественного воспроизводственного процесса: производства, последующего распределения, обмена и, конечно же, потребления. Рассматриваемый термин представляет собой сложнейший механизм, регулирующий экономику, основой которого являются такие элементы, как разнообразные формы собственности, отношения товарно-денежного характера, а также финансово-кредитная система. Другими словами, рынок целесообразно рассматривать как конкретный тип системы хозяйствования (ее же называют экономической). Заключающей трактовкой столь многогранного понятия является определение рынка как совокупности сделок в отношении купли-продажи каких-либо товаров или услуг.

В процессе ознакомления с трактовками понятия выяснилось, что рынок – определение, имеющее огромное количество граней. Однако в качестве универсального обозначения следует понимать рынок как механизм, который качественно сводит воедино покупателей, организующих спрос, и продавцов, создающих предложение благ материального характера.

Рынок: определение и функции

Сущность рассматриваемого понятия полноценно проявляется посредством функциональных особенностей. Таким образом, принято выделять следующие функции рынка:

  • Саморегулирование производства товаров: посредством активизации рыночного механизма происходит согласование процессов производства и потребления автоматическим образом, а также в оптимальном порядке поддерживается показатель сбалансированности спроса и предложения в отношении объема и структуры. Регулирование осуществляется посредством купли-продажи благ материального производства.
  • Стимулирование: рынок оказывает побуждающее действие на производителей, благодаря чему они способны создавать необходимые товары, минимизировав при этом затраты на производство, чтобы в будущем иметь возможность практиковать максимизацию прибыли.
  • Предоставление информации по поводу производственных затрат, количества товара, его ассортимента, а также качества.

Дополнительные функции

Немаловажными элементами функциональной совокупности по отношению к рассматриваемому понятию являются следующие пункты:

  • Посредническая функция объясняет то, что производители, будучи экономически обособленными в силу условий общественного разделения труда, как правило, находят друг друга на рынке, после чего совершают обмен итогами своей экономической деятельности.
  • Регулирующая функция обуславливает установление рынком оптимальных пропорций между субъектами экономики как на микро-, так и на макроуровне. Происходит это посредством расширения или же сужения спроса и предложения по отношению к отдельным рынкам или же ко всей экономической системе в целом.

Рынок: определение, виды

В современной экономике принято классифицировать рынки по ряду признаков. К примеру, по назначению в экономике выделяют рынок товаров, денежных средств, а также труда. Рынок – определение (экономика), которое базируется на разносторонности. Поэтому вторым признаком для классификации служит процесс организации обмена, в соответствии с которым принято различать оптовый и розничный рынки. Кроме того, существует классификация по формам собственности, которая подразумевает наличие частных, кооперативных, а также государственных рынков. Разделение по отраслям предполагает существование автомобильного, компьютерного, сельскохозяйственного и иных видов рыночных структур. Немаловажной классификацией рынков является деление системы в соответствии с видами конкуренции. Так, принято обособлять рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Важно заметить, что последние подлежат классификации на олигополии, монополии и рынки монополистической конкуренции.

Комментарии