Философия Ломоносова: основные идеи

В эпоху петровских реформ многое изменилось в России. Усиление интенсивности деятельности людей породило качественно новые подходы к восприятию происходящего. Изменялась картина мира, отмечалась тенденция развития в обществе другой культуры. Она постепенно вытесняла церковно-феодальную систему, господствовавшую в государстве на протяжении столетий. Страна нуждалась в мыслителе, способном выразить содержание перемен. Им стал Ломоносов Михаил Васильевич. Философия этого мыслителя рассматривала вопросы, касающиеся значения России от самых истоков становления государства. В его работах всегда делался акцент на давности и существенности отечественной истории, видоизмененной эпохами реформ. Какой была философия Ломоносова? Реферат на такую тему часто пишут студенты вузов. Рассмотрим и мы этот вопрос.

Общие сведения

Ломоносов, идеи философии которого играли существенную роль в становлении нового мировосприятия, был ученым, мыслителем, поэтом, общественным деятелем. Несомненно, этот человек занимает особое место в российской и зарубежной истории. Именно на его концепциях строилась вся философия русского просвещения. Ломоносов, Радищев и ряд других деятелей формулировали передовые теории, системы воззрения, порождающие надежду на совершенствование картины мира. Оно, в свою очередь, достигается человеческой энергией и разумом. Философия Ломоносова и Радищева базировалась на материальности и реальности мира.

Патриотизм

Какой была русская философия 18 века? Ломоносов обладал действенным, высоким патриотизмом. На эту черту обращали внимание абсолютно все, кто в той или иной степени взаимодействовал с ученым. Любовь и уважение к родным местам свойственна любому русскому человеку. Но у мыслителя это проявлялось особенно ярко. Каждый человек в той или иной степени взаимодействует с культурой своей эпохи. Индивид усваивает ее, действует в ней, обогащает ее. Философия Ломоносова, кратко говоря, продвигает концепцию о неисчерпаемых возможностях страны. Мыслитель видел и ощущал огромную силу народа. Все это рождало в нем безграничную любовь к стране, страстное стремление способствовать ее процветанию. Все эти чувства ярко отражает русская философия. Ломоносова отличала глубочайшая вера в народ и страну.

Культура

Ее усвоение не было простым для Ломоносова. Обуславливалось это тем, что в XVIII в. культура носила переходный характер. В этот период проходил процесс вытеснения средневековой культуры. В первой трети столетия он приближался к своей кульминации. Но на окраинах государства, в особенности на поморском Севере оставались районы, в которых господствовали средневековые традиции. В качестве одной из них выступало старообрядчество. Философия Ломоносова, кратко говоря, основывалась на том, что совершенствование человека должно идти не через благочестивые молитвы, пост, размышления, а с помощью познания окружающего мира, закономерностей, присутствующих в нем. Основная цель концепции мыслителя состояла в достижении процветания страны посредством развития культуры.

Панегирик наукам

В исследовательской деятельности Ломоносов видел основу просвещения. Восхваляя дела Петра, он говорил о том, что именно науки сделали правителя Великим. Многие высказывались против большого числа гимназистов и студентов. Возражая им, Ломоносов называл множество сфер деятельности, в которых нужны ученые люди. В частности, он говорил о важности освоения Сибири, Северного морского пути. Необходимы были ученые люди и в горном, военном, торговом деле, на фабриках, в сельском хозяйстве. Философия Ломоносова реализовывалась не только в учебной и учебно-организационной деятельности. Его можно назвать первым популяризатором естествознания в стране.

"Слова"

Вклад Ломоносова в философию огромен. Особое значение при его оценке имеют многочисленные труды ученого. Так, в "Слове о пользе химии" ученый с увлечением рассказывает о явлениях природы, для исследования которых необходимы знания этой дисциплины. Именно с этой работы начала свое развитие корпускулярная философия Ломоносова. Ученый указывал на тесную связь химии, математики и физики. Ломоносов описывает процесс познания свойств первоначальных частиц, составляющих тела. Простым и доступным языком он говорит о важности и необходимости знаний по химии при изучении запахов, вкусов, цветов, в медицине, фармакопее, при анализе физических характеристик веществ и пр. Ломоносов разъясняет особенности применения науки в изобразительном искусстве, технике, ремеслах. Также наглядно и просто он знакомит людей с достижениями современной ему эпохи и в других "Словах". Все эти работы были прочитаны в Академии наук на публичных заседаниях.

"Ученая дружина"

Философия Ломоносова формировалась под влиянием прогрессивной мысли его предшественников. Они вошли в историю как "ученая дружина". К ним относились Феофан Прокопович (новгородский епископ), Антиох Кантемир (поэт-публицист) и В. Н. Татищев (историк, известный государственный деятель). Эти люди были широко образованы, являлись ярыми противниками застоя и мракобесия. Прокопович преподавал философию в Киевской академии, затем занимался естествознанием. Кантемир перевел книгу Фонтеля, опровергающую библейский подход к процессу образования Вселенной. Все они поддерживали петровские реформы, выступали за развитие флота и промышленности, отстаивали важность распространения научных знаний. "Ученая дружина" всегда находилась в центре политической жизни.

Социальный идеал

В гражданской позиции мыслителя доминировал пафос утверждения. Его социальный идеал являлся в высшей степени демократичным. В нем учитывались интересы не только привилегированных классов, но и низов – простого народа. Например, Сумароков придерживался позиции, что просвещать необходимо, в первую очередь, "сынов отечества" – дворян. А потом они, поставив общегосударственную пользу на передний план, сами будут заботиться об остальных слоях. Философия Ломоносова принципиально отвергала такой подход. Мыслитель был против признания культурной и общественной неполноценности простого народа. Просвещение всего населения, о необходимости и важности которого все время говорил Ломоносов, являлось для него самой актуальной и масштабной задачей. Нужно было как можно быстрее претворять его мысли в жизнь.

Сатира

Философия Ломоносова не отвергала ее, но отношение к ней было довольно прохладным. Историки не исключают, что это обусловлено его собственным "мужицким" происхождением. Над ним, кстати сказать, все время иронизировал Сумароков. В народе, безусловно, любили и злое словцо, и шутки. Но использовались они на досуге, а не в процессе работы. Практически для всех поэтов 18 века их творчество являлось не только духовно-биографическим фактом, но и деятельностью государственной важности. Такого отношения к своей работе от них требовало время. Ломоносов сделал лирику и оду, как основной ее жанр, важнейшим элементом гражданского начала, неотделимого в начале столетия от государственного. В этом состоит выдающаяся заслуга мыслителя и проявляется его исключительная самостоятельность как поэта.

Изучение общественных проблем

Как выше уже говорилось, Ломоносову была свойственна глубокая любовь к своей стране и народу. Он неустанно отстаивал интересы простых людей. В течение всей своей жизни он стремился принести пользу своему государству. Ломоносов не занимался оторванными от реальности, надуманными проблемами. Он старался связать науку и нужды развивающейся промышленности, всего народно-хозяйственного комплекса. В понимании общественных проблем Ломоносов являлся идеалистом. В некоторых своих работах он повествует только о второстепенных причинах бедственного положения населения. При этом ученый не касается главного и основного аспекта – характера экономических связей в стране. Ломоносов не стремился восстать против строя, он отстаивал необходимость гуманного отношения к крепостным, улучшения их жизни. Негативную оценку дает мыслитель духовенству. Он говорит о нем как о рассаднике нелепых суеверий. Духовные лица способствовали увеличению детской смертности, проводя крещение зимой в холодной воде, полагая, что теплая вода нечиста. Священники устанавливают посты, от которых вследствие изменения рациона погибает множество людей. В своих работах говорит Ломоносов и о вреде браков людей с большой разницей в возрасте, которые заключаются по прямым приказам помещиков. Высказывает ученый мысли и о "живых покойниках". Так он называет крепостных, которые сбегают от солдатских наборов и помещичьего гнета. Однако, говоря об этом, Ломоносов ограничивается советом облегчить отягощения людей.

Медицина

Ломоносов считал важнейшим упущением неразвитость сферы здравоохранения в стране. Особое внимание он обращал на бедственное состояние акушерского дела. Отсутствие своевременной помощи приводит к высокой смертности среди населения. Ломоносов предлагал печатать и переправлять в разные регионы страны книги по медицине, возводить аптеки, распространять знания в народе. Так он стремился искоренить вредную деятельность различных ворожей, знахарей, только "умножавших болезни своими шептаниями". Для обеспечения большей эффективности в борьбе с заболеваниями Ломоносов предлагал учредить в стране "медицинскую науку", держать во всех городах необходимое число врачей, отправлять в иностранные университеты больше студентов для получения докторского образования.

Отношение к политике

Лучшей формой правления для Ломоносова была монархическая власть просвещенного человека. Образом такого самодержца был Петр Первый. Ломоносов с большим уважением и почтением относился к нему. Своими реформами Петр попытался покончить с отсталостью государства и найти новые пути его развития. Зарождающиеся капиталистические отношения противоречили вековому устройству феодальной страны. Деятельность Петра, направленная на поддержку нового курса развития, была весьма прогрессивной.

Философия Радищева

Воззрения этого деятеля несут следы влияния разных европейских концепций. Радищев утверждал, что существование вещей не зависит от степени их изученности. По его гносеологическим воззрениям, в качестве основания естествознания выступает опыт. В мире, в котором ничего не существует, кроме "телесного", отдельное место занимает человек. Он является также существом материальным, как и вся природа. Человек выполняет особые задачи, он представляет собой высшую форму телесности. Вместе с этим, между ним и природой установлена тесная связь. Одним из явных отличий человека от других существ, по мнению Радищева, является наличие разума. Однако наиболее важным признаком индивида выступает его способность к осуществлению моральных действий и их оценке. Человек – единственное на планете существо, которое знает, что такое добро и зло. Особым свойством индивида Радищев называет возможность совершенствоваться или развращаться. Являясь моралистом, мыслитель не принимал концепцию о "разумном эгоизме". Он считал, что не себялюбие выступает в качестве источника нравственного чувства. Радищев всегда отстаивал представления о естественной человеческой природе. При этом он не разделял противопоставление социума и окружающей среды, предложенное Руссо. Радищев воспринимал общественное бытие так же, как и природное. Мыслитель защищал концепцию о нормальном жизнеустройстве, считая несправедливость, царящую в обществе, болезнью. В своем знаменитом "Трактате" Радищев исследовал метафизические проблемы. При этом он оставался верен натуралистическому гуманизму, указывая на неразрывность связи духовного и природного начал в человеке. Его позицию нельзя назвать атеистической. Скорее, он выступает как агностик, что отвечает общим идеям его мировосприятия.

Заключение

Вклад Ломоносова в философию по достоинству был оценен не только потомками, но и современниками. Его беспокойная и пытливая мысль заставляла деятеля стать первопроходцем в самых разных научных сферах. Динамика переходов, энциклопедизм ученого во многом определялись патриотическими устремлениями. На них основывалась его просветительская работа. Она, в свою очередь, была ориентирована на улучшение дел в Академии наук, а также на развитие отечественного образования. Ломоносов не замечал каких-либо негативных сторон в деятельности Петра. Реформы монарха являлись для него тем максимумом, выше которого его общественные устремления не простирались. Свою патриотическую задачу Ломоносов видел в том, чтобы эффективно способствовать окончанию петровских преобразований. Его деятельность всегда была тесно связана с наиболее актуальными потребностями государства, с его культурным, промышленным развитием. Вся его работа была направлена на процветание страны.

Историческое значение ученого также в том, что он всегда настаивал на широком распространении образования в государстве. Ломоносов выступал за активное привлечение простых людей в науку. На собственном опыте он показал, на что способен человек ради процветания своего Отечества.

Комментарии