Какие справки при увольнении выдаются работнику? Приказ Минтруда России
Какие справки при увольнении работодатели должны выдавать сотруднику? Этот вопрос волнует многих, поэтому необходимо заранее разобраться, какие справки являются обязательными, а какие должны быть оформлены непосредственно по просьбе самого работника.
Справка о зарплате – первое и самое главное
Во-первых, сразу же после увольнения бывший сотрудник имеет полное право получить справку о зарплате. В ней должна иметься информация о сумме заработной платы за несколько лет, а именно за 2 календарных года до подачи заявления о прекращении деятельности. Форму данной справки утвердил Минтруд России от 30 апреля 2013 года. Такую бумагу работодатель обязан вручить рабочему без напоминаний, то есть в обязательном порядке.
Перечень прочих обязательных документов
Теперь поговорим о том, какие справки при увольнении должны выдаваться сотрудникам именно в день расторжения трудового договора по заявлению, содержащему просьбу работника. Его необходимо оформить в форме письма. К таким документам относятся официально заверенные справки, которые связаны с деятельностью бывшего сотрудника организации - того, кто увольняется. В соответствии со статьей 62 ТК Российской Федерации, к таким документам относят справку обо всех страховых вычетах либо взносах в Российский пенсионный фонд. Они могут быть как только начисленными, так и уже уплаченными на момент увольнения сотрудника. Кроме того, работник имеет все основания требовать справку о периоде (сроках) осуществления рабочей деятельности у конкретного работодателя.
Помимо справки о заработной плате, он также может получить справку о доходах/заработке физ. лица, которая имеет форму 2-НДФЛ, утвержденную приказом Федеральной налоговой службы России от 17 ноября 2010 года. Кстати, справка 2-НДФЛ также не считается обязательной. Таким образом, если работник не получил данный документ, то в этом виноват будет только он сам, ведь для предоставления этой бумаги необходимо написать соответствующее заявление-просьбу. В чём же смысл этой справки? Ответ прост: она обеспечивает и гарантирует право сотрудника на стабильное получение стандартных налоговых вычетов на протяжении всего календарного года.
Следовательно, если работник нуждается в данных документах, он должен обратиться с соответствующим заявлением в письменной форме к своему работодателю. Если работодатель отказывается в выдаче какой-либо справки при увольнении, это следует расценивать как нарушение законодательства. Именно поэтому директор обязан выдать эти документы беспрекословно, бесплатно и в установленный срок, который составляет 3 рабочих дня.
Кто готовит эти справки
Все вышеперечисленные документы, а именно: справка о доходах физического лица, справка по форме 2-НДФЛ и об обязательных взносах в пенсионный фонд РФ, предоставляет сотруднику отдел бухгалтерии организации. Что касается справки о продолжительности выполнения трудовой деятельности у работодателя, то оно должна быть выдана сотруднику отделом кадров. Если в организации таковая служба отсутствует, то такую бумагу придется оформлять бухгалтерии. Документ о доходах физ. лица на предприятии должен составляться в свободной форме, так как прочие унифицированные формы подобного документа еще не получили утверждение. Какие же важные сведения должна содержать в себе справка от работодателя о страховых взносах в ПФ? Самое важное, что должно присутствовать в этой справке, - это информация о сведениях персонального учета данного работника.
Какие еще обязанности есть у компании в день увольнения сотрудника
Основная обязанность работодателей четко сформулирована в 3 абзаце пункта 4 статьи 11 ФЗ от 1 апреля 1996 года. Данный закон об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования устанавливает следующие правила. Предприятие должно передать бывшему сотруднику сведения о персонифицированном учете и принять от работника подтверждение о том, что он их получил. Это подтверждение должно быть оформлено в письменном виде. Многие сейчас наверняка зададутся вопросом: что входит в состав сведений о персонифицированном учете? Итак, данный документ содержит информацию о страховых взносах компании (как начисленных, так и выплаченных) на обязательное страхование пенсии и стаже. Кроме того, в справке должна присутствовать информация о необязательных, то есть дополнительных страховых взносах работодателя на накопительную часть пенсии.
Документ для центра занятости
Если после прекращения трудовой деятельности на определённом месте сотрудник выходит на новую работу не сразу, а решает временно встать на учет в службе органов занятости, в таком случае ему необходимо запросить на предприятии документ для данного органа. Такая справка нового образца должна содержать в себе информацию о среднем заработке сотрудника за последние три месяца. К слову, этот документ не имеет утвержденной законодательством формы, поэтому главное, что должен соблюдать работодатель при выдаче данной справки, - это правила расчёта, которые установлены Министерством труда и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2003 года.
Каким образом предоставляются сведения
Стоит отметить, что организация, предоставляющая рабочие места, должна в обязательном порядке предоставлять всем работникам копии индивидуальных сведений, направленных самим предприятием в Пенсионный фонд. Копии передаются сотрудникам в сроки, установленные для предоставления отчётности в ПФ, то есть по отчетным периодам. В день расторжения трудового договора работодателя с сотрудником первый обязан подготовить и отдать документ за отчётный период до дня увольнения. Подтверждение в письменной форме от работника о том, что он получил персональные сведения и все необходимые справки при увольнении, следует передать работодателю.
Подпись как доказательство
После получения подтверждения организация обязана закрепить информацию о том, что до работника дошли все важные сведения. Сделать это можно посредством нескольких нижеперечисленных способов:
1. Например, сотрудник может расписаться при получении документов на экземпляре (копии) того или иного документа, который в дальнейшем останется в организации после увольнения работника;
2. Второй способ заключается в том, чтобы сотрудник поставил личную подпись в специальной книге. Чаще всего она носит название журнала учета выданных на руки документов или справок.
Трудовая книжка
Хоть она и не относится к справкам, но после увольнения работника также является обязательным документом, который необходимо ему вернуть. Во время вручения трудовой книжки на руки сотрудника ему следует расписаться о ее получении в книге учета трудовых книжек и удостовериться, что в этот документ организацией была внесена пометка о датах начала и прекращения работ сотрудника. При этом, если работник имеет собственную личную карточку, в нее также должны быть внесены соответствующие записи, заверенные его личной росписью. Если в день увольнения сотрудник не появляется в организации, и личная книжка не может быть вручена ему прямо в руки, то в таком случае организация должна предпринять следующие меры. Бывшему сотруднику направляется письменный документ с уведомлением, в котором должна содержаться просьба о том, чтобы он явился на предприятии для получения трудовой книжки.
Бывают случаи, когда сотрудники не могут прибыть в организацию для получения документа. Тогда работодатель может предложить сотруднику с его согласия отправить книжку по почте. Стоит также отметить, что ответственность предприятие несёт только в том случае, если по собственной инициативе не выдает трудовую книжку ее владельцу. Если же работник сам в письменной форме отказывается от получения документа, или по обстоятельствам либо другим существенным причинам не может его забрать, а организация уже направила бывшему сотруднику письмо с просьбой, то работодатель никоим образом не нарушает закон, который установил Минтруд России.
Кстати, отмечаются ситуации, когда на судебном процессе сотрудники утверждали, что получали письмо от работодателя, но в нём отсутствовала просьба о прибытии на предприятие для возврата трудовой книжки. С целью отстоять свои права в суде организация может предоставить в качестве доказательства опись вложения отправленного письма, которая составляется и заверяется сотрудниками почтовой службы. Только тогда предприятие, которое предоставляло рабочее место, сможет доказать свою правоту и избежать наказания.
Ответственность для безграмотных работодателей
Теперь поговорим о том, какое наказание может преследовать уклоняющихся от исполнения своих прямых обязанностей работодателей, не выдающих справки при увольнение. Какие справки должны выдать - с этим мы уже разобрались, а вот что может грозить недобросовестным начальникам, подробно рассмотрим в этом разделе. В соответствии с законодательством, такие случаи регулирует статья 5.27 КоАП Российской Федерации, которая содержит в себе следующие правила.
Во-первых, подобным безграмотным или намеренно не соблюдающим нормы Трудового кодекса РФ работодателям может грозить административный штраф. Его размер колеблется от одной тысячи до 5000 руб. Если же предприниматель осуществляет свою деятельность без образования юридического лица и регистрации в государственном реестре, то в таком случае, кроме получения штрафа, организация может быть лишена прав деятельности сроком от одного до 3 календарных месяцев. Юридические лица, нарушающие законодательство Российской Федерации, могут получить штраф размером от 30 000 до 50 000 руб. или также оказаться временно нетрудоспособными на 90 дней.
Приказ Минтруда РФ также уточняет наказание для организаций, которые уже были ранее привлечены к административной ответственности за какое-либо нарушение. Для таких предприятий возможна дисквалификация сроком от одного календарного года до 3 лет.