Мотивация преступного поведения. Психология преступного поведения

Мотивация преступного поведения, как и любое другое побуждение к действию психофизиологического характера, имеет общие признаки человеческого поведения. Только их вытесняют цели и потребности, по своему социальному содержанию являющиеся криминальными. Хотя, в юридической литературе отсутствует единство мнений об этической сущности мотивации преступного поведения, поскольку все предпосылки и цели считаются общественно опасными. Однако, с психологической точки зрения, данная тема представляет немалый интерес, поэтому ей стоит уделить внимание.

Вкратце о понятиях

Психология преступного поведения очень интересна, однако чтобы понимать её, необходимо разбираться в терминах. Одним из важнейших понятий в данной теме является мотив. Это – компонент личности, влияющий на внутреннее формирование стимула поведения.

Недаром обосновано утверждение, гласящее о том, что каков мотив, такой и человек. Это лишний раз подтверждает известная притча про рабочих на стройке. Один человек поинтересовался у них, что они делают. Один ответил: «Я таскаю этот проклятый камень!». Другой сказал: «Я зарабатываю на хлеб». А третий ответил: «Я строю прекрасный храм». И это лишь единственный пример, демонстрирующий различность внутренних установок при внешне одинаковом поведении.

Мотивация – следующее важное понятие. Это динамика мотивов, процесс их возникновения и последующего формирования, развития и изменения. Она влияет на постановку целей и принятие решений. С ней, как и с упомянутым в начале понятием, тесно связана мотивировка. Это - попытка рационально объяснить свою внутреннюю установку. И зачастую, особенно в криминальных случаях, она не имеет ничего общего с истинными мотивами.

Исходя из всего упомянутого, возникает вопрос. Когда начинают формироваться мотивы? Очень рано, ещё в детстве. Мотивы являются основой личности. Они формируются как бы вне человека. Впоследствии меняются, корректируются, дополняются. Но зачастую мотивы постоянны для индивида, они пронизывают всю его жизнь. Что объясняет последовательность действий человека во всём, даже в совершении преступлений. Конечно, в непредвиденных или аффективных ситуациях кажется, что мотив возникает мгновенно, под воздействием обстоятельств. Но, как бы там ни было, он уже имеет личностный корень.

Уровни мотивации

Теперь можно перейти к основательному рассмотрению темы. Психология преступного поведения выделяет два уровня мотивации. Первый называется рациональным, внешним. А второй именуется глубинным, смысловым. Именно он определяет поведение индивида.

В качестве примера можно рассмотреть ограбление. Внешне оно может мотивироваться желанием индивида быстро обогатиться и корыстью, тягой к материальным благам. Но с точки зрения глубинного уровня, здесь кроются другие предпосылки. Совершая ограбление, человек снижает свою психотравмирующую тревожность, касающуюся того, что ему будет грозить опасность и нужда, если он не будет достаточно обеспечен.

Важно отметить, что мотивация преступного поведения в криминологии сложно различима по уровням. Особенно если рассматривать сложные и особо тяжкие нарушения закона, которые плохо поддаются объяснению. Но именно в таких ситуациях очень важен психологический подход. Зачастую лишь поняв смысл сложных преступлений, удаётся сформировать следственные версии, которые впоследствии помогают найти виновных.

Аспект бессознательного

Некоторые примеры способны помочь понять, что представляет собой мотивация преступного поведения. Значение и виды можно лучше усвоить, если обратить внимание на пример.

Поистине жестокими и ужасающими преступлениями являются те, которые связаны с изуверскими действиями, осуществляемыми по отношению к детям. Понять, по каким причинам некоторые нарушители закона их совершают, действительно трудно. Принято считать, что предпосылками являются психические расстройства, нередко возникшие из-за проблем, связанных с сексуальной сферой. Но это не всегда так. Ведь расстройства бывают и у людей, обожающих детей. О таких обычно говорят, что они их и пальцем бы не тронули. Но почему тогда они совершают эти действия?

Причина есть. Часто выясняется, что такие преступники, ещё будучи детьми, сами подвергались жестокому обращению. И смысл их насильственных действий заключается в устранении психотравмирующих воспоминаний из своего же детства. Это сравнимо с самоубийством, осуществляемом на психологическом уровне. Детские травмы сами «всплывают» в подсознании человека, причём обычно в состоянии опьянения, ведь только тогда внутренний контроль над поведением снимается.

В момент совершения преступления такого рода, в человеке пересекается сознательное с бессознательным. Две сферы, которые и так находятся в сложных отношениях друг с другом.

Что хранится на подсознательном уровне? Не воспоминания. Они всегда осознанны. На подсознательном уровне хранится информация о влечениях человека, его ощущениях и переживаниях. В большинстве случаев они по нравственным причинам в сознании не отражаются. И именно поэтому некоторые люди не идут вглубь самих себя. Они боятся, что им придётся столкнуться с личными «тёмными попутчиками» - теми дьяволами, которые принадлежат им. Собственно говоря, именно поэтому большинство преступников не идут на покаяние. Так как для них это означает встречу со своими монстрами, таящимися в глубине души.

Корыстные преступники

Это целая социальная категория, выделяемая рядом учёных. Которая включает в себя типы преступников, представляющих особый интерес. Их стоит перечислить.

Первый тип – утверждающийся. Преступники, относящиеся к нему, совершают нарушения исходя из причин, понятным по названию. Они утверждают себя на индивидуальном, социальном или психологическом уровне. К тому же их возвышает мысль о владении и распоряжении похищенным, престижным имуществом.

Второй тип – дезадаптивный. К нему относятся не особо опасные преступники, хотя им и свойственны социальные нарушения. Они избегают личностных контактов, обязательств, ответственности и привязанности. Основу их поведения составляет личностная неопределённость и психологическая отверженность. Если они устраиваются на работу, то надолго там не задерживаются. И их источником дохода становятся кражи и прочие имущественные преступления.

Третий тип – алкогольный. Он схож с дезадаптивным. К этому типу относятся хронические алкоголики, которые совершают имущественные нарушения с одной целью. Формирование мотивации преступного поведения здесь максимально простое. Этим индивидам всего лишь нужны средства, чтобы купить спиртное. Они деградированы, у них отсутствуют всяческие ценности. Единственным смыслообразующим мотивом их поведения является алкоголь. Круг общения у таких особ соответствующий. В него входят собутыльники, имеющие тот же интерес. Они всегда готовы составить компанию в процессе добывания средств на спиртное. Преступления их примитивны – обычно это мелкие хищения, в ходе которых они крадут то, что сразу же сбывают, не устраняя следов, и тратят выручку.

«Игроки»

Это ещё не все существующие категории. Есть и четвёртый тип, называемый игровым. В данном случае наблюдается неоднозначная мотивация преступного поведения, понятие и структура которой представляет особый интерес.

Дело в том, что преступники игрового типа испытывают постоянную потребность в риске, жаждут острых ощущений. Это можно сравнить с зависимостью. Которой они следуют, осуществляя рискованные операции и совершая опасные дела.

Психологи считают поведение таких индивидов полимотивированным. Их «игровые» побуждения ничуть не уступают корыстным. Этим людям важно получить как деньги, так и эмоциональные переживания. Однако среди нарушителей закона данного типа, кроме хулиганов, разбойников и грабителей, встречаются и особо опасные лица. Насильники, если быть точнее. Их манит возможность получить желаемое, устранив сопротивление жертвы, которое может доставить неприятности. Такая «обстановка» даёт индивиду то, что он хочет – ощущение опасности, риск быть пойманным.

«Игроки» часто встречаются и среди мошенников. Им нравится проявлять свою ловкость и умения, использовать обстоятельства себе во благо, ощущать необходимость сконцентрироваться и принимать мгновенные решения. Яркими представителями в данном случае можно считать карточных шулеров, которые ведут сразу две игры – не честную, и по правилам.

Рассказывая про типы преступников, стоит отметить, что и «игроки» делятся на две категории. Каждой из которых свойственна своя мотивация.

К первой относятся индивиды, являющиеся самыми настоящими экстравертами. Они импульсивны, активны, и даже в самых опасных ситуациях и отчаянных авантюрах им чужд страх перед возможным разоблачением. Всё потому, что именно эти ощущения им и нужны. Они играют с соучастниками и законом, ставят свою жизнь на кон, рискуют свободой. Можно подумать, что эти люди бессмертны – настолько они отчаянны.

Ко второй категории относятся правонарушители, стремящиеся произвести впечатление на соучастников. Они артистичны, способны мгновенно приспосабливаться к внезапно изменившейся ситуации, умеют действовать пластично. Ощущения таким индивидам нужны, но ещё важнее им получить статус лидера.

Другие типы

«Семейные» - так называется ещё одна категория правонарушителей. Индивиды, относящиеся к ней, мотивированы семьёй, как бы это ни звучало. В большинстве случаев они становятся взяточниками и расхитителями. Реже всего «семейные» занимаются грабежом.

Чаще всего это – мотивация преступного поведения женщин. Они крадут вверенное им имущество ради супруга, детей, любовников, дорогих людей. Хищение совершается не столько для удовлетворения своих корыстных потребностей, сколько для обеспечения близких.

Отметить вниманием необходимо и «отвергаемый» тип, к которому чаще всего относятся насильники. Очень важно понимать, какая у них мотивация и мотивы преступного поведения. Юридическая психология считает, что к «отвергаемому» типу, кроме насильников, никто более не относится.

Эти люди имеют серьёзные проблемы в сфере межличностных общений. Их можно назвать дефектными. Нередко они страдают слабоумием, отсталостью или дебильностью, имеют физические недостатки. Их презирают и отвергают. Из-за отсутствия умственного развития, они не способны усваивать нравственные и этические нормы, призванные регулировать общение между людьми. Но потребности никуда не исчезают. Поэтому они удовлетворяют их социально неприемлемыми способами, прибегая к насилию.

Реализация стимулирующих потребностей

Это – ещё один нюанс, который включает в себя мотивация преступного поведения. Ранее уже была упомянута одна стимулирующая потребность (алкоголь). Сейчас речь пойдёт о наркотиках. Эта потребность, свойственная ограниченному количеству индивидов, нередко является причиной, по которой совершались тяжкие правонарушения.

Мотивация преступного поведения, связанная с наркотиками, понятна любому человеку. Индивиду нужна «доза», для покупки которой необходимы деньги. Нередко их у человека нет, поскольку он постоянно находится в состоянии наркотического опьянения, и заработать их не способен. Да и кто будет держать зависимого на работе?

В итоге наркотики заканчиваются, начинается ломка. Беспокойство, усиленная тревога, депрессия, повышенная агрессия, мышечное напряжение, бешеное сердцебиение, тремор… это даже не половина того, что одолевает наркомана в момент, когда он остаётся без дозы. Человек теряет связь с реальностью, перестаёт себя контролировать. Ради того, чтобы успокоить себя и свой организм, он готов пойти на всё. Даже на убийство.

Серийные убийцы

Единство мотива – вот, что их характеризует. Всех серийных убийц без исключения. Уже давно доказано, что основу поведения таких преступников составляет не один мотив, а целый комплекс. Нередко он обуславливает и поведение серийного убийцы при совершении очередного злодеяния. Речь идёт о «почерке» преступника, который тот соблюдает, расправляясь с каждой жертвой.

Особый интерес представляет формирование личностных свойств, обусловливающих мотивацию преступного поведения. Зачастую серийные убийцы кажутся нормальными. В обществе они носят «маску», помогающую прятать свою истинную сущность и формировать у посторонних положительное впечатление. Это – защита, создаваемая самим индивидом, которая обуславливает социально одобряемое поведение.

У серийных убийц уникальная психика. Они никогда не выводят копящуюся энергию постепенно. Серийные убийцы выплёскивают её в один момент, минуя сознательное и бессознательное. Именно поэтому многие из них не могут вспомнить подробности своего деяния.

Но что заставляет их убивать? Сложный вопрос. Традиционно выделяют четыре фактора, отражающие большинство существующих мотивов. Это сексуальная агрессия (страсть), контролирование, доминирование и манипуляция.

Сложность конкретизации заключается в том, что практически все серийные убийцы являются отчуждёнными. Нередко они не признают своей вины, так как социальные нормы ими не усвоены. Им известно, какой закон они нарушили, но за что их наказали – убийцам непонятно. Нередко эти индивиды асоциальны, дезадаптивны, агрессивны, погружены в себя. Если они окажутся на воле, то скорей всего совершат рецидив, так как без компенсирующего воспитания личность убийцы не исправить. Но самое худшее – это отсутствие эмпатии. Сложно поверить, но есть индивиды, неспособные переживать эмоциональные состояния других людей и чувствовать что-либо. Такие личности совершают особо тяжкие преступления. Те, за которые дают несколько пожизненных сроков.

Совершение деяния

Рассказывая о том, что представляет собой мотивация преступного поведения, стоит отметить ещё один важный нюанс. Индивиды, совершающие злодеяния, принимают решения в совершенно разных психологических условиях.

Одни могут быть простыми. Человек имеет время на раздумья, он не возбуждён и не находится в стрессовом состоянии. Это, чаще всего, характерно для индивидов, тщательно планирующих преступление, которое в итоге получается расчетливым и сложным для расследования.

Но бывают и сложные условия. Они сопровождаются сильным возбуждением, отсутствием времени на обдумывание, конфликтную ситуацию. Именно в таких условиях осуществляется совершение преступления по неосторожности. Индивид, не сумев удержать себя в руках, поддаётся импульсу. Множество убийств, насилий и избиений произошло именно в накалённых до предела конфликтных ситуациях.

Так вот, после принятия решения наступает этап его воплощения в действительность. Здесь играет действительно важную роль криминогенная мотивация, как причина преступного поведения. Именно от неё берут силы злоумышленники, настраивающиеся на совершение правонарушения, итогом которого становится достижение изначально поставленной цели.

Мотивы ярче всего проявляются именно на раннем этапе – в момент подготовки лицом злодеяния. Человек задаёт себе вопросы и даёт ответы, убеждая себе в правильности задуманного и определяя дальнейшие действия: «Что я делаю? С какой целью? Чего я хочу добиться?». Конечно, мотивы могут и измениться, вследствие переосмысления. Бывает, что люди и вовсе отказываются от идеи совершить правонарушение. В таких ситуациях криминогенная мотивация, как причина преступного поведения, оказывается слишком слабой. К счастью, конечно же. Это лишний раз подтверждает то, что поведение человека обусловлено только его личностью, а не сложившейся ситуацией. Несмотря на то что поводом для преступления нередко являются внешние обстоятельства. Ситуация – это лишь показатель, демонстрирующий личностный порог социальной адаптации человека.

Психические проблемы

Нередко мотивация преступного поведения обусловлена тревожностью. Но имеется в виду не обычный дискомфорт с волнением, который в некоторых ситуациях свойственен каждому человеку. Речь идёт о тревожности, лежащей в основе преступного поведения.

Не всем известно, что именно это чувство сильней всех остальных отражается на физическом и духовном состоянии человека. Тревожность олицетворяет собой беспредметный страх, в основе которого лежат источники угрозы, часто неосознаваемые даже самим индивидом. Они нередко чувствуют себя беспомощными и бессильными, неуверенными в себе, беззащитными. Их поведение дезорганизуется, изменяется его направленность. В некоторых ситуациях именно тревожность стимулирует желание совершить преступление ради собственной безопасности. В такие моменты человек начинает испытывать дискомфорт и воспринимать всё окружающее его, как угрозу.

Возникает мотивация преступного поведения. И её механизм очень специфичен. Тревожность занимает ведущее место в эмоциональной градации человека. Она начинает определять его восприятие всего происходящего вокруг, придаёт событиям и людям враждебный, чуждый, отрицательный характер. В итоге человек выходит из-под действия социального контроля, поскольку его поведение становится дезадаптивным. Бессознательный аспект выходит на передний план – агрессивные и враждебные устремления формируются, будто сами собой. Всё приводит к тому, что человек начинает ощущать хрупкость и призрачной своего бытия, испытывать страх смерти. Психологи объясняют это так – индивид совершает преступление для того, чтобы сохранить собственное бытие, самоценность, и представления о своём месте в этом мире и непосредственно о себе.

Напоследок

Можно ещё немало рассказать о преступной мотивации и прочих особенностях психологического характера, касающихся данной темы. Она действительно очень интересна и обширна. Недаром на эту тему пишут даже такие серьёзные научные работы, как докторская диссертация.

Но даже исходя из вышесказанного можно понять, насколько важен психологический аспект в сфере криминалистики. Особенно если речь идёт о тяжких преступлениях. Мелкие, «одноразовые», редко представляют собой какую-то сложность, так как причины их совершения лежат на поверхности. Зачастую это просто сильное душевное волнение и неумение человека сдержать себя, подавить свои импульсы и противостоять желаниям. Самыми тяжёлыми случаями являются те, в которых индивид удовлетворяет собственные интересы и потребности в ущерб чужому или общественному. К сожалению, они не редки. И это пугает. Ведь мы живём в одном обществе, но даже понятия, порой, не имеем о том, кто именно нас окружает.

Комментарии