Завод имени Хруничева – ведущее авиакосмическое предприятие с вековой историей. Здесь выпускали первые отечественные легковые автомобили «Руссо-Балт», бронеавтомобили, самолёты гражданского и военного назначения. С 60-х годов предприятие занимается разработкой ракетно-космической техники.
Второй автомобильный
Начало XX века ознаменовалось бурным развитием самодвижущейся техники. Сначала автомобили импортировались в Российскую империю из Германии и Франции. Позже в Риге открыли первый завод по выпуску машин с ДВС под брендом «Руссо-Балт». Следующим отечественным автомобильным центром стала Москва. Завод имени Хруничева ведёт свою историю с 1916 года, когда в Филях начали строительство Второго автомобильного завода "Руссо-Балт".
Впрочем, революция нарушила планы акционеров. Предприятие было национализировано и достраивалось новой властью. В 1921-м завод был переименован в 1-й бронетанковый и отошёл в ведение Бронеуправления РККА. Через год первые 5 машин проехали на параде перед кремлёвским руководством.
Первым делом самолёты
Как ни странно, успешный старт предприятия послужил причиной его перепрофилирования. Было решено выпускать на базе его мощностей более технологичную продукцию – цельнометаллические самолёты. Так как отечественной конструкторской школы в этом направлении не было, завод имени Хруничева в 1923-м передали в концессию немецкой компании «Юнкерс». Основным модельным рядом были лёгкие самолёты Ю-20 в транспортном и разведывательном исполнении.
В 1925 году оправившаяся после гражданской войны экономика уже позволяла выпускать авиатехнику собственными силами. Контракт с «Юнкерсом» был аннулирован, и в 1927 г. предприятие было реорганизовано в завод №7 (чуть позже – в №22 им. 10-летия Октября). С этого момента завод имени Хруничева в Москве становится самым передовым изготовителем самолётов в стране. За короткие сроки были отстроены новые цеха, подготовлены высококвалифицированные кадры.
Модельный ряд
До ВОВ предприятие выпускало широкий модельный ряд авиационной техники. Первенцем стал цельнометаллический самолёт-разведчик конструкции Туполева Р-3 (АНТ-3). К весне 1929-го завод выпустил 79 машин. С 1928 года параллельно собирались истребители-полуторапланы И-4 (АНТ-5) и уникальные для того периода бомбардировщики тяжёлого класса ТБ-1 (АНТ-4). В феврале 1932 года в небо поднялся тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6).
На самолёте Р-6 (уменьшенная версия ТБ-1) впервые был обследован Северный полюс перед высадкой экспедиции Папанина. В конце 30-х наиболее массовым стал фронтовой скоростной бомбардировщик СБ (АНТ-40), было выпущено 5695 единиц. Перед войной была разработана удачная модель пикирующего бомбардировщика Пе-2.
С началом Великой Отечественной войны завод имени Хруничева переключился на ремонт повреждённых летательных аппаратов. Одновременно выдающийся конструктор Ильюшин спроектировал Ил-4 (ДБ-3Ф), ставший основным бомбардировщиком и торпедоносцем. В 1942-м Туполев разработал Ту-2, ставший основной моделью предприятия. К концу ВОВ было выпущено 1700 машин.
В 1946 заводу было поручено освоить выпуск туполевских реактивных бомбардировщиков моделей Ту-12 и Ту-14. С 1949-го основной продукцией становятся самолёты стратегического назначения. Среди них:
- «Летающая крепость» Ту-4 (1950);
- бомбардировщик-носитель ядерного оружия М-4 (1953);
- 3М (модификация М-4 с усовершенствованными моторами) (1956);
- реактивный четырёхдвигательный бомбардировщик М-50А (1959).
Ракетостроение
Развёртывание Соединенными Штатами в 60-х годах межконтинентальных баллистических ракет (более 900 пусковых установок) типов «Титан-1», «Титан-2» и «Минитмен-1», способных доставить ядерные заряды до территории СССР, потребовало принятия ответных мер. 30 марта 1963 года вышло постановление о строительстве отечественных МБР УР-100 разработки Челомея В.Н. на заводе им. М.В. Хруничева в Филях.
Ракетный комплекс УР-100 воплотил в себе ряд новых научно-технических и конструкторских решений и в 1967 году был принят на вооружение. В отдельные годы общее число МБР УР-100 и ее модификаций в группировке РВСН достигало 1000 единиц.
«Рокот»
К началу 90-х назрела необходимость конструирования экономичной ракеты лёгкого класса. На завод имени Хруничева были возложены работы по изготовлению носителей для запусков коммерческих космических аппаратов с использованием снимаемых с вооружения стратегических баллистических ракет РС-18, серийно выпускавшихся заводом.
Стартовый комплекс для новой ракеты-носителя, получившей название «Рокот», было предложено создать на космодроме Плесецк. Уже имевшаяся инфраструктура позволила с минимальными доработками использовать основные сооружения и технологические системы стартового комплекса.
День сегодняшний
Завод имени Хруничева является головной площадкой ФГУП «ГКНПЦ им. Хруничева», включающей ряд КБ и предприятий космической отрасли. Ракеты-носители класса «Протон» стали визитной карточкой завода. Здесь также разрабатывают несколько перспективных проектов, основным из которых является семейство ракет тяжёлого класса «Ангара». Также завод собирает различные космические аппараты (КА), участвует в международных проектах. Среди них:
- спутник дистанционного зондирования «Монитор-Э»;
- малый КА связи «Казсат»;
- унифицированная космическая платформа «Яхта»;
- КА «Экспресс»;
- телекоммуникационный КА «Нимик»;
- система связи «Иридиум»;
- разгонный блок для индийских партнёров 12КРБ;
- часть ракетного комплекса KSLV-1 для Южной Кореи.
Среди революционных проектов – разработка экологически безопасного ракетно-космического комплекса «Байтерек». Завод имени Хруничева адрес имеет следующий: город Москва, 121087, улица Новозаводская, 18.