Авиационная техника: разработка, производство, обслуживание

Человечество постоянно стремится улучшить условия существования. Прогресс в различных сферах постоянно ведет к росту уровня жизни. Достаточно сравнить жизнь каких-то 150 лет назад с современностью, чтобы понять: прогресс – это необратимо и очень хорошо.

Один из факторов ускорения прогресса – совершенствование средств передвижения, изобретение новых видов. Еще пару веков назад мало кто верил в возможность передвигаться по воздуху в летательных аппаратах тяжелее воздуха. Сегодня же авиация прочно вошла в жизнь человека. Авиационная техника находит применение во многих областях жизни: грузо- и пассажироперевозки, сельское хозяйство, научные исследования, военная промышленность и даже отдых.

Зарождение авиации

авиационная техника

На заре прогресса в этой сфере его двигали в основном энтузиасты, окрыленные идеей. В то время было мало знаний о законах аэродинамики, поэтому строились экземпляры с машущими крыльями. Технология материалов также была далека от совершенства, поэтому первые летательные аппараты были очень ненадежными. Благодаря кинематографу, позволившему сделать ускоренную съемку движения крыльев птиц, светлые умы отказались от движущихся крыльев. Начались исследования и опыты в области аэродинамики. Это был один из первых шагов, давших толчок в правильном направлении.

Тогдашние авиаконструкторы поняли, что разработка авиационной техники будет происходить более успешно, если использовать модели будущих летательных аппаратов, исследовать результаты их обдува в аэродинамических трубах. Таким образом, метод научного тыка стал гораздо более дешевым и безопасным.

Также стало очевидным, что невозможно произвести разработку достаточно надежного летательного аппарата в одиночку. Слишком много разнородной информации нужно было учитывать, чтобы создавать действительно надежную авиационную технику.

Трудности на начальном этапе развития

производство авиационной техники

Еще одним фактором, который сдерживал прогресс, было то, что сам конструктор должен был выполнять много дополнительных обязанностей. Нужно было не только производить расчеты, а и конструировать, и обслуживать летательные аппараты еще на стадии разработки и в дальнейшем, самостоятельно испытать летательный аппарат, а значит - нужно было научиться летать. У кого? У самого себя.

И еще немаловажный фактор – нужно было зарабатывать средства, чтобы обеспечивать и свое проживание, и продвижение своей мечты. К тому же зачастую приходилось преодолевать насмешки и издёвки завистников, недоброжелателей и скептиков. А это ложилось тяжелым эмоциональным грузом на изобретателей.

Конструкторские бюро

Сегодня, когда этот трудный этап становления авиационной сферы уже давно позади, мы имеем четкое разделение. Есть конструкторские бюро, которые получают заказы от заинтересованных ведомств, чтобы была разработана авиационная техника. Эти разработки щедро финансируются стороной заказчика, будь то государством или каким-то другим органом. Конструкторские бюро имеют всю необходимую материальную базу для исследований, расчетов, моделирования, изготовления опытных образцов.

От расчетов к испытаниям

обслуживание авиационной техники

Когда конкретный экземпляр летательного аппарата готов, приходит время произвести испытание авиационной техники. В дело вступает обученный персонал – летчики-испытатели и другой летно-подъемный состав, имеющий за плечами многолетний опыт полетов в различных погодных условиях и внештатных ситуациях, когда происходит поломка или отказ какого-либо агрегата.

Сначала авиационная техника испытывается на земле. Все рабочие параметры фиксируются бортовым самописцем и анализируются. Если все параметры в допустимых пределах, наступает следующий, наиболее ответственный этап – летные испытания. На этой стадии, помимо бортовых самописцев, большое внимание уделяется впечатлениям и ощущениям, которые возникают у испытателей в ходе пробных полетов. На их основании могут быть предприняты меры по доработке в тех сферах, по которым будут высказаны замечания или пожелания.

Опытные образцы – не конец процесса

После того как все это учтено в конструкции, наступает время наладить производство авиационной техники, прошедшей испытания. Заказ поступает на авиационный завод, который имеет необходимое оборудование для осуществления заказа. Однако не один завод будет участвовать в изготовлении авиационной техники. Могут участвовать десятки заводов, имеющих узкую специализацию. К примеру, изготавливающие авиационные двигатели, навигационное оборудование, приборы контроля за работой всевозможных систем в полете. Тысячи деталей должны быть выготовлены и пройти проверку на соответствие расчетным параметрам. Это очень ответственный момент.

К примеру, при производстве лопаток для турбин реактивных двигателей только 3-5% изготовленных деталей пройдет технический контроль. Остальные будут забракованы и отправлены на переплавку. К качеству продукции предъявляются максимальные требования. Ведь выход из строя важных деталей может привести к катастрофическим последствиям.

То, ради чего трудились

эксплуатация авиационной техники

Но вот наш красавец сходит с конвейера. Годы кропотливого труда должны окупиться. На одном экземпляре никто не остановится. Будут выпущены десятки, а может быть, и сотни экземпляров летательного аппарата.

Эксплуатация авиационной техники будет приносить плоды. Теперь настало время задействовать в этом процессе хорошо обученные летные экипажи, персонал наземных служб, которые будут обеспечивать полеты авиационной техники во многих аэропортах, аэродромах, станциях радиолокационного наблюдения и навигации.

Небо начинается с земли

испытание авиационной техники

Конечно же, не останется в стороне и персонал, который будет производить обслуживание авиационной техники на земле.

Заправка топливом, маслами, сжатым воздухом, водой… Предполетная и послеполетная проверка оборудования на выявление возможных неисправностей… Замена и испытание узлов и агрегатов, отслуживших свой ресурс на предмет возможности дальнейшей эксплуатации… Регулярный внешний осмотр фюзеляжа, крыла, шасси, двигателей, хвостового оперения... Все это требует обучения и подготовки высококвалифицированных кадров.

За какие-то 150 лет авиация перешла из разряда фантастики и мечтаний в разряд высокотехнологичной промышленности. В этой сфере заняты миллионы людей. Давно закончилось время, когда авиация держалась на одном энтузиазме. Сегодня это сфера научных исследований, разработок, испытаний и производства, приносящая огромную пользу человечеству.

разработка авиационной техники

Если сравнить внешний вид современных летательных аппаратов с первыми образцами, мы увидим изящество и красоту, надежность и комфортность. На благо людей трудятся такие недавно возникшие виды науки, как биомиметика и эргономика. Несмотря на колоссальный успех, авиационная техника продолжает развитие. Нет сомнений, что она будет оставаться предметом дальнейших совершенствований и гордости человечества.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.