Закон "О рекламе". Федеральный закон N 38-ФЗ: суть
В последнее время рекламы стало невероятно много. Она окружает нас повсюду: в интернете, на улице, по телевидению и т.д. Естественно, такая обширная и сложная система, как реклама должна подлежать строгому регулированию. Федеральный закон "О рекламе" с комментариями будет разобран в этой статье.
Сфера применения закона
В соответствии с Федеральным законом "О рекламе" представленный процесс является донесением определенной информации любым законным способом, с использованием любых средств и в любой форме. Информация может быть направлена неопределенному кругу лиц. Адресована она при этом на привлечение внимания к объекту процесса. Формирование и поддержание интереса к определенному объекту - вот что является главной целью рекламы.
Сфера применения Федерального закона довольно большая. Так, вторая статья гласит о политической рекламе, о справочно-информационных или аналитических материалах, об информации о товарах и т.д. Все требования, устанавливаемые настоящим законом, относятся, как правило, к изготовителю товара, но распространяются на граждан, исполняющих услуги и работы по рекламированию.
Требования к рекламной продукции
Статья 5 Федерального закона "О рекламе" закрепляет основные требования к рекламным процессам. Закон говорит о том, что эти процессы могут носить добросовестный и недобросовестный характер. Вот что свойственно недобросовестной рекламе:
- содержание некорректных или лживых сведений о рекламируемом товаре, а также о товарах других производителей;
- наличие информации, порочащей честь и достоинство лица, в том числе и конкурентного;
- наличие запрещенных способов рекламы: презентация под видом другого товара, неверный товарный знак, неправильные сведения об изготовителе и т.д.
Отдельно стоит рассказать про недостоверную рекламу. В ней содержатся:
- характеристика товара, не соответствующая действительности;
- неправильные сведения о преимуществах рекламируемого товара перед другой продукцией;
- недостоверные сведения об условиях доставки, о стоимости, об ассортименте и т.д.
Реклама ни в коем случае не должна призывать к насилию, противоправным действиям, содержать материалы порнографического характера и т.д.
Виды рекламы
Статьи 7-10 Федерального закона "О рекламе" закрепляют основные виды рекламных процессов. Так, статья 7 указывает вначале на то, что нельзя рекламировать ни при каких обстоятельствах:
- взрывчатые вещества;
- незарегистрированная продукция;
- товары без сертификации;
- товары без лицензии;
- продукция, реализация которой запрещена на территории Российского государства;
- наркотические, табачные, некоторые алкогольные средства;
- медицинские абортивные услуги.
Далее законопроект указывает на основные виды рекламы. Здесь выделяются:
- социальная реклама;
- политическая реклама;
- реклама продукции и услуг при дистанционном способе ее продажи;
- реклама стимулирующих мероприятий.
Некоторые специалисты выделяют и другие классификации.
Особенности рекламы
Реклама, как и любое другое явление, обладает рядом особенностей. В частности, здесь присутствуют:
- Телевизионная реклама. Организуется в соответствии с требованиями статьи 14 настоящего ФЗ. Здесь говорится о невозможности прерывать рекламой религиозные и агитационные передачи, а также передачи, длительность которых занимает менее 15 минут. Устанавливаются нормы бегущей строки и длительность рекламных пауз.
- Радиореклама. Основная особенность здесь - продолжительность рекламных пауз, длительность которых должна составлять не более 20% от времени суточного вещания.
- Реклама в печатных изданиях. Должна сопровождаться пометкой, а занимать должна не более 45% объема издания.
- Реклама в кино. Не допускается прерывание ленты. Единственно возможные варианты - бегущая строка либо показ ее перед фильмом.
- Реклама по электросвязи. Не допускается такой тип рекламы без согласия абонента и адресата.
- Наружная реклама. Должна устанавливаться в соответствии с нормами и правилами использования стендов, рекламных щитов, электронных табло и т.д.
Таким образом, Федеральный закон "О рекламе" закрепляет довольно большое количество правил и требований.
О саморегулировании
Четвертая глава Федерального закона "О рекламе" (N 38-ФЗ) повествует о процессах саморегулирования в рекламной области. Что это вообще такое? Речь здесь идет об объединении рекламодателей, создаваемом в целях защиты интересов своих членов и представительства. В объединении устанавливаются и соблюдаются определенные этические нормы, обеспечивается строгий контроль над этими нормами.
Саморегулируемые рекламные организации имеют достаточно широкие права. Здесь, в частности, стоит выделить:
- представление своих законных интересов;
- обжалование нормативных актов в суде;
- рассмотрение дел антимонопольным органом;
- разработка правил профессиональной деятельности;
- оформление жалоб;
- сбор и хранение информации о членах организации;
- ведение реестра членов организации.
Саморегулирование - достаточно частое явление в сфере рекламы.
Участие антимонопольного органа
Выше уже было упомянуто об активном участии антимонопольного органа в рекламной сфере. Этот орган, согласно Федеральному закону №38 "О рекламе", вправе осуществлять достаточно большое количество функций.
- выдачу рекламодателям предписаний о нарушениях;
- предъявление в суд исков о запрете той или иной рекламы;
- обращение в арбитражный суд с заявлением о недействительности отдельных нормативных актов локального типа;
- применение мер ответственности;
- организацию проверок и многое другое.
К слову, проверки рекламных компаний проводит не только антимонопольный орган. О проведении проверок стоит рассказать далее.
Проверки рекламы
Статья 35.1 Федерального закона "О рекламе" (с изменениями от 28.03.2017) гласит о том, что государственный надзор в области производства и показа рекламы должен осуществляться в порядке, установленном законами РФ. Предметом проверок является банальное исполнение должностными лицами требований, устанавливаемых рассматриваемым Федеральным законом.
- истечение сроков исполнения предписания об устранении нарушений;
- поступление в государственные органы жалоб и заявлений от граждан;
- выявление грубых нарушений в ходе проверок, невыполнение рекламными компаниями обязательных требований;
- наличие приказов от руководителей о проведении проверок.
Проверка должна длиться не более двадцати рабочих дней. Однако в исключительных случаях может быть продлена.
Ответственность за нарушения
Федеральный Закон №38-ФЗ "О рекламе" закрепляет ответственность рекламодателей за нарушение установленных требований. Так, статья 38 законопроекта гласит о том, что нарушение законодательства о рекламе влечет за собой гражданскую ответственность для юридических и физических лиц (из ряда индивидуальных предпринимателей). Иск в арбитражный суд может поступить при выявлении антимонопольным органом фактов распространения недостоверной рекламы. Может быть возбуждено дело и об административном правонарушении - в основном для рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
Выплачиваемые недобросовестными сотрудниками рекламных служб штрафы поступают в федеральный бюджет - около 40 процентов от суммы штрафа. 60 процентов поступает в бюджет субъекта.