Лихтеровоз "Севморпуть": характеристики и фото

Советский лихтеровоз «Севморпуть» – это транспортный ледокол, оснащенный атомной силовой системой типа КЛТ-40. Корабль является одним из четырех самых крупных аналогов, предназначенных для не военных действий с ядерным агрегатом. Проектировался и разрабатывался транспортник в Ленинграде (1978 год, ЦКБ «Балтсудпроект»). По заказу правительства СССР судно построено в Керчи на комбинате «Залив». Заложен он был в ноябре 1984 года, спущен на воду в феврале 1986 г. Официальное введение корабля в строй состоялось в 1988 году.

История создания

Лихтеровоз «Северморпуть» – это единственное судно проекта 10081. Были задумки по возведению аналогичного плавательного средства, однако распад СССР повлиял на закрытие работы по КБ «Залив». Рассматриваемый корабль предназначен для перевозки различных грузов контейнерным способом в удаленные северные регионы страны. Маневренность судна во льдах осуществляется при толщине до одного метра.

На первых испытаниях лихтеровоз «Северморпуть» эксплуатировался на международном направлении по маршруту Одесса – Вьетнам – Владивосток – КНДР. Примечательно, что данный корабль может работать и в теплых водах. Последующая эксплуатация судна проводилась на участке Мурманск – Дудинка – Мурманск. В 2007 году специалистами Ростехнадзора была проверена атомная установка корабля. В заключении сказано, что оборудование соответствует нормативным требованиям и обеспечивает радиационную безопасность.

В августе того же года мурманское пароходство объявило о переоборудовании контейнеровоза в плавучее буровое судно. По плану переориентации, за полтора года должны быть сделаны работы по переориентации контейнера. Основной причиной такого решения стала низкая тарифная ставка в эксплуатации лихтеровозов. Этому плану не суждено было состояться. Зимой 2008 года проект по переоборудованию был отменен, а судно передано под юрисдикцию другого оператора.

Интересные факты

В 2008 году (август) лихтеровоз «Северморпуть» был окончательно передан в состав атомного ледокольного флота ФГУП Атомфлот. Осенью следующего года гендиректор компании В. Рукша заявил, что данное судно стоит без работы. Если текущая ситуация будет иметь место и далее, его придется сдать на разборку. И это невзирая на то, что его рабочий потенциал составлял на тот момент не менее 15 лет.

Официальная документация свидетельствует, что атомную установку должны были окончательно остановить к концу 2012, началу 2013 года. Уже в июне 2013 года ядерный силовой агрегат корабля был полностью заглушен. На этом перипетии с рассматриваемым плавсредством не заканчиваются. По указу генерального директора Росатома С. Кириенко, в конце 2013 года начались работы по восстановлению атомного лихтеровоза «Северморпуть». В планах: возобновление функционирования ядерной установки, закупка и загрузка соответствующего топлива. Планируемая дата ввода судна в полномасштабную эксплуатацию – март 2016 года. Основная задача корабля на перспективу – освоение и разработка шельфа Павловского рудного месторождения. Как заявил гендиректор, судно будет востребовано, поскольку его аналогов не имеется.

Обновление

Доработка корабля предполагала замену части оборудования и инженерных элементов. Обновленный «Севморпуть» – лихтеровоз, который должен был оборудоваться двумя дополнительными кранами, новой системой очистки сточных вод, более совершенными трубопроводами и насосными установками. Кроме того, появилась современная радиолокационная станция. Стоимость модернизации на то время составила более 55 миллионов рублей.

В ноябре 2015 года судно вернулось в Мурманск. В мае 2016 года модернизированный корабль вышел в первый рейс, который пролегал к острову Котельный. На борту контейнеровоза находились строительные материалы и продукты питания. На последний момент, ледокольный лихтеровоз «Севморпуть» является единственным действующим образцом в своем классе, используемым в качестве двигателя атомную силовую установку.

Технические характеристики

Ниже приведены основные параметры технического плана рассматриваемого корабля:

  • Изготовитель – Керченский судостроительный завод.
  • Год выпуска – 1988.
  • Водоизмещение – 61,8 тысячи тонн.
  • Длина/ширина/высота – 260/32/18 метров.
  • Осадка – 1180 мм.
  • Силовой агрегат – атомная установка ГТЗА-684 ОМ5.
  • Показатель мощности – 39,4 тысячи конских сил.
  • Управление – регулируемый винт с четырьмя лопастями.
  • Предел скорости – 21 узел в час.
  • Грузоподъемность – 74 лихтера либо 126 20-ти футовых контейнеров.

Описание

Атомный ледокольный лихтеровоз «Севморпуть» представляет собой морское несамоходное судно, которое предназначено для транспортировки различного типа грузов. При этом обеспечивается их обработка даже при отсутствии причалов, выполняется проведение разгрузочно-погрузочных манипуляций, в случае невозможности захода судов в порт по причине большой осадки.

Рассматриваемый корабль обладает массой порядка 300 тонн, благодаря абсолютно герметичному корпусу может находиться в воде самостоятельно, наподобие баржи. Низкая осадка позволяет подтащить транспорт максимально близко к берегу при помощи подходящего буксира.

Уникальность судна заключается в возможности его эксплуатации без наличия глубоководных пристаней. Это позволяет доставлять грузы в места, совершенно не оборудованные для подобных целей. Трюмы и палубы корабля дают возможность перевозить до 74 контейнеров, которые укладываются специальным краном в два ряда. Используя специфические захваты, погрузочное устройство фиксирует лихтеры жестко. Спуск груза на воду производится через кормовую часть. При необходимости, разгрузка может производиться без остановки судна.

Силовой агрегат

Лихтеровоз «Севморпуть», фото которого представлено выше, оборудован энергетической установкой, позволяющей находится неограниченный период времени в пути. Основной атомный агрегат производит пар, а тот приводит в движение турбину. В качестве резервного двигателя выступает дизельный мотор, нагревающий котел и выдающий порядка 50 тонн пара в час.

Контейнеровоз оснащен тремя турбинными генераторами, мощностью по 1700 кВт, а также пятью аварийными аналогами, суммарная сила которых составляет 1400 кВт. Корабль имеет гребной винт с регулируемым шагом, что позволяет обезопасить его от поломки при ударе лопастей о крупные льдины. Кроме того, на атомоходе предусмотрено приспособление для сжигания отходов, производительность которого составляет 50 килограмм в час. Также имеется система очистки и дезинфекции забортного льда, что обеспечивает автономное пребывание для членов экипажа. К услугам команды предоставлена сауна, бассейн, спортивный зал, отдельные каюты.

Современная история

Лихтеровоз «Севморпуть», характеристики которого приведены выше – это единственное в мире транспортное судно, оборудованное атомной установкой. Контейнеровоз провел на стоянке немало времени (с 2007 по 2013 год). Однако на списание корабль не попал, а успешно завершил ходовое тестирование после двухлетнего ремонта. После доработки палубы и кают планируется определить для атомохода привычный режим работы. Как заявляют отечественные и зарубежные специалисты, «Севморпуть» – это настоящий прорыв 21-го столетия.

Корабль возведен в 1988 году, способен практически сам обеспечить весь северный завоз на территории российской Арктики. Сейчас транспортный лихтеровоз готов выйти на полярные экспедиции, при этом его ресурс составит не менее 15 лет.

В завершение

Гражданское использование лихтеровозов активно начало развиваться в 70-е годы прошлого века. Это связано с активизацией освоения полярных широт, а также доставкой гуманитарной помощи нуждающимся странам. Основной причиной спада эксплуатации подобных судов стал распад СССР и отсутствие централизованного снабжения. Военные базы расформировывались, а картографические съемки удаленных северных территорий были прекращены. Стоит отметить, что за всю историю службы атомный лихтеровоз «Севморпуть» перевез более полутора миллионов тонн грузов.

Комментарии
Ошибка в описании! Самоходное судно! Кстати, стоит сейчас в доке в Новоканонерской гавани.
В первые годы жизни этого монстра на его борту было несколько аварий с человеческими жертвами, но почему то я нигде не нашел такой информации. В те годы я учился в Ленинградкой "Корабелке" и нам преподаватели рассказывали о создании этого судна.
1
Произвел эту статейку видимо не сведущий человек, не моряк. Много терминологических ошибок.
Грузовместимость в 126 20 футовых контейнеров-это бред.
Да опечаток/ошибок много по тексту. О них здесь уже написали. Но меня интересует другое. Стоимость его содержания весьма сомнительно покрывается доходом от каботажных перевозок по СМП. Меня интересует другое. Почему его не переделали под УДК. По сути ведь тот же тип... Десантные паромы/баржи, дополнить вертолетной палубой. На порядок лучше "Мистралей". И затрат меньше...
Как раз затрат больше. Переоборудовать всегда гораздо дороже,чем построить новое судно. На Севере такие суда нужны по крайней мере на года их разработки и постройки. Я сам ходил моряком в Арктике на гидрографическом судне и хорошо знаю тот район плавания. Там нет достаточного количества портов портов к берегу ни одно крупное судно снабжения не подойдет из за отмелей. Приходится все грузы перегружать на плашкоуты,баржи и разные мелкие посудины,что так же стоит немалых денег и времени.
1
Какой тупица писал эту статью, осадка 1180мм, у яхты осадка и то больше, мощность-конских сил, а скорость-узлов в час, а это-атомный ледокольный лихтеровоз Севморпуть представляет собой морское НЕСАМОХОДНОЕ судно, этож надо такое сморозить?!! Иди учись, крыса сухопутная!!!
Когда он писал несамоходное судно он наверное имел ввиду лихтер,который да является несамоходным. Судя по тому количеству лихтеров которые только на Архангельском ССРЗ построили в 80-е годы должна была быть построена серия подобных судов. Которая не состоялась .