Договора страхования не будут иметь никакого значения, если компания не выполняет своих обязанностей и не платит при наступлении страхового случая. Страховая выплата – это один из главных ориентиров при выборе страховщика, и ее размер и скорость перечисления имеют первостепенное значение для пострадавших лиц.
Рассмотрим, чем является страховая выплата, как она обеспечивается, и как по этому показателю можно судить о работе страховой компании.
Понятие страховой выплаты
В учебниках по страхованию страховая выплата определяется как материальные или финансовые средства, направленные на компенсацию вреда, причиненного здоровью или имуществу пострадавшего. Перечень факторов, благодаря которым возможна выплата средств, называется страховым случаем. Виды страховых случаев подробно описаны в договоре, который заключается между страховщиком и застрахованным лицом.
Страховой договор может предусматривать и полное, и частичное покрытие нанесенного ущерба. В итоге страховая выплата может представлять собой эквивалент защиты, представленный в денежной форме.
Стоит обратить внимание, что различные виды страхования предполагают и различные виды выплат, к тому же далеко не всегда застрахованное лицо имеет право на прямую компенсацию.Обязанности страховщика
В большинстве случаев страховая выплата – это сумма, оговоренная между страховщиком и держателем полиса. Данное правило известно как принцип ограниченности поставщика. Максимальный размер страховой выплаты обозначен в полисе или установлен законом. Больше означенной суммы страховщик имеет право не выплачивать. Ограничение максимальной выплаты нашло свое подтверждение и в Гражданском Кодексе РФ, в частности, об этом говорится в ст. 929, 942,934,947.
Рассмотрение вопроса начисления суммы страховой выплаты производится на основании страхового акта или аварийного сертификата. Данный документ составляет представитель страховой компании на основании проведенной экспертизы, подтверждающей наступление несчастного случая. Если будет необходимо, страховщик вправе запрашивать информацию о страховом случае у различных государственных и коммерческих предприятий, правоохранительных органов, банков, медицинских учреждений.
Организации и предприятия любой формы собственности обязаны предоставить страховщику необходимые данные, в том числе и те, что представляют собой коммерческую тайну. Страховщик обязан соблюдать конфиденциальность при получении сведений, иначе он может быть привлечен к суду за разглашение приватной коммерческой информации.
Что нужно сделать, чтобы получить выплату?
В первую очередь пострадавший должен написать заявление о страховой выплате и к нему приложить документы, подтверждающие наступление страхового случая. Тянуть с подачей документов не следует – пострадавшему дается для этого лишь месяц. Пакет бумаг различен для разных видов страхования. Среди других необходимых документов могут потребовать:
- акт, удостоверяющий ДТП – при компенсации по ОСАГО, каско;
- документ, подтверждающий обращение в правоохранительные органы – при кражах, порче имущества;
- медицинскую справку, выписку из медкарты, заверенную канцелярией лечебного заведения, заключение о присвоении инвалидной группы – если речь идет о страховании здоровья;
- оригинал полиса, выписку из медицинского заключения и справку из ЗАГСа о наступлении смерти – если речь идет о страховом случае со смертельным исходом.
Перечень документов, которые обязательно следует предоставить при наступлении описанных в полисе обстоятельств, имеется на сайте каждой страховой компании. Нелишне будет уточнить этот список при покупке полиса у страхового агента.
Как долго рассматриваются документы
На основании поданных пострадавшим документов страховая компания принимает решение о выплате. На это страховщику отводится законом от пяти до пятнадцати дней. На основании соответствующих документов страховщик принимает решение о выплате или отказе от денежной компенсации. Последнее решение обязательно должно быть подтверждено объективными причинами (несчастный случай, не попадающий под пункты страхового договора, и прочее).
Иногда этот период может затянуться из-за необходимости более тщательной проверки обстоятельств, спровоцировавших наступление страхового случая. Но обязательно об этом следует уведомить заинтересованных лиц. В некоторых случаях заявление о выплате не может быть рассмотрено из-за обстоятельств – текущего уголовного или гражданского процесса. Тогда страховщик имеет полное право приостановить выплату вплоть до вынесения судебного вердикта.
Выплата и отказ в выплате
Если страховая принимает положительное решение, ждите зачисления денег на свой расчетный счет в течение десяти-пятнадцати банковских дней. Выплата может быть одноразовой или состоять из нескольких частей. Если же вы получили отказ, такое решение страховщик обязан обосновать. Всегда есть возможность обжаловать отказ в судебном порядке.
Как оценить надежность страховщика по размеру выплат
Все страховые компании обязаны в конце года публично предоставлять результаты своей коммерческой деятельности. Такие финансовые отчеты должны быть в свободном доступе на сайтах всех страховщиков. В них имеются показатели сбора страховых взносов, указано количество принятых и рассмотренных заявлений, а также процент компенсационных страховых выплат. Это значение существенно важно для потенциального держателя полиса.
По мнению различных экспертов, наиболее приемлемый показатель выплат составляет около 30-50% всех собранных средств. Если показатель меньше – существует большая вероятность того, что законное страховое возмещение придется выбивать в суде.
Не очень хорош для держателя страховки и обратный вариант – если удовлетворяются более половины поданных заявлений о страховой выплате. Это, скорее всего, указывает на нерациональное использование страховых резервов. Любая страховая компания должна содержать себя, и ее источником дохода являются именно взносы рядовых страхователей. Если выплаты по требованиям будут чрезмерно велики, вполне возможно, что страховщик вскоре объявит о своем банкротстве и не сможет гарантировать страховую выплату.