Стратегии поведения в конфликте

Под конфликтом, как правило, понимают столкновение противоположных мнений, интересов и так далее. Конфликт может стать причиной больших неприятностей, но может и положительным образом повлиять на сложившуюся при тех или иных обстоятельствах ситуацию.

Модели поведения в конфликте могут быть различными. Люди многим отличаются друг от друга. Конечно же, и в конфликтной ситуации все ведут себя по-разному. Психологии известны основные стратегии поведения в конфликте. Они могут быть полезны, так как помогают просчитать дальнейшее поведение человека в подобной ситуации.

Стратегии поведения человека в конфликте

Речь идет об ориентации человека или группы людей по отношению к разворачивающемуся конфликту.

Стратегии поведения в конфликте могут быть следующими:

- уклонение от него. Многие люди не переносят конфликтных ситуаций и стараются избежать их всеми возможными способами. Часто они делают вид, что конфликта не существует. Как правило, они отрицают его даже тогда, когда он очевиден. Избегающие конфликта надеются на то, что он исчезнет сам по себе, то есть без столкновения с противоборствующей стороной, без выяснений отношений и каких-либо осложнений. Данная тактика может привести к тому, что жизнь человека станет невыносимой. Суть в том, что конфликты только в редких случаях завершаются сами по себе;

- приспособление. Часто люди не хотят конфликта, но вместо того, чтобы решить его в открытую, пытаются пойти на уступки противоборствующей стороны и тем самым сгладить ситуацию. Зачастую они начинают пренебрегать своими собственными интересами. Сторона, которая пытается приспособиться, тоже может делать вид, что проблемы не существует, однако, в отличие от описанной выше стратегии поведения в конфликте, будет пытаться принять меры по изменению своего положения. Данная стратегия может быть оправданной только в том случае, если предмет разногласия не так важен, как отношения с соперником;

- сотрудничество. Данная стратегия позволяет найти выход из конфликтной ситуации при помощи открытого обсуждения сложившегося положения. На данном обсуждении обе стороны имеют одинаковую возможность представить и попытаться доказать свои позиции. Данная стратегия будет эффективной только в том случае, если стороны будут пытаться анализировать доводы друг друга, а не просто высказывать свое мнение. Хорошо, если они совместно попытаются найти решение, которое помогло бы достойно выйти из сложившейся ситуации. Чаще всего стороны прибегают к соперничеству тогда, когда предмет разногласий для них одинаково важен;

- противоборство. Каждая из сторон в данном случае настаивает на своем мнении и не желает уступать никаких позиций. Ответная агрессия лишь подливает масла в огонь и делает конфликт более напряженным, эмоциональным, сильным. Стороны могут воздействовать друг на друга при помощи власти, психологического давления и так далее. Соперники запросто могут прибегнуть и к физической силе. Часто у участников появляется ощущение, что они решают более важный вопрос, чем на самом деле. Проигрыш в подобного рода конфликтах может восприниматься как личная неудача. Противоборство начинается, как правило, тогда, когда обе стороны начинают ставить свои интересы выше других. Результатом могут быть надолго испорченные отношения и неспособность к дальнейшему социальному взаимодействию друг с другом;

- компромисс. В данном случае урегулирование конфликта происходит за счет уступок, на которые соглашаются обе стороны. По сути дела, нет ни победивших, ни проигравших. Компромисс не является лучшей тактикой поведения в конфликте, так как участники могут затаить внутреннюю обиду, которая рано или поздно проявит себя.

Стратегии поведения в конфликте различны. Полезно немного подумать и провести самоанализ насчет того, как вы сами выходите из конфликтных ситуаций.

Комментарии