Станция метро "Пролетарская" в Санкт-Петербурге
Жизнь петербургского метрополитена началась в годы, последовавшие за восстановлением города после блокады. Постепенно складывающаяся инфраструктура петербургской-ленинградской подземки продолжает совершенствоваться и сейчас, в XXI веке. Одна из самых новых - станция метро Санкт-Петербурга "Пролетарская".
Инфраструктура петербургской подземной дороги сегодня
Сейчас сеть санкт-петербургской подземки насчитывает пять веток: Московско-Петроградскую, Кировско-Выборгскую, Фрунзенско-Приморскую, Невско-Василеостровскую, Правобережную. В разработке находится новая линия с условным пока названием Юго-Западная. Функционируют в общей сложности 58 станций.
Система метрополитена охватывает почти все части и районы Северной столицы. С сооружением коричневой ветки добавятся еще 3 дополнительных станции. А город будет связан подземной дорогой с отдаленными районами, такими как Шушары, Боровая, Пушкин.
История формирования инфраструктуры петербургского метро
История метро Санкт-Петербурга начиналась еще в бытность его как Ленинграда, а именно в 1941 году, когда началась реализация проекта, но закончена не была в связи с началом Великой Отечественной войны. Продолжившиеся в послевоенный период работы шли ударными темпами, и к концу 1950-х гг. был открыт отрезок Кировско-Выборгской ветки. Самой первой станцией, принявшей своих пассажиров, была "Площадь Восстания" (вестибюль №1, выходящий к улице Восстания).
Летом 1963 г. была освоена Московско-Петроградская линия, осенью 1967 года - Невско-Василеостровская. Правобережная линия начала функционировать лишь почти через двадцать лет. До этого момента удлинялись участки уже открытых линий, проводилась их модернизация. Последняя на данный момент Фрунзенско-Приморская ветка, входившая ранее в состав Правобережной, стала функционировать как самостоятельная к 1991 году.
Место "Пролетарской" в системе петербургской подземки
Мы видим на схеме: станция метро Санкт-Петербурга "Пролетарская" располагается в цепочке Невско-Василеостровской линии и находится между "Ломоносовской" и "Обухово". Главные пересадочные узлы, ведущие к "Пролетарской": с оранжевой ветки - "Площадь Александра Невского", с красной ветки - "Площадь Восстания", с синей ветки - "Невский проспект".
История станции метро Санкт-Петербурга
"Пролетарская" была открыта для входа посетителей в 1981 году. Ее вестибюль находится не слишком далеко от берега Невы, поэтому Пролетарская - одна из самых глубоко расположенных в петербургской подземке. При разработке проекта были использованы передовые технологии советского времени - электронно-вычислительные машины (ЭВМ).
Станция находится в исторической местности бывшей Невской заставы. В этом промышленном районе, в начале XX века - самой что ни на есть рабочей окраине, было очень неспокойно: митинги, выступления, забастовки. Особым вниманием поэтому район пользовался у вождя российского пролетариата Владимира Ильича Ленина и его супруги Надежды Константиновны Крупской.
Декоративное оформление станции
По традиции санкт-петербургского метрополитена декоративной отделке нижнего вестибюля станции было уделено много внимания. Стены облицованы натуральными каменными плитами розовато-белого и красного оттенков. Аналогичным образом обработаны и прямоугольные в плане массивные пилоны, поддерживающие перекрытия и образующие прямоугольные аркады вдоль железнодорожных путей.
Яркой цветовой доминантой служат зеленые лентообразные вставки над межопорными проемами, которые ранее предполагалось сделать также в красном цвете. Глянцевый пол вестибюля тоже набран из прямоугольных плит бело-розово-красной гаммы и выполнен из камня.
В торце вестибюля расположена декоративная мраморная стена с изображением металлических серпа и молота, символики советского периода, олицетворяющей союз рабочих и крестьян - трудового народа, пролетариата. В этой символике отражена и суть названия станции.
Верхний вестибюль по отделке очень напоминает внутренний, но у него есть своя изюминка. Располагается он на возвышенности посреди зеленого сквера в виде павильонно-парковой постройки из стеклянного эскалаторного зала и нескольких ярусов окружающих его помещений технических служб, выполненных в камне - светлый сааремский доломит и темно-красный гранит. Внутреннее помещение вестибюля дополнительно украшают стеклянные витражи в металлических рамах.
"Пролетарская" сегодня
На данный момент станция метро Санкт-Петербурга "Пролетарская", располагающаяся в отдалении от исторического центра города, хоть и находится в современном промышленном районе, но пропускает через себя совсем небольшой пассажиропоток.
Промышленный район постепенно превращается в обыкновенный спальный жилмассив, вместо крупных предприятий появляются торговые центры. Станция постепенно становится нерентабельной. Не хотелось бы, чтобы была закрыта станция метро "Пролетарская" в Санкт-Петербурге, но пока власти об этом ничего не говорят.