Политическое устройство среднеазиатских республик обычно исключает участие оппозиции в жизни страны. В лучшем случае открытых противников власти ждет ссылка за пределы родины, что и случилось с узбекским поэтом и политиком Мухаммадом Салихом. Однако такое имя носит не только диссидент из Узбекистана, у него много тезок из среды исламских богословов.
Гонимый поэт
Имя Мухаммада Салиха стало известным на его родине в 1977 году. Тогда начинающий поэт издал свой первый сборник стихов, принесший ему славу авангардиста. Это особенно было необычно для среднеазиатских республик, где деятели литературы отличались особой лояльностью к власти и официальной идеологической установке.
В ответ он получил разоблачительную статью «О пагубном влиянии Запада», написанную главным идеологом Узбекской ССР Лазизом Каюмовым.До конца восьмидесятых годов Мухаммад Салих оставался в андеграунде официальной литературы, считаясь далеким от национальных традиций. В его творчестве удивительным образом сочетались западные течения авангардизма, сюрреализм, а также суфийская философия мудрецов Востока.
Поэтом были опубликованы более 20 книг, он переводил на узбекский язык Кафку, о нем писали на десятках языках в разных странах.
Приход в политику
В силу своей неофициозности и полуподпольной деятельности, Мухаммад Салих не входил в Коммунистическую партию и не участвовал в политической жизни страны. Первым его активным шагом в общественной жизни страны стал манифест, написанный в 1984 году, который резко критиковал политику ЦК компартии Узбекистана в области национальной литературы.
Во время перестройки для всемирно известного и уважаемого поэта открываются двери в большую политику. Мухаммад Салих основал движение «Бирлик», а вскоре и собственную политическую партию «Эрк». Он успешно провел выборы в Верховный совет республики и стал народным депутатом.
Одной из заметных политических инициатив партии «Эрк» стало требование признания государственного суверенитета Узбекистана, принятое в 1990 году.Оппозиционер в изгнании
После распада СССР Мухаммад выдвинул свою кандидатуру для участия в первых и пока единственных по-настоящему альтернативных выборах президента страны. Однако писатель, оторванный от реальной власти, не мог соперничать в неравной борьбе с прожженными политиками, которые оставались править республикой и после крушения Компартии.
По неофициальным данным, он даже опередил бывшего первого секретаря ЦК компартии УзССР И. Каримова, однако решающим в таких случаях становится подсчет голосов, в ходе которого оппозиционеру оставили жалкие крохи в виде 12%.
В ответ прошла демонстрация, жестоко подавленная властями. Это стало поводом для дальнейшего преследования «неправильной» партии. Были закрыты газеты, на лидеров «Эрк» были заведены уголовные дела. Вскоре и сам Салих попал за решетку. Лишь под давлением мировой общественности он был отпущен под подписку о невыезде, однако благоразумно не стал дожидаться «гуманного» суда и сбежал в Турцию через Азербайджан.
В качестве лидера оппозиции в изгнании Мухаммад Салих пребывает до сих пор. Сегодня он возглавляет Национальное движение Узбекистана, собравшее всех недовольных существующим положением дел на родине.
Толкователь Корана из Саудовской Аравии
Мухаммад ибн Салих аль Усаймин – известный в арабском мире богослов, толкователь Корана и шариатский правовед, живший в Саудовской Аравии на протяжении всей своей жизни. С ранних лет он посвятил себя служению Всевышнему и изучению основ ислама. Богослов учился в медресе Али ибн Абдуллаха аш-Шухайтана, где от начала до конца выучил Коран, затем продолжил образование в медресе Абдуль-Азиза ибн Салиха.
Однако главным наставником юного Мухаммада стал ас-Саади, который обучал его нормам шариата и главным принципам толкования Корана. Благочестивый юноша не стал довольствоваться исключительно богословскими дисциплинами, а занялся изучением основ исламского права у верховного кадия (судьи) Унайзы Абдурахмана ибн Али.
В 1954 году Мухаммад Салих аль Усаймин вернулся в родную Унайзу, где занялся преподавательской деятельностью. Сначала он наставлял молодежь в мечети, а затем на факультете шариата в университете Мухаммада ибн Сауда. Прожив долгую и благочестивую жизнь, почтенный имам скончался в 2001 году и был с почестями похоронен в Мекке.
Активный хатиб
Шейх Мухаммад Салих аль Мунаджид - еще один авторитетный мусульманский богослов, до сих пор ведущий активную деятельность. Он также родился и вырос в Саудовской Аравии, с ранних лет осваивал премудрости священных книг и в результате добился высокого статуса имама, учителя и хатиба (проповедника).
Шейх Мухаммад Саалих аль-Мунаджид служит в мечети, читая курс лекций, посвященных исследованиям авторитетных мусульманских богословов. Этим он не ограничивается и активно ведет проповедническую работу на радио и телевидении.
Здесь он выдвигает собственные взгляды на особенности воспитания в исламском духе, тонкости образования истинного мусульманина, отвечает на обыденные вопросы, связанные с соблюдением строгого ритуала.Он выпустил множество записей своих проповедей, а с 1997 года ведет собственный веб-сайт, где отвечает на вопросы о вере.
Мухаммад Юсуф
Мухаммад Салих был изгнан из родной страны, и его судьбу повторили многие политики и представители духовенства в Узбекистане. Одним из них стал авторитетный священнослужитель, успешно сочетавший служение Всевышнему и лояльность к атеистической советской власти.
Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф получил образование в Ташкентском исламском институте, работал в Духовном управлении мусульман. Затем долгие годы своей жизни он посвятил преподавательской деятельности в родном вузе, ректором которого стал в конце восьмидесятых годов.
В 1989 году Мухаммад Юсуф стал муфтием Узбекистана, развернув активную работу по восстановлению исламского мировоззрения в республике. Однако И. Каримов после столкновений с мусульманскими фундаменталистами резко усилил контроль за духовенством и в области религии вернул положение дел к советским нормам.
Муфтий покинул страну, работал в Ливии. Однако в 1999 году руководители Узбекистана упросили его вернуться обратно, почувствовав необходимость в муфтии, пользовавшимся авторитетом среди умеренных мусульман.