Если ваш ребенок и телевизор неразлучны, то, присмотревшись внимательнее, вы отчетливо проследите последствия такой неразборчивости:
1. Наблюдается отчетливое отставание в речевых навыках.
Находясь перед телевизором, дети лишаются возможности участвовать в диалоге. Потому как нет непосредственно личного обращения к ребенку. Телевизор - всего лишь средство получения сухой информации, без возможности ее обсудить или задать возникший вопрос. Именно поэтому многие наши детки так молчаливы и застенчивы. У них просто не хватает опыта живого общения.
Но помимо того что мы используем речь в непосредственном общении, она необходима и во внутренних диалогах. Речь служит нам не только для того, чтобы выразить свои мысли вслух, но и является неотъемлемой частью мышления как такового. Воображение и внутренний мир человека – все это тоже помогает создавать речь. В итоге плохое владение речью выливается в скудность духовной жизни человека.
2. Детские педагоги и психологи уже давно бьют тревогу по поводу неспособности детей концентрироваться на определенном занятии и самоуглубляться.
Повышенная гиперактивность в школе у детей нередко соседствует с полной рассеянностью. Они постоянно стремятся к смене впечатлений, не задерживаясь на одном занятии, быстро переключаясь то на одно, то на другое. Отсюда поверхностность впечатлений и отсутствие их анализа. Это в чем-то схоже с переключением каналов у телевизора.
3. Многим детям, как замечают педагоги, тяжело дается слуховое восприятие информации.
Общий смысл они понимают, но образность мышления отсутствует - отсюда быстрое падение интереса. Понятно, что при неразвитости образного мышления книги не вызывают никакого интереса. Для их чтения умение мыслить образами просто необходимо.
4. У детей снижается творческий потенциал, творческая активность и фантазия.
Отпадает необходимость придумывать новые игры, когда есть возможность нажать кнопку пульта телевизора или компьютера. В этой связи падает общая коммуникабельность и разговоры между "киндерами" унылы и бесцветны. Им не о чем друг с другом спорить и нечего обсуждать.
5. Особое внимание приковывают повышенная детская агрессия и жестокость.
Агрессия и жестокость присущи людям с бедным внутренним миром, требующим заполнения. Резко повышается преступность среди подростков и детей. В конечном итоге, никто из совершивших преступление не может внятно объяснить – зачем он это сделал.
Возьмем для примера драку между мальчишками. Они дрались всегда. Но если раньше для драки импульсом служил серьезный повод, и дрались «до первой крови», то сейчас избивают, как правило, толпой одного и до потери сознания, а то и здоровья. Это явление захлестнуло даже девочек.
Полное отсутствие сострадания, сочувствия и благородства к поверженному противнику. Происходит это под влиянием жестоких мультфильмов. Ребенок хочет быть похожим на главных персонажей. Выглядеть «круто». И, как правило, эффект усиливается за счет окружения. Сверстники тоже хотят быть «крутыми». Конечно, такое происходит не со всеми детьми, и это в немалой степени зависит от следующих обстоятельств:
- семейного стиля воспитания;
- степени агрессии в мультфильме и того, как долго ребенок его смотрит;
- силы влияния ровесников - восприятия мультфильма самим ребенком.
Не только мультипликация, но и современные художественные фильмы пропитаны агрессией. В особенности такие жанры, как боевик, хоррор, триллер. Конечно, там дикая динамика, потрясающие спецэффекты и актерские. Но стоит ли давать неокрепшему детскому сознанию такую встряску?
Вероятно, малыш и будет понимать, что все это своего рода сказка, но на подсознательном уровне у него останется мощный отпечаток. Жестокость и насилие, льющиеся на него с экрана, способствует расшатыванию психики. Нарушается сон начинают преследовать кошмары. Да и восприятие реального мира через призму насилия, согласитесь, - не лучший вариант.
Избавиться от этого воздействия совсем, к сожалению, невозможно, но попытаться оградить и защитить ребенка от телевизора - реально
Советы психолога
- Вначале ребенку надо прививать тягу к традиционным видам развития: рисованию, сочинению сказок, конструированию, и лишь после этого к компьютеру и телевизору, но никак не наоборот.
- Почаще смотрите мультики со своим малышом, помогая разобраться в происходящем. Конечно, не надо комментировать каждую секунду просмотра, но на возникшие вопросы надо ответить обязательно.
- Только в 8-9 лет ребенок и телевизор могут "подружиться". Подросшее чало уже способно начать использовать информационную аппаратуру по назначению, то есть для получения информации. Вот тогда ему и давать в этом отношении «зеленый свет».
Увлекательных вам занятий с малышом любого возраста, и пусть телевизора и компьютера в его жизни будет меньше!