Эфир - мифология или основа научных знаний?

Понятие "эфир" мифология древних народов определяет как некую божественную субстанцию. Одно из древнейших философских понятий, оно перекочевало из мифов в труды ученых и мыслителей.

Мифологическое описание

Олицетворение темноты – богиня Никта и ее брат Эреб, бог вечного Мрака, - родились из Хаоса. От их союза появился вечный Свет – Эфир, светлый День – Гемера. И стала ночь сменять день, а темнота – свет. Теперь живет Никта в самой бездне Тартара. Каждый день около медной двери, отделяющей царство мертвых от нашего мира, встречается богиня тьмы с Гемерой, и по очереди обходят они землю.

Так описывает эфир мифология Древней Греции. Это самая популярная версия, изложенная в так называемой «Мифологической библиотеке» Аполлодора. Поэма «Титаномахия», авторство которой приписывается фракийскому слепому певцу Фамирису, повествует о том, что Эфир и Гемера породили Гею, Урана, Тартара и Понта. Латинское изложение древнегреческих мифов Гигина рассказывает о том, что Эфир был порождением Хаоса и мглы. Некоторые древние авторы называют Эфира отцом Зевса или Урана. Возможно, это второе имя Урана.

Орфей посвятил пятый стих божеству Света, в котором оно предстает в другой ипостаси. Объясняет, что такое эфир, мифология так: сверхмирное место, невидимая и неосязаемая сущность, которая ограничивает вверху все постижимое и непостижимое в мироздании. Возвышается над видимым миром всего живого и понятного человеку.

Говоря более простым языком - это верхний слой воздуха, место, где живут древнегреческие боги, – вершина Олимпа.

Эфир – основа мироздания

Неиссякаемый источник энергии для всего живого – так определяли лучшие умы древности эфир. Греческая мифология стала основой научных трудов.

По мнению Платона, величайшего мыслителя Эллады, из этой субстанции был создан весь мир. Аристотель вводит понятие "эфир" как пятую стихию помимо огня, земли, воды и воздуха. Он считал его неким бессмертным телом божественного происхождения. Эфир стал краеугольным камнем его космологической теории. Считалось, что это вещество обладало особым свойством: оно могло двигаться только по кругу, в отличие от других четырех стихий, которые могли совершать прямолинейное движение. Гесиод в своей «Теогонии» также называет эфир одной из составляющих всего материального в окружающем мире.

Многие ученые и философы древности, такие как Демокрит, Эпикур, Пифагор, использовали определение «эфир» в своих рассуждениях об устройстве мироздания. Пифагорейцы считали его не только одной из стихий, но и частью души человека.

«Эфир» в древнем Риме

Выдающийся древнеримский поэт и философ Лукреций давал более определенное объяснение понятию «эфир». Ученый считал, что это материальная субстанция, только более тонкая, чем привычные для человеческого глаза материи. Движение планет, Солнца и Земли происходит благодаря постоянному перемещению эфира в пространстве. В состав человеческой души входит как один из вещественных компонентов, он легче воздуха и практически неосязаем.

Древнеиндийские представления

Интересно то, что схожие суждения есть и в древнеиндийских сказаниях. Эфир мифология Индии именует «акашей», но суть этого вещества остается прежней: некая субстанция, которая является началом всего живого. Древние упоминания «акаши» говорят лишь об одном его проявлении - первичном звуке, который не воспринимается человеческим слухом и находится в сфере тонких вибраций. Акаша – первичное нематериальное вещество, которое не имеет формы, но дает основу мирозданию и всему многообразию вещей.

Считается, что именно индийская теория об «акаше» и заложила основу такого понятия, как «эфир» в древнегреческой философии и науке. Поражает воображение то, что много столетий назад мыслители древности благодаря наитию и чутью определили свойства неиссякаемого источника энергии, который смог обнаружить только в 20 веке сербский физик Никола Тесла.

Комментарии