Налог на депозиты в Украине
В июле 2014 года президентом был подписан законопроект № 401 “О внесении изменений в НК”, который изменил порядок налогообложения прибыли с депозитов. Рассмотрим детальнее новый порядок расчетов.
Немного истории
Впервые банки о налоге на вклады заговорили еще в 2010 году. Назывались разные цифры, но в НК прописали 5 %, которыми облагались вклады, превышающие 200 тыс. грн. В следующий раз налог на депозиты пересматривали в 2012 году. Ставку не поменяли, так как это было чревато ухудшением социальной политики.
Изменения 2014-2015 годов
Налог на депозит 2014 года внес кардинальное новшество: банки стали налоговыми агентами. Удержания осуществляются в момент начисления процентов. Теперь банки ежемесячно перечисляют в бюджет удержанные суммы без расшифровки по вкладчикам, суммам вкладов и начисленным доходам. Это делается с целью сохранения банковской тайны. Самим налогоплательщикам в декларации нужно будет отражать только инвестиционную прибыль. Налог на депозиты в Украине в 2014 году составлял 15 %, которые удерживались с суммы вклада, составляющей менее 17 прожиточных минимумов (19,99 тыс. грн.). Новая схема распространялась на все доходы, начисленные после 01.08.14. Больше всего “пострадали” вкладчики, у которых после указанной даты заканчивался срок действия договора: в три раза увеличился налог на депозит. Отзывы вкладчиков подтверждают, что даже попытки досрочно расторгнуть договор успехом не увенчались. Банки сразу урезали процентную ставку.
Принципы налогооблажения
На этот раз под прицел попали: проценты по депозитам, текущим счетам, сертификатам и вкладам в кредитные союзы, паевые фонды, доход, выплачиваемый КУА. В случае досрочного расторжения договора банк пересчитывает сумму налога, а процентное вознаграждение уменьшает до минимума. В денежном выражении клиент изменений практически не замечает. Чтобы понять, сколько вкладчикам придется перечислять в бюджет, рассмотрим простой пример.
Клиент вложил 20 тыс. грн. под 22 % годовых с выплатой процентов в конце срока. То есть к завершению срока действия договора банк начислят: 20 х 0,22 = 4,4 тыс. грн. Из этой суммы 660 грн. (4,4 х 0,15) будут удержаны и перечислены в бюджет. Клиенту на счет поступят первоначальные 20 тыс. грн. и 3,74 тыс. грн. в качестве процентного дохода.
В законе отсутствует лазейка, позволяющая избежать уплаты этих процентов.
Неоправданные ожидания
Предполагалось, что новый налог на депозиты в Украине на спрос практически не повлияет, так как в стране отсутствует альтернативный источник дохода. Однако с 2016 года граждане Украины начали платить 18 % НДФЛ и 1,5 % в виде военного сбора. Поскольку процентный доход от депозитов включается в налогооблагаемую базу, то он также облагается НДФЛ и военным сбором.
Отток капитала
Сегодня эксперты говорят о том, что если отменить налог на депозиты в Украине, то клиенты начнут нести средства в банковский сектор. В качестве дополнительного стимула совет НБУ рекомендует КМУ увеличить гарантированную сумму вклада. Последний раз такая мера принималась в 2012 году, когда максимальный страховой вклад был увеличен со 150 тыс. грн. до 200 тыс. грн., или 25 тыс. долларов. Ввиду инфляции гривны сегодня эта сумма эквивалентна 7,69 тыс. у. е.
Налог на депозиты в 15 % был введен в 2014 году. Изначально предусматривалась прогрессивная шкала, но сперва приняли ставку 15 %, в 2015 году увеличили ее до 20 %, а в 2016 году снизили до 18%. Таким образом, отмена налога должна ускорить приток капитала в банковский сектор. Сегодня фискальная нагрузка на депозит составляет 19,5 %.
Так ли это на самом деле?
Действующие сегодня ставки налогообложения делают депозиты практически “нулевыми” по прибыльности, так как средний процент доходности составляет 14-15 %, которые не превышают уровень инфляции 2016 года. С экономической точки зрения целесообразнее налогооблагать доходы во время стабильности банковского рынка. Но в Украине двигателем реформ является чаще кризис. И введенный налог на проценты по депозитам помог предотвратить финансовую катастрофу. В госбюджет поступило 2 млрд грн в 2014 году и еще 8 млрд грн в 2015-м. Хотя по предварительным подсчетам планировалось пополнение бюджета на 0,5 млрд в месяц.
Усугублял ситуацию и общий экономический фон: банкротство банков, вкладчики которых вынуждены были забирать свои 70 млрд грн через Фонд гарантирования вкладов, и трехкратное обесценивание гривны. Массовый отток капитала с банков можно было остановить только административными ограничениями.
Немного статистики
Увеличенный налог на депозиты также повлиял на отток капитала. В 2015 году, после изменения ставки до 20 %, сумма сбережений в украинских банках сократилась на 36 %: со 198 млрд грн. до 163 млрд грн. Затем наблюдалось постепенное восстановление депозитных вкладов. Уже в 2016 году украинцы инвестировали 193 млрд грн., из которых 73 млрд приходится на "Приватбанк", а за первый квартал 2017 года - 202 млрд грн. К сожалению, более 81 % депозитов привлекаются на срок до 6 месяцев, что грозит кризисом мгновенной ликвидности.
Средняя ставка по гривневым депозитам составляет 15 %. Прогноз потребительских цен на 2017 год составлял 11 %. Учитывая отсутствие дефляции в июне, уровень инфляции может достигнуть 14 %. В таком случае реальная доходность депозитов (после того как будет вычтен налог на депозиты) обнуляется. То же самое касается валютных ставок. В среднем банки привлекают долларовые депозиты под 4,1 % годовых. Если реальный уровень инфляции составит 14 %, а девальвации - 10 %, то доходность вклада станет нулевой.
В условиях отсутствия фондового рынка и негосударственных ПФ на украинском рынке депозиты являются фактически единственным инструментом привлечения средств населения.
Сможет ли отмена налогообложения стимулировать приток капитала?
Сегодня вкладчики оценивают банковские продукты по уровню инфляции и надежности банка. В условиях системной нестабильности вкладчиков будет немного. Если государство отменит налог на депозиты, то у населения появится дополнительный фактор выбора, но не основной.
Освобождая депозиты от налогообложения, государство как бы показывает, каким образом в стране можно зарабатывать деньги. В странах ЕС государство забирает порядка 40 % дохода от вкладов в виде налогов, в Швейцарии ставки вообще отрицательные. На фоне с доверием вкладчиков к банкам такая система только стимулирует приток капитала. Кроме того, европейцу, чтобы совершить крупную покупку, нужно провести сумму через финансовый мониторинг. В такой ситуации проще держать деньги в банке под мизерным процентом, чтобы потом не отчитываться перед налоговой.
Если проанализировать поступления в госбюджет, получится, что суммы, перечисляемые в виде НДФЛ, практически сопоставимы с поступлениями в виде налога на прибыль. Однако доходную часть бюджета формирует НДС. Государство пока не доверяет населению. Налоговыми агентами являются работодатель при выплате зарплаты, нотариус при продаже недвижимости и банк при выплате процентного дохода. Ни один из перечисленных субъектов делать этого не обязан, но и ни один из них не сможет сбежать от налоговой.
Варианты решения проблемы
Если уж Украина стремится к европейскому сообществу, то и фискальную политику следует строить по европейским стандартам. Чтобы налогоплательщики самостоятельно декларировали свои доходы и платили налоги со всех поступлений, в том числе от сделок на рынке ценных бумаг, ставки налога должны быть максимально унифицированными.
Следуя опыту из США, государство может установить перечень затрат, на которые можно уменьшить доход в момент декларирования. К подобным тратам можно относить расходы на обучение, лечение, оздоровление, переквалификацию, энергосбережение и т. д. Сейчас действует другая схема: если налогоплательщик имеет основания для уменьшения суммы налога, он сначала начисляет и уплачивает полную сумму сбора, а затем подает заявление на возмещение переплаты. Причем в ЕС механизм начисления распространяется как на семью, так и как отдельного налогоплательщика.
В такой системе налог на вклады станет одним из сборов на пассивные операции, и каждый налогоплательщик сможет выбирать источники для инвестирования исходя из своих приоритетов.