Сетевое взаимодействие образовательных учреждений: правовая база, развитие
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений стало необходимостью после введения в старшей школе двухуровневого федерального компонента ФГОС. Оно зависит от финансовых, материально-технических, кадровых ресурсов, а также от демографической ситуации в регионе.
Развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений является важной задачей выполнения требований ФГОС второго поколения.
Значимость преобразований
Те инновации, которые коснулись отечественного образования, направлены на повышение его качества, обеспечение требований ФГОС. Для того чтобы в школах, лицеях, гимназиях дети не только получали качественное образование, но и осуществлялось гармоничное развитие личности, было создано сетевое взаимодействие образовательных учреждений.
Старшеклассники имеют возможность получать образовательные услуги не только в своей школе, но и в иных образовательных учреждениях.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений представляет собой комбинацию ресурсов разных учреждений, позволяющих организовывать качественное обучение и воспитание.
Подобная модель актуальна для небольших малокомплектных школ, в которых недостаточно кадровых и материальных ресурсов для полной реализации требований федерального стандарта нового поколения.
Дошкольное образование
Сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений обеспечивает широкий спектр возможностей для всестороннего развития подрастающего поколения россиян. Педагоги организуют для своих воспитанников совместные мероприятия: игры, конкурсы, праздники. Подобная деятельность позволяет решать задачу доступности и качества воспитания дошкольников.
Муниципальные сети
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений осуществляется в рамках предпрофильного и профильного образования. Для девятиклассников предлагаются элективные курсы по различным учебным дисциплинам.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений позволяет ребятам посещать курсы в других школах, получать дополнительные знания по интересующим их направлениям, делать выбор своей будущей специальности.
Особенности сетей
Подобный подход позволяет обеспечивать доступность и качество образования, использовать опыт лучших педагогов, в максимальной мере использовать материально-технические возможности крупных образовательных учреждений.
Подобный механизм предполагает объединение крупных и малокомплектных учебных заведений в одну общую систему, которая обладает всеми ресурсами для работы.
Ресурсное обеспечение
Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений предполагает использование ресурсов: педагогические кадры, учебная и материальная база, учащиеся.
Для того чтобы сформировать единое образовательное пространство в профильном обучении, создаются разные модели социального партнерства:
- школа-вуз;
- школа-производство.
Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений предполагает:
- организацию взаимодействия учреждений дополнительного и общего образования;
- базирование всех участников на основе единой цели, содержания, ресурсов, средств;
- применение научных критериев и параметров для оценки эффективности системы;
- проектирование на основе современных образовательных и воспитательных методик.
Правовые аспекты
Как осуществляется сетевое взаимодействие образовательных учреждений? Правовая база его организации основывается на федеральных законах, в полной мере обеспечивает право детей на получение качественного бесплатного образования.
У многих малокомплектных школ ощущается дефицит кадровых и технических ресурсов, чтобы своими силами создать условия для реализации требований ФГОС второго поколения.
Вопрос о том, где именно организовывать профильное обучение, решает муниципальный орган. При выборе определенной школы, которая будет выступать базовой площадкой для реализации намеченных задач, учитывается ее материально-техническая база, кадровый потенциал, расположение. Многие школы ограничиваются отработанными моделями, позволяющими создавать однопрофильные классы на старшей ступени обучения. Но и для такой формы необходима концентрация материальных, кадровых, технических ресурсов, полноценное научно-методическое сопровождение. К сожалению, в настоящее время это возможно далеко не во всех отечественных школах.
С помощью сетевого взаимодействия досуговых и образовательных учреждений можно решать проблему малокомплектных школ, что актуально для сельских образовательных учреждений.
Такие школы ограничиваются созданием 1-2 элективным курсов, выделением одной учебной дисциплины в качестве профильного предмета на старшей ступени обучения. Безусловно, только в исключительных случаях можно вести речь о полноценном преподавании, поскольку в сельских школах наблюдается серьезные дефицит квалифицированных педагогических кадров.
Исторические этапы
В конце двадцатого века в нашей стране стала распространяться практика взаимодействия учреждений профессионального звена и общеобразовательных учреждений (колледжей, лицеев, гимназий). Многие высшие учебные заведения стали открывать на своей базе профильные классы, предлагать школьникам курсы по отдельным учебным дисциплинам, используя собственные научно-методические и кадровые ресурсы.
Именно в этот промежуток времени появились юридические, педагогические, аграрные классы, направленные на профильную подготовку абитуриентов для последующего обучения в университете.
Такой опыт позаимствовали учреждения среднего профессионального образования, появилось сотрудничество между старшей ступенью школ и техникумами (колледжами).
При недостаточности материально-технических и кадровых ресурсов особое значение приобретает такой вариант партнерства как «школа-ресурсный центр».
Современные системы
В настоящее время по стране создано множество «опорных» школ, которые имеют полноценную материально-техническую и кадровую базу для успешной реализации всех задач, поставленных новыми федеральными образовательными стандартами.
Такой подход позволяет концентрировать на базе одного учебного заведения инновационные технологии, педагогические методики, кадровый потенциал.
При этом существенно снижаются объемы бюджетного финансирования, что не отражается на качестве образовательной деятельности.
Сетевое взаимодействие в отечественных школах стало результатом формирования вариативной части в образовательных программах, децентрализации управления, автономии государственных школ.
Накопленный опыт сетевого взаимодействия образовательных учреждений свидетельствует об эффективности и результативности этой системы, а также о повышении качества оказываемых образовательных услуг.
Основной идеей сетевого взаимодействия является восполнение определенными ресурсами (кадрами, техническими средствами обучения) тех школ, которые не имеют достаточной базы для полноценной деятельности. Такая система позволяет выявлять уникальные образовательные методики, транслировать опыт лучших педагогов на уровне города, района, региона, страны.
Заключение
Сетевое взаимодействие между разными образовательными учреждениями было придумано для того, чтобы у каждого российского ребенка был одинаковый шанс на получение качественного образования. Такая система подразумевает комплексное взаимодействие образовательных учреждений, обмен информационными и кадровыми ресурсами. Подобный подход позволяет в полной мере реализовывать требования, предъявляемые новыми федеральными стандартами к школьному образованию.
Организация сетевого взаимодействия досуговых и образовательных учреждений обеспечивает доступ школьников к интегрированным ресурсам, которые могут одновременно принадлежать сразу нескольких образовательным учреждениям.
В качестве полноценных участников сети могут рассматриваться юридические лица:
- образовательные учреждения и организации дошкольного, среднего, профессионального, высшего, дополнительного образования;
- негосударственные учреждения;
- общественные организации;
- учреждения спорта, культуры, здравоохранения;
- иные участники социального партнерства.
В подобном случае профильные направления уже не являются собственностью одной школы, они в равной мере принадлежат всем участников социальной сети. Такой подход уже получил положительную оценку у старшеклассников сельских школ, учебные заведения которых включились в крупные сетевые сообщества. Ребята из удаленных населенных пунктов, в которых нет педагогических кадров высокой квалификации, получили равные возможности для совершенствования своих знаний и умений, шанс на успешную сдачу выпускных экзаменов, поступление в престижные учебные заведения страны.
Объединенные усилия школьных педагогов, преподавателей колледжей, профессоров университетов позволяют в полной мере выполнять те требования, которые предъявляются ФГОС к качеству образования.