Парламентские слушания. Проведение Федеральным собранием РФ парламентских слушаний

Один из видов деятельности Федерального собрания - парламентские слушания. Они представляют собой взвешивание решений и мнений членов парламента и экспертов по вопросам их ведения. Слушания проводятся в соответствии со ст. 101 Конституции РФ, но обо всех их нюансах и сложностях известно не каждому рядовому гражданину.

Структура Федерального собрания

Федеральное собрание состоит из двух палат: Верхней - Совет Федераций и Нижней - Государственная Дума. Обе структуры заседают отдельно, но во время парламентских слушаний приглашённые депутаты заседают в одном зале. Федеральное собрание считается открытой структурой, но имеет право проводить закрытые совещания и собрания в случаях, когда речь идёт о государственной тайне.

Обе палаты обладают законодательными полномочиями. В Государственной Думе выдвигаются законопроекты, кои при одобрении депутатов передаются в Совет Федераций для дальнейшего обнародования и придания законам (уже не законопроектам) юридической силы.

Сущность слушаний

Смысл слушаний во всеобщем обсуждении важных насущных вопросов. Государственная Дума и Совет Федераций проводят слушания по тем вопросам, что определены законодательством как область их ведения:

  • обсуждение концепции законодательства, внешнеполитических договоров;
  • заслушивание ежегодных отчётов правительства о результатах деятельности;
  • назначение или отстранение от должности председателя ЦБ, Счётной палаты, уполномоченного по правам человека;
  • отмена наказания (амнистия);
  • выдвижение обвинения против президента.

Проведение Федеральным собранием РФ парламентских слушаний осуществляется при помощи временного комитета организаторов. Организационная комиссия избирается непосредственно председателем СФ, на это отводится несколько недель.

Организация слушаний

В соответствии со ст. 84 и 85 слушания проводятся по желанию Государственной Думы или СФ, комитета и комиссий, а также отдельных фракций. Подготовка парламентских слушаний возлагается на соответствующую комиссию Совета Федераций численностью организаторов не менее 15 человек. Комиссия подготавливается председателем Совета Федераций. Решение об объёме финансирования слушаний принимает Совет палаты. Круг приглашённых лиц также определяется ответственной комиссией, но председатель может дополнить список. Советом могут проводиться как открытые, так и закрытые слушания. Информация о времени и месте проведения слушаний передаётся СМИ не позднее чем за 10 дней до мероприятия. Слушания проводятся ежегодно, возможно, чаще в порядке надобности.

Обсуждение парламентских слушаний в Думе, совместно с думскими комитетами и комиссиями, а также с парламентами иностранных государств - стандартная практика при выдвижении на повестку внешнеполитических и иных особо важных вопросов. Место проведения слушаний чётко не регламентировано, поэтому проходить они могут на базе как Думы, так и СФ.

Кто участвует

В слушаниях могут принять участие, помимо членов Совета Федераций:

  • президент РФ и представитель правительства.
  • члены Государственной Думы.
  • первые заместители руководителей государственных органов исполнительной власти;
  • председатели Верховного и Арбитражного судов;
  • председатель и заместитель Счётной палаты, аудиторы;
  • уполномоченный по правам человека;
  • генеральный прокурор;
  • председатель Центризберкома;
  • СМИ и общественные деятели.

В случае закрытых слушаний список приглашённых составляется отдельно. В него никогда не входят общественные деятели и СМИ. Если парламентские слушания закрыты, значит, там обсуждается государственная тайна. До проведения слушаний ответственной комиссией по необходимости составляются законопроекты, которые планируется обсудить на самом слушании.

Ход слушаний

Продолжительность слушаний не регламентируется и зависит от характера обсуждаемых вопросов. Начинает председательствующий, информируя парламент о существе обсуждаемого вопроса и представляя приглашённых лиц. После слово предоставляется главе комиссии по подготовке парламентских слушаний или отдельному лицу для обнародования вопроса более детально (не более 30 минут на доклад). Затем слово берут члены Совета Федераций и приглашённые лица. Комитет принимает решение о перерыве, если слушание затянулось. Во время парламентских слушаний в Совете Федераций каждый желающий высказаться предварительно просит слова у председательствующего. Так обеспечивается порядок и тишина в аудитории.

Предметом обсуждения парламентских слушаний могут быть следующие аспекты:

  • законопроекты;
  • международные договоры, требующие ратификации;
  • проекты перераспределения федерального бюджета;
  • крайне важные вопросы внутренней и внешней политики.

Таким образом, на слушаниях обсуждается достаточно широкий спектр вопросов законотворческой базы.

Обязательно подлежит обсуждению

Большинство законопроектов не требуют обсуждения в виде слушаний, но если проект или договор относятся к следующему перечню, то он обсуждается всем Федеральным Собранием:

  • перераспределение бюджета любого министерства;
  • заключение или расторжение мирного договора, объявление войны;
  • ратификация международного договора;
  • смещение с поста председателя правительства, президента.

Таким образом, на слушаниях обеспечивается полное обнародование внешней или внутренней глобальной проблемы и объяснение её перед всем Советом. Это позволяет выслушать все возможные предложения от депутатов всех партий и фракций, а не обсуждать закон исключительно в Думе.

Законодательная база слушаний

Проведение Федеральным Собранием РФ парламентских слушаний является одним из образов деятельности этой структуры. Оно проводится по ее инициативе и при помощи подчиняющейся комиссии. На основе ст. 89 о порядке проведения во время слушаний приглашённые лица имеют право оставить вопрос Совета Федераций без ответа, если это сведения государственной или иной охраняемой тайны.

Во время слушаний ответственной комиссией ведётся протокол и стенограмма, а председательствующий следит за порядком и ходом обсуждения насущного вопроса. Все принятые во время слушаний документы утверждаются председательствующим. Материалы открытых слушаний освещаются после слушания. Материалы закрытых собраний предоставляются только приглашённым лицам.

Парламентские слушания в Государственной Думе и Совете Федераций проводят разъяснения вопросов только своего ведения в соответствии со ст. 102 и 103 Конституции РФ. Безопасность парламентских слушаний обеспечивается не только компетентными органами, но и парламентским расследованием в случае нарушения правил. Парламентские расследования - это высшая юридическая форма контроля над исполнительной властью.

Итоги слушаний

По итогам проведения Федеральным Собранием РФ парламентских слушаний ответственной комиссией подготавливаются рекомендации, законопроекты и иные документы. В среднем в год проводится около 100 слушаний, в которых принимает участие от 100 до 200 человек. Как правило, слушания открытые, и каждый после их проведения может ознакомиться с сутью вопроса. Но проведение закрытых слушаний важно для обсуждения конфиденциальной государственной информации. Все законы, принятые во время слушания, остаются для дальнейшего обсуждения в Совете Федераций, а после отправляются на подпись к президенту.

В других странах

Если в Российской Федерации парламентские слушания созданы по большей части для обсуждения готового законопроекта или ратификации договора, то, например, в США во время слушаний законопроекты составляются и утверждаются на месте.

В Великобритании нет чёткой регламентации по проведению парламентских слушаний. Однако это не значит, что в парламенте творится хаос. Наоборот, все правила находятся в разных нормативных документах, они "кодифицированы". Однако действие постоянных правил может быть приостановлено во время собрания по предложению большинства. Организация и роспуск сессий парламента и общины - исключительная прерогатива главы государства, то есть королевы. Эти моменты подготавливаются через премьер-министра.

Пусть в разных странах парламентские слушания проходят по-разному. В Великобритании и США законопроекты обсуждают на английском языке, в России - на русском. Таким образом, парламентские слушания - это важное юридическое право Федерального Собрания для регулирования законодательной политики РФ и решения важных внешних и внутренних вопросов.

Комментарии