Бюджетирование на предприятии
Бюджетирование предприятия является одной из важнейших составляющих экономического планирования, которое в свою очередь является частью финансового менеджмента. По сути дела оно является особым видом планирования, которое основано на принципах и методах исполнения, составления, контроля, оценки и корректировки бюджетов, представленных в виде специфической формы планов. По-другому можно сказать, что бюджетирование на предприятии является планированием будущей хозяйственной деятельности организации, результаты которой оформляются при помощи системы бюджетов.
Основное его предназначение – это выработка, а также повышение обоснованности и эффективности всевозможных управленческих решений. Механизмы, которые имеет бюджетирование на предприятии, могут быть эффективны при попытках сделать рабочий процесс более эффективным, раздобыть новые ресурсы, повысить плановые показатели. Польза очевидна.
Бюджетирование на предприятии позволяет:
- оптимизировать прибыль и затраты;
- согласовать деятельность разных подразделений предприятия;
- выявить то, в каких ресурсах есть потребность, а от каких можно отказаться;
- провести анализ финансовой деятельности части предприятия или всего его целиком;
- укрепить дисциплину внутри предприятия.
Необходимо иметь в виду, что бюджетирование на предприятии отделена от налогового, а также бухгалтерского учета. Бюджеты, как правило, создаются в рамках текущего планирования. Это означает, что важна их обусловленность стратегическими планами.
Бюджет является оперативным планом, при помощи которого можно определить соотношение финансовых потоков к какому-либо конкретному подразделению либо виду деятельности за определенный период времени. На основании его можно предугадать будущие результаты, смысл совершения тех или иных действий.
Иначе говоря, бюджет можно считать количественным выражением планов, которые установлены на определенный период времени. Имеются в виду планы по:
- расходам и доходам;
- инвестициям;
- использованию всевозможных ресурсов;
- движению денежных средств;
- привлечению новых источников финансирования.
Промежуток времени, на который разрабатывается бюджет, называется бюджетным периодом. Определяется он текущим планированием на предприятии. Горизонт планирования (его длительность) в свою очередь имеет непосредственную связь с горизонтом прогнозирования, а также зависит от нестабильности внешней стороны предприятия.
Бюджетный процесс представляет собой объединение процессов, имеющих непосредственное отношение к бюджету (имеется в виду формирование, утверждение, а также контроль). Разрабатывается он в соответствии с внутренним состоянием предприятия.
Система бюджетирования является совокупностью тех мер, которые используются для реализации бюджетного процесса. Она состоит из следующих элементов:
- центры ответственности;
- финансовая структура управления;
- методики формирования бюджета;
- управление бюджетом;
- консолидация бюджетов.
Организация бюджетирования на предприятии возможна при наличии:
- системы ответственности и полномочий;
- строгого регламента взаимоотношений между сотрудниками;
- квалифицированного персонала;
- принятых и прописанных функций подразделений.
Финансовая структура управления бюджетным процессом предполагает:
- распределение основных и побочных функций в аппарате управления;
- создание подходящей системы мотивации;
- создание качественной информационной инфраструктуры;
- определение обязательных центров учета;
- определение центров ответственности;
- создание внутренних правил, а также собственных нормативных документов.