Тенденции развития высшего образования за рубежом

Система образования – очень гибкая структура, которая находится под влиянием разных факторов (таких как внешняя и внутренняя политика государства, взаимодействие с другими странами, экономические реформы) и постоянно претерпевает изменения. В данной статье мы рассмотрим направления развития системы высшего образования в России и в некоторых зарубежных странах, а также поговорим о возможностях обучения русских студентов за границей.

Болонский процесс и его влияние

Говоря о высшем образовании за рубежом и в нашей стране, невозможно не упомянуть о Болонском процессе – движении, направленном на унификацию систем обучения в европейских странах и в России (наша страна стала его частью в 2003 г., после подписания договора). До этого граждане РФ после пяти лет обучения в вузах получали диплом и устраивались на работу. Но за последние годы система высшего образования в нашей стране, как и в других странах, сильно изменилась. За границей ВПО состоит из трех этапов, в Российской Федерации – из двух: бакалавриата и магистратуры, в европейских странах существует докторская степень, у нас ее именуют степенью аспиранта. Первый этап обучения в российском вузе длится четыре года, второй – два. За рубежом эти периоды различны по длительности (в зависимости от страны), к примеру, в Англии для получения степени магистра требуется учиться один год.

Продолжительность обучения в русской школе одиннадцать лет, в других странах мира – двенадцать. По этой причине для поступления в зарубежный вуз аттестата о прохождении школьной программы, скорее всего, будет недостаточно.

Почему российской системе высшего образования нужны реформы?

Итак, преобразования в сфере обучения в вузах активно проводятся как в РФ, так и за рубежом вот уже несколько десятков лет. Эти изменения бывают как поверхностными, так и глубинными, как позитивными, так и негативными. Но все же высшее образование в России и за рубежом в своем развитии сталкивается с определенными трудностями.

Чтобы понять, как следует дальше работать над системой, необходимо выявить и ее цели, и возможности дальнейшего реформирования. Развитие системы высшего образования и науки играет важнейшую роль как в образовании, так и в исследовательской деятельности страны. В РФ сфера обучения находится в трудной ситуации. Когда-то она считалась эталонной, но сейчас ей приходится ориентироваться на экономические и социальные инновации. Система обучения в российских вузах должна быть направлена на качественную подготовку будущих специалистов, сотрудничество с зарубежными университетами, делать высшее образование менее труднодоступным, по возможности перенимать достоинства иностранных учреждений.

История формирования системы обучения. Англия

Если говорить о развитии высшего образования за рубежом, можно определить четыре основных типа. Это английская, французская, немецкая и американская системы.

В Великобритании существуют два самых старых высших учебных заведения – Оксфорд и Кембридж, которые почти не подвергались каким-либо реформам на протяжении всей своей истории.

Хотя в семидесятых годах двадцатого столетия Кембриджский университет и перенял некоторые традиции других вузов.

Система образования в Англии избирательна на всех ее ступенях. Уже с одиннадцатилетнего возраста дети подразделяются на группы по развитию и типу своих задатков. Также система обучения отличается своей строгой последовательностью – не пройдя программу какого-либо этапа обучения, студент не может перейти к следующему.

С шестидесятых годов 20-го века в Великобритании существует деление школ и классов на более или менее элитные в зависимости от планов обучения и возможностей поступления в тот или иной университет, а также от платы за получение образования.

Развитие системы ВПО во Франции

Итак, мы продолжаем говорить о высшем образовании за рубежом. Перейдем к истории формирования французской системы обучения.

Высшие учебные заведения в этой стране не отличаются избирательностью, так как школы неразрывно связаны с университетами.

Чтобы поступить в вуз, гражданину Франции достаточно аттестата об окончании общеобразовательного учреждения. Можно даже позвонить и подать заявку в институт. Важно, чтобы в учебном учреждении были вакантные места. Во Франции в последние годы наметилась тенденция к переустройству системы обучения с ориентацией на общепризнанную модель. Главный минус французского ВПО – высокий процент отчислений. До семидесяти процентов студентов, поступивших в учреждения, не оканчивают их.

История немецкой системы высшего образования

Сфера обучения в вузах Германии начала активно меняться в 90-е годы 20-го века после воссоединения республики. Преобразования в немецкой системе образования осуществляются по типу американских реформ в этой области. Обучение становится более доступным, а его программы укорачиваются. К сожалению, при этих изменениях отсутствует объединение научной и преподавательской деятельности, что было несомненным достоинством лучших вузов Германии.

Немецкие учебные заведения могут утратить свои подлинные преимущества из-за того, что перенимают слишком много американских инноваций.

Развитие сферы обучения в Америке

На формирование американской системы ВПО оказали существенное влияние британские вузы, например, Кембридж. К 20-му веку она была неоднородной, обучение в университетах было доступно не всем, так как стоило дорого. Но промышленность в стране развивалась стремительными темпами, и на рынке труда стало востребовано множество профессий. Поэтому остро стоял вопрос о подготовке кадров. Для этого систему образования реформировали, и возникли новые заведения – младшие колледжи, где люди, не имевшие возможность обучаться в вузе, могли приобрести какие-либо навыки. Сегодня система обучения в Америке является многоэтапной.

В общем она предполагает конкретную направленность обучения, поэтому студентам, окончившим американский университет, бывает сложно адаптироваться к другой, даже подобной, профессиональной сфере.

Формирование сферы обучения в России

До революции система ВПО в нашей стране носила по большей части религиозный характер, также многое в ней было заимствовано из Германии, так как эта страна считалась законодательницей образовательных инноваций. После событий 1917 года целью властей стало формирование нового подхода к этой сфере, основанного на доступности, отсутствии дискриминации по половому признаку, повышении уровня культуры народонаселения страны, формировании развитой структуры учебных заведений, определении и установлении этапов самого процесса.

К началу восьмидесятых годов двадцатого столетия система ВПО вполне соответствовала всем вышеперечисленным критериям. После распада Советского Союза партия больше не контролировала систему обучения, но особых инноваций в сфере образования не создали. В 2007 г. была сформирована система ЕГЭ для того, чтобы упростить процедуру поступления в высшие учебные заведения. Сейчас Россия ориентируется на системы высшего образования за рубежом, и в связи с этим была принята система обучения, состоящая из двух этапов (обучение на степень бакалавра и на степень магистра).

Направления развития сферы обучения за границей сегодня

Высшие учебные заведения европейских государств изменяются в соответствии с требованиями рынка труда.

Каковы же общие тенденции развития высшего образования за рубежом?

  1. Высшие учебные заведения становятся более доступными. Это значит, что каждый студент может выбирать и профессию, и тип, и уровень образовательного учреждения, в которое он хотел бы поступить.

  2. Формируется прочная связь научно-исследовательской деятельности с вузами (при помощи создания специализированных центров на базе университетов). Работа в таких организациях способствует повышению квалификационного уровня преподавателей, а также развитию многих полезных умений и навыков обучающихся.

  3. Тщательный отбор содержания образовательных программ, их коррекция, уменьшение курса лекций по некоторым общеобразовательным предметам.

  4. Тенденция ориентирования ВПО на учащегося (учет его психологических характеристик, склонностей, пожеланий; создание большего числа занятий по выбору, дополнительных дисциплин; курсы лекций в университете сокращаются по времени, студент больше занимается дома, в индивидуальном порядке).

  5. Увеличение числа гуманитарных дисциплин, работа над общим и эстетическим развитием учащихся, формирование позитивных личностных и социальных характеристик путем применения новых форм взаимодействия на занятиях.

  6. Повышение компьютерной грамотности студентов путем все большего внедрения ПК в систему обучения.

  7. Увеличение финансовых вложений государства в сферу образования.

  8. Переход высших учебных заведений на автономное управление.

  9. Рост числа критериев отбора преподавательского состава (требуются все более квалифицированные специалисты).

  10. Формируются общие способы оценивания деятельности высших учебных заведений.

Направления развития образования в России

Итак, мы выяснили, какие реформы высшего образования за рубежом проводятся на сегодняшний день. Что же касается нашей страны, в системе обучения происходят следующие изменения:

  1. Увеличение числа коммерческих вузов.

  2. Реформирование сферы обучения на основе современных тенденций развития высшего образования за рубежом.

  3. Ориентирование системы ВПО на индивидуальные характеристики учащихся, воспитание положительных личностных качеств.

  4. Создание большого числа различных учебных планов и вариантов подготовки по определенным специальностям.

  5. Переход на многоуровневую систему (бакалавр – специалист – магистр).

  6. «Обучение через всю жизнь» (возможность постоянного профессионального совершенствования).

Основные трудности развития сферы обучения в России

Система ВПО в нашей стране сегодня характеризуется гибкостью, адаптацией к постоянно меняющейся ситуации на международном рынке труда. Но при этом она сохраняет свои лучшие особенности.

Однако на пути к преобразованиям российская система обучения сталкивается со следующими трудностями:

  1. Уровень профессиональной подготовки специалистов недостаточно высок, чтобы соответствовать быстро меняющимся требованиям мировой экономики.

  2. Неправильное соотношение между профессиональным уровнем выпускников вузов и критериями отбора персонала. Например, дефицит рабочих специальностей при острой необходимости квалифицированных кадров в технологической сфере.

  3. Низкая результативность некоммерческих образовательных учреждений.

Обучение за рубежом. Высшее образование: где и как получить?

Чаще всего граждане нашей страны поступают в вузы следующих государств: Канады, Австралии, Новой Зеландии, Англии, Америки.

Часть абитуриентов сразу подает документы в высшие учебные заведения, другие предпочитают сначала посещать специальные занятия для подготовки.

При выборе учреждения для получения высшего образования за рубежом прежде всего необходимо обратить внимание на такие критерии, как:

  1. Востребованность специальности на рынке труда.

  2. Дальнейшие возможности профессионального развития.

  3. Плата за получение образования.

Не все учебные заведения за границей принимают абитуриентов с русским документом об окончании школы, поэтому поступающим нужно проходить специальные курсы (в том числе лингвистические).

Также, чтобы получить высшее образование за рубежом, необходимо подготовить следующую документацию:

  1. Документ об окончании средней школы.

  2. Диплом российского вуза.

  3. Автобиографию (резюме).

  4. Ксерокопию вкладыша диплома.

  5. Документ об успешной сдаче лингвистического тестирования.

  6. Заполненную и распечатанную форму (она обычно выложена на сайте учебного заведения).

  7. Письма-рекомендации (от работников вуза). Должно быть не менее трех таких документов.

  8. Мотивационное письмо (с объяснением желания обучаться именно в этом вузе по данной специальности)

Если ваша цель - высшее образование за рубежом, вам нужно внимательно отнестись к подготовке всех необходимых документов.

Итак, в настоящее время происходят значительные изменения в сфере обучения как в нашей стране, так и за границей. Но реформы высшего образования за рубежом протекают в целом более эффективно, поэтому многие русские абитуриенты стараются учиться в других странах для последующей работы в международных компаниях.

Комментарии