Золотаревское городище, Пензенская область

Золотаревское городище – уникальный в своем роде исторический памятник. Это место исследуется уже более ста лет. Каждая археологическая экспедиция обнаруживает новые исторические факты и культурные ценности. Это помогает современникам лучше узнать свое культурное наследие и историю предков. Существует несколько названий Золотаревского городища: «Перекресток цивилизаций», «Русские Помпеи». Все это говорит о невероятной ценности данного археологического памятника.

Местонахождение городища

Расположено Золотаревское городище в Пензенской области, неподалеку от села Золотаревка. Месторасположение памятника характеризуется холмистой местностью. Следы городища были обнаружены в верховье правого притока Волги – реки Суры, вдоль Кудеярова оврага, по которому протекает ручей Медаевка.

Помимо городища археологами открыты три селища. Одно из них расположено с востока, через овраг от городища. Второе – с юго-запада, третье – с запада. Третье селище, как и первое, отделено от Золоторевского городища ручьем.

Городище находится на высоте двадцати метров между оврагами и окружено рвами. За внешним валом в шахматном порядке размещены ловчие ямы – элементы обороны поселения, которые продолжаются от первого до третьего селища. Поселение занимает площадь тринадцать гектаров. Археологический памятник располагается в центре территории на площади два с половиной гектара. При рассмотрении Золотаревского городища по фото, сделанному сверху, отчетливо видно, что поселение представляет собой крепость (городище) в форме треугольника, от которого по трем сторонам расположились селища.

История исследования

Первое упоминание о находке датируется 1882 годом. Открытие городища принадлежит историку, краеведу и археологу Федору Федоровичу Чекалину. Тогда он предполагал, что отыскал поселение семнадцатого века. Последующие полвека археологические экспедиции к Золотаревке не отправлялись. Единственными посетителями городища были местные жители, искавшие ценности на месте древнего города.

Только с 1952 году археолог Михаил Романович Полесских продолжил исследование Золотаревского городища в Пензенской области. Вначале его группой проводились разведывательные экспедиции. Раскопки начались только через семь лет. На первом этапе исследования археолог идентифицировал поселение, как городище народа буртас, что соответствовало тринадцатому веку.

Однако в ходе раскопок были обнаружены экспонаты, принадлежащие булгарам и мордве. Таким образом, история Золотаревского городища оказалась на столетие длиннее, чем предполагалось ранее. По поводу датирования памятника среди исследователей возникли многочисленные споры, поэтому раскопки окончились только в 1977 году. Большой урон сохранности первого культурного слоя поселения был нанесен при распашке земли для лесонасаждений.

В конце прошлого тысячелетия исследования продолжила группа археологов из педагогического университета Пензы. Золотаревское городище оказалось не единственным поселением. По трем сторонам от городища были найдены три селища и оборонительная система. Эта находка помогла ответить на множество вопросов. В первую очередь, ученым удалось составить хронологию местности. На месте раскопок были найдены предметы, относящиеся к третьему веку.

Перекресток цивилизаций

Золотаревское городище в разные времена населяли разные народы Поволжья. Установлено, что до одиннадцатого века основными жителями поселения были мордвы, а именно субэтнос - мокша. Об этом говорят характерные для мокшан предметы быта, найденные при раскопках. Кроме того, в повествованиях о Древней Руси часто встречается упоминание о мокшанской крепости Серня, которое сегодня более известно как Золотаревское городище.

В десятом веке крепость завоевали буртасы, а в одиннадцатом она принадлежала Волжской Булгарии. Находки в поселении позволяют также утверждать, что среди жителей были аскизы. Таким образом, в разное время Городище населяли мордва, булгары, буртасы и русские.

Сооружения на территории городища

На территории городища во время раскопок было исследовано несколько сооружений. Они помогли составить представление об особенностях строительства городища.

Жилища в большинстве своем представляли собой котлованы глубиной до полуметров с плетеными стенами. В полу вырыты углубления для очагов. Такой тип строения и предметы быта, найденные в жилищах, позволяют причислить их к сооружениям десятого века. В городище также найдены сооружения срубного типа.

Среди хозяйственных построек лучше всего сохранился амбар. Амбар имел плетеные стены и котлован. В котловане были обнаружены скопления обгоревших зерен. Возле жилищ располагались ямы для хранения пищи.

Быт поселения

Предметы, найденные во время раскопок, позволяют составить мнение о жизни и быте поселения. В первую очередь следует отметить, что в городище процветала торговля. Месторасположение поселения способствовало этому, так как через верховье Суры проходил торговый путь между Киевом и Булгаром, являющийся ответвлением Шелкового пути. Наличие рынка в одном из селищ, найденные торговая атрибутика и привозные вещи подтверждают этот факт.

В городище также активно развивались ремесла и сельское хозяйство. В поселении возделывался овес, просо, горох и другие культуры. Наличие большого количества земледельческих орудий свидетельствует о высокой степени развития данной отрасли. О развитии животноводства говорит наличие многочисленных костей овец, лошадей и коров.

Украшения

Жители Золотареского поселения были очень талантливыми ювелирами. Важной особенностью ювелирного дела являлось искусное копирование украшений булгар. Местные мастера расплавляли оригинальное дорогое украшение, добавляли в него более дешевые металлы и отливали заново. Количество найденных подделок свидетельствует о массовом изготовлении подобных украшений.

Представлены многочисленные украшения Золотаревского городища в музее поселка Золотаревка и в краеведческом музее города Пензы. Самым ценным экспонатом и символом городища является позолоченная бронзовая накладка с рельефным изображением человеческого лица в львиной маске. Накладка является религиозным объектом, так как львиная символика часто встречается в стилизации древнерусских церквей. Кроме того, лев был символом знатного рода. Это позволяет предположить, что накладка принадлежала высокородному человеку. Это изделие уникально в своем роде. С 2007 года изображение накладки появилось на флаге Пензенского района.

Элементы аскизской культуры

Уникальным считается нахождение на территории поселения предметов аскизской культуры. Аскизы – народ, проживающий на Алтае, предки современных хакасов. Из найденных аскизских предметов наиболее часто встречается снаряжение для коня и наездника. В большинстве своем это детали из железа и бронзы.

На накладках, пряжках и украшениях седла отчетливо прослеживается орнаментный рисунок, характерный для аскизской культуры. Однако следует отметить, что в этих предметах наряду с таким орнаментом встречаются элементы, не характерные для аскизских изделий. Этот факт дает право утверждать, что предметы аскизской культуры не просто были привезены в Золотаревское поселение, а среди жителей крепости присутствовали представители аскизского народа. Они являлись частью военного конного отряда. Именно из Золотаревского городища аскизы осуществляли военные и мирные контакты с Древней Русью и Волжской Булгарией вплоть до десятого века, когда поселение стало частью Булгарии.

Развитие городища

Экспонаты, макеты и фото в музее Золотаревского городища помогают лучше узнать о развитии поселения. Система укреплений и наличие крепостной стены городища говорит о специалистах-фортификаторах. О развитие гончарного дела свидетельствуют найденная во время раскопок посуда. Лепная керамика второго века сменяется глиняной круговой посудой десятого века. В хронологии также прослеживается изменение формы и цвета посуды.

Сельское хозяйство являлось одной из важнейших отраслей в поселении. Для развитого земледелие характерно два признака: большое количество земледельческих орудий и разнообразие выращиваемых культур. Оба этих признаков присутствуют в описании Золотаревского городища.

Ремесленники делали одежду и обувь, изготавливали оружие, украшения и посуду. Соответственно, среди промышленных отраслей в поселении были развиты металло- и деревообработка, ткачество, гончарное дело. Найденные при раскопках Золотаревского городища находки составляют экспозицию в краеведческом музее Пензы и в музее Золотаревки.

Битва с монголами

События, повлекшие за собой исчезновение поселения, датируются 1237 годом. В это время на территории городища произошла битва с монгольскими войсками. Об этом событии повествует летопись Рашида ад-Дина, рассказывающая о захвате Волжской Булгарии.

Можно село утверждать, что на месте поселения была одна из крупнейших битв с татаро-монголами. Об этом свидетельствует около двух тысяч незахороненных тел и огромное количество наконечников стрел, найденных во время раскопок. Кроме того, поражают масштабы сражения. Следы битвы были обнаружены далеко за территорией поселения и занимают в общей сложности территорию, равную ста сорока тысячам квадратных метров.

Исход битвы был таков: население городища было полностью уничтожено, а крепость сожжена дотла. При захвате территорий монголы использовали греческий огонь и топленый жир убитых ими воинов. Можно предположить, что именно этим способом Золотаревское городище и было стерто с лица земли.

Согласно истории татаро-монгольских завоеваний, войска практически не трогали поселения, сдававшиеся без боя. Отсюда следует, что жители Золотаревского городища оказали активное сопротивление захватчикам. Наличие незахороненных тел свидетельствует о том, что участь крепости постигла и близлежащие поселения.

Экскурсия

Сегодня Золотаревское городище открыто для посещения, несмотря на ведущиеся до сих пор раскопки. Добраться до памятника можно, следуя из Пензы по направлению к Золотаревке. Не доезжая до поселка, нужно повернуть налево на проселочную дорогу, которая и приведет к городищу. К памятнику ведет деревянный настил, а остатки поселения соединены через овраги мостами. Предметы, найденные на территории городища, можно изучить в музее Золотаревки и краеведческом музее Пензы.

Отзывы посетителей

В отзывах посетителей описание Золотаревского городища неизменно сопровождается восторгом. Знакомство с памятником дает возможность прикоснуться к древней истории и наследию предков. Особый интерес у туристов вызывают мероприятия, проводимые в городище.

Одним из таких мероприятий является фестиваль под названием «Перекресток цивилизаций – Золотаревское городище». Во время фестиваля посетителям предоставляется уникальная возможность переместиться в тринадцатый век, познакомиться с жизнью крепости и увидеть реконструкцию битвы, положившей конец тысячелетней истории поселения.

Комментарии
На совместной даче с. Боголюбовка тож д. Золотаревка была основана стекольная мануфактура, стоявшая у истоков стекольной промышленности в Пензенском крае. В 1817 в Боголюбовке тож Золотаревке, создана наиболее мощная в губернии бумагодельная мануфактура Селивановская, которая являлась первым шагом в Пензенской губернии по развитию писчебумажной промышленности. В 1815 году Дмитрий Васильевич Золотарев основал в Золотаревке – Бекетовке (Алексеевка) суконную фабрик
Ремесленники делали одежду и обувь, изготавливали оружие, украшения и посуду. Соответственно, среди промышленных отраслей в поселении были развиты металло- и деревообработка, ткачество, гончарное дело. Ремесленники после развала монголами торгового пути Булгария - Киев покинули поселение, Обработка земли продолжалась и после разгрома крепости Серня в 13 веке.
Система укреплений и наличие крепостной стены городища говорит о специалистах-фортификаторах. Сельское хозяйство являлось одной из важнейших отраслей в поселении. Для развитого земледелие характерно два признака: большое количество земледельческих орудий и разнообразие выращиваемых культур. Оба этих признаков присутствуют в описании Золотаревского городища. Ремесленники делали одежду и обувь, изготавливали оружие, украшения и посуду. Соответственно, среди промышленных отраслей в поселении были
Вот за это надо и побороться, но УЖЕ ВАМ!
ЭТО ТЕКСТ О пос. ЗОЛОТАРЕВСКОЕ ГОРОДИЩЕ В НАШЕЙ НОВЕЙШЕЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ постоянного выпуска:
ЗОЛОТАРЁВСКОЕ ГОРОДИЩЕ, пгт. Пенз. р-на Пенз. обл., адм. ц. гор. поселения. Образовано, как Памятник историко – культурного наследия, в 2020 годах после воссоединения пгт. Золотаревка и Золотаревского городища на месте древних поселений в 25 км от П., в 5 км от ж.-д. ст. Шнаево, по обоим берегам р. Медаевки, прав. притока р. Суры, при Сурском вдхр., в окружении лес
Время появления этого древнего поселения обозначается 3 - 4 век н.э. В повествованиях о Древней Руси часто встречается упоминание о мокшанской крепости Серня , что означает Золото, которое сегодня стало известно как Золотаревское городище. В десятом веке крепость завоевали буртасы, а в одиннадцатом она принадлежала Волжской Булгарии. Находки в поселении позволяют также утверждать, что среди жителей были аскизы. Таким образом, в разное время Городище населяли мордва, булгары, буртасы и русские.
Время появления этого древнего поселения обозначается 3 - 4 век н.э. В повествованиях о Древней Руси часто встречается упоминание о мокшанской крепости Серня , что означает Золото, которое сегодня стало известно как Золотаревское городище. В десятом веке крепость завоевали буртасы, а в одиннадцатом она принадлежала Волжской Булгарии. Находки в поселении позволяют также утверждать, что среди жителей были аскизы. Таким образом, в разное время Городище населяли мордва, булгары, буртасы и русские.
Что за Серня нарисовалась. Золотарёвка названа по имени тогдашнего фабриканта. Раньше называлась Алексеевкой.
первые земляки жителей древнего Золотаревского городища упоминаются в архивных документах в 1719-1720 гг., как сельцо «Богороцкого, что на речке Медоевка». Его владельцами называются саранский подьяческий сын Федор Иванович Полянский, пензенский подьячий Григорий Иванович Полянский, Яков Никитич Подбельский, а также Алексей и Федор Ларионовичи Безобразовы (РГАДА.Ф.350.Оп.2.Д.2513.Л.82,547, 508;Д.1620 1623; Д. 2531. Л.805-814 об.). В 1762-1764 гг. имеется упоминание о СЕЛЬЦЕ ЗОЛОТАРЕВКА. - Читайт
Автору статьи большой плюс, но есть все же некоторые ошибки. 1."Аскизы – народ, проживающий на Алтае, предки современных хакасов". Хакасы не живут на Алтае, есть субъект РФ, Республика Хакасия. 2. Представителями аскизкой культуры являются енисейские кыргызы, которые в свою очередь, являются предками хакасов, части алтайцев, шорцев и чулымцев.