Проективные методики в психологии: основные отличия от стандартизированных. Классификация

Проективные методики направлены на то, чтобы изучать свойства личности, а также особенности интеллекта. Чертами, которые отличают их от стандартизованных способов психологического исследования, являются следующие.

Во-первых, речь идет об особенностях предлагаемого респонденту стимульного материала. Его отличает малоструктурированность, неопределенность и неоднозначность. Только в этом случае сможет "заработать" и реализоваться принцип проекции. Когда респондент начинает взаимодействовать со стимульным материалом, то происходит его структурирование. Но в этом процессе личность начинает проецировать особенности своего психического мира: тревоги, конфликты, потребности, ценностные ориентации и прочее. Поэтому проективные методики являются очень удобными в использовании.

Во-вторых, перед респондентом ставится особая задача, которая относительно неструктурированна. Она допускает огромное количество разнообразных ответов. Получается, что исследование, которое проводится при помощи проективных методик, является замаскированным. Респондент не сможет догадаться о том, что в его ответах станет предметом для интерпретации экспериментаторов. Именно поэтому проективные методики в психологии в минимальной степени подвергаются фальсификации, нежели те опросники, которые построены на сведениях о личности.

В-третьих, проективные методики отличаются особенностями в обработке и интерпретации полученных результатов. Они не являются стандартизированными, поскольку в большинстве из них отсутствует математический аппарат для того, чтобы получить объективную обработку полученных результатов. Проективные методики исследования личности не содержат никаких норм. В их основе лежит качественный, а не количественный подход. Поэтому до сих пор не были разработаны оптимальные методы их проверки, насколько они надежны и валидны. Поэтому для получения максимально точных данных, рекомендуется соотнести полученные результаты с данными, которые имеются от использования иных, более надежных методов.

Проективные методики классифицируют по разным основаниям. Наиболее полной является следующая:

  • Методики дополнения, когда в роли стимульного материала выступает набор из слов-стимулов. Респондент же должен называть те слова, которые будут "приходить на ум" в связи с тем словом, которое было услышано. Например, ассоциативный тест, созданный К.Г. Юнгом, методика "Неоконченных предложений". Помимо этого большую популярность имеют те методики, на которые нужно дать четкое количество вариантов ответа. Например, тест "Кто Я?".
  • Методики интерпретации, когда в качестве стимульного материала выступает комплект картинок и фотографий. В этом случае от респондента потребуется составить целый рассказ (САТ, ТАТ), опираясь на предложенные картинки, либо же ответить на те вопросы, которые предложены в ситуациях на них, либо же нужно отобрать приятные и неприятные фото-картинки. Например, тест выявления фрустрации Розенцвейга, методика Жиля или тест Сонди.
  • Методики структурирования, когда анализируются ассоциативные связи, возникшие после просмотра стимульного материала, который малоструктурирован. Например, толкование форм Роршаха.
  • Методики изучения экспрессии, которое осуществляется на основе анализа почерка или особенностей в речевом поведении.
  • Анализ продуктов творчества человека, когда предметом интерпретации становится рисунок, созданный респондентом на основании задания. Например, "Два домика", "Пиктограмма", " Автопортрет" и так далее.

Проективные методики обычно - это дополнительный метод в психологическом исследовании.

Комментарии