Лидеры мнений: кто такие и как с ними работать

В современных условиях рынка очень трудно убедить потребителей купить товар. Они скептически относятся к новинкам и имеют возможность выбора среди широкого ассортимента. Также общество подвержено влиянию уважаемых людей. Именно они являются лидерами мнений и могут повлиять на выбор остальных. Не во всех случаях проводятся маркетинговые исследования рынка. Достаточно знать лишь выбор лидеров мнений, чтобы спрогнозировать предпочтения покупателей.

Таким образом, прямая реклама от влиятельной личности к потребителю – эффективный маркетинг. Им пользуется большинство современных компаний, и достаточно продуктивно. В статье рассмотрим, кто такие «лидеры мнений», их роль и значимость в продвижении товара.

Кого так называют?

Лидером принято считать человека с высоким социальным статусом. Он лучше информирован и может оказать влияние на выбор других людей.

Этот термин существует с 1955 года. Впервые он был описан в работе «Личное влияние» и основывается на теории П. Лазарсфельда и Э. Каца «О двухступенчатом потоке коммуникации». Данная теория входит в состав моделей, которые объясняют процесс передачи информации в широкой аудитории с использованием фильтра восприятия влиятельной личности в данном обществе.

Впервые исследования влияния на выбор проводились в период Второй Мировой Войны. Тогда было выяснено, что рядовые солдаты больше доверяют своим офицерам, нежели СМИ. Дальнейшие исследования и опросы подтвердили тот факт, что решения большинства респондентов зависят от мнения влияющих на них людей. Лидером мнений может быть знаменитость, руководитель, политик, ученый и исследователь и даже мама.

Типы личностей-лидеров

Работу П. Лазарсфельда продолжил социолог Р. Мертон. В 1948 году он исследовал межличностное влияние и коммуникационное поведение населения города.

В ходе эксперимента было выявлено два типа лидеров мнений:

  1. Локальный.
  2. Космополитический.

Локальными лидерами были описаны люди, проживающие в определенной местности долгое время. Они зарекомендовали себя в повседневных делах (карьере, воспитании, образовании). Именно к таким лидерам за советом обращаются соседи и знакомые.

Космополитический лидер – человек, недавно переехавший в город. Он много путешествует и накопил достаточно зарубежного опыта. Следовательно, разбирается в политике и международных проблемах, в бизнесе.

Оба типа лидеров активно проявляют себя в общественной жизни. Они всегда следят за новостями и читают прессу.

Недостаток теории: она рассчитана на локальное общество, а в условиях глобализации себя не оправдала.

По другой классификации лидеры были разделены на:

  1. Мономорфных.
  2. Полиморфных.

Мономорфные влиятельные личности – специалисты узкой сферы. Они компетентны по своей специализации и не оказывают влияния на другие сферы.

Полиморфные лидеры могут распространять свое влияние на разные сферы жизни. Для этого они активно используют межличностные связи и контакты.

Как лидеры повлияли на СМИ?

Проведенные исследования и вклад в науку ученого П. Лазарсфельда изменили подход массмедиа к рекламе. Выяснилось, что СМИ не оказывают ожидаемого эффекта на отдельно взятую личность. Но, если использовать их в качестве посредника личного общения лидера мнений и потенциальной группы потребителей, то возможно воздействие и изменение предпочтений последних.

Изменения, произошедшие в СМИ:

  • теперь коммуникационный процесс ориентирован на лидеров;
  • с помощью медиа происходит сближение потенциальных потребителей и лиц, которым они доверяют;
  • в рекламе применяются принципы межличностной коммуникации;
  • привлечение лидеров мнений в маркетинг более эффективно для продвижения, чем создавать новые каналы коммуникаций.

Лидеры активно участвуют в жизни общества, они осознают свою значимость и стараются донести собственные ценности в массы.

Характеристика лидера

Исследования ученых показали, что лидеры присутствуют во всех слоях общества. Значит, они должны выделяться какими-либо чертами. Как найти лидеров мнений?

Нужно обратить внимание на такие характеристики, как:

  1. Активная жизненная позиция. Лидеры активно участвуют в общественной жизни, стараются «везде успеть». Также имеют бурную личную жизнь и занимаются деятельностью в нескольких сферах.
  2. Широкая сеть контактов. Эта черта отделяет лидера от остальных. Он имеет не просто множество знакомых, а создает целую сеть контактов. При этом постоянно поддерживает связь со всеми и привлекает в нее новых людей.
  3. Стремление распространять полезную информацию. Лидеру нравится помогать другим, когда к нему обращаются за информацией и интересуются мнением. Они охотно поделятся своими знаниями и опытом. Осознанная роль наставника доставляет удовольствие влиятельным людям.
  4. Уверенность. Лидеры постоянно учатся и знакомятся с новыми технологиями. При появлении нового продукта на рынке стараются сразу его испробовать, оценить эффективность. Таким образом, если лидер мнений положительно оценил новый продукт, значит, тенденция продаж пойдет вверх.
  5. Вовлеченность. Решение любой проблемы для лидера – возможность научиться чему-то новому. Они отдаются процессу со всей душой и охотно помогают всем желающим.

Лидеры мнений обязательно имеют хобби или даже несколько.

Влияние лидеров на других

Авторитетные личности распространяют свое влияние с помощью эффекта «снежного кома». Они рассказывают информацию одним, те – другим и так далее.

В работе с лидерами мнений масс-медиа используют их навыки:

  • Оценивать различные источники информации. Чтобы формировать свое мнение о мире, лидер постоянно должен быть в курсе всех событий, использовать то, что он видит, слышит и читает.
  • Предпочитать устные коммуникации. Кроме печатных и других источников, лидеры широко применяют рекомендации других людей, которым доверяют. Они не стесняются спрашивать совета в сложных ситуациях.
  • Охотно распространять идеи. Лидеры живут под девизом: «Знаешь что-то – расскажи другим». Они бескорыстно делятся мнением и рады помочь.
  • Постоянно самосовершенствоваться. Лидеры все время чему-то учатся и предпочитают товары, которые модифицируются. Если товар долгое время остается неизменным, то лидер теряет к нему интерес.
  • Собирать информацию с различных источников: печатные издания, интернет, СМИ, радио, мнения других людей.
  • Доверять инстинктам. Лидеры легко справляются с большим потоком информации. Благодаря внутреннему голосу они разделяют знания на перво- и второстепенные.

Лидеры в социальных сетях

Компании и бренды привлекают лидеров мнений не только для рекламы в СМИ. Значимую долю маркетинга приходится проводить в социальных сетях. Именно тут важны лидеры и их взгляды. Но привлечь лидера мнения в социальных сетях не так просто. Нужно сначала его заинтересовать и убедить в надежности товара, предоставить тестовые образцы и новинки.

Поначалу лидеры обычно критикуют любой товар. Это приводит к резонансу в обсуждениях. Также влиятельные люди более расположены к компании, которая лояльна к благотворительности и окружающей среде.

В соцсети лидером мнений может быть харизматичный человек, который нравится аудитории, знаменитость, эксперт в определенной области. Они могут напрямую говорить о каком-то товаре или косвенно, рассказывая интересную историю и подшучивая.

Компании сотрудничают с лидерами разными способами:

  1. Проплаченные посты – самый очевидный вариант.
  2. За подарок, когда за пост лидер получает вознаграждение в виде продукции.
  3. Уровень Advanced – самая распространенная мировая практика по рекламе.

Последний вид сотрудничества предполагает, что выбранные лидеры мнений несколько раз размещаю посты на своей странице с фотографиями/роликами и ссылками на товар. Такая реклама собирает наибольшую аудиторию.

Как привлечь лидера?

Чтобы эффективно продавать товар или услугу с помощью лидеров мнений, нужно знать способы их привлечения.

Как заинтересовать авторитетную личность:

  1. Не скупиться на информацию. Стараться давать знания во всех возможных источниках, ведь только при достаточной информированности у лидера будет возможность сформировать собственное обоснованное мнение. Реклама должна быть креативной, яркой, отличаться чем-то от других.
  2. Принимать критику. Следует обращать внимание на замечания лидеров в процессе пользования товаром.
  3. Активное участие в общественной жизни привлекает лидеров и делает их более лояльными к компании. Бизнес должен принимать участие в решении социальных проблем и улучшать качество жизни.
  4. Для лидеров важны товары, которые экономят их время, соответствуют ценностям и облегчают жизнь. Показать эти характеристики – значит привлечь внимание лидера.

Подведем итоги

Итак, лидеры мнений – неотъемлемая часть общества. С ними приходится считаться. Они скептичны и высоко ценят товары, соответствующие критерию цена-качество. Чтобы удачно провести рекламу у лидеров мнений, нужно учесть многие особенности современного общества. Как правило, именно они выделяют особенные товары среди аналогов. Если компания или бренд смогли состояться на рынке и «завоевать сердца» авторитетов, то продажи, несомненно, возрастут.

Комментарии