Супервизия в психологии - это что такое? Формы и техники проведения супервизии
В профессиональной деятельности прогресс также является важным компонентом к успеху и психологическому балансу. Поэтому для многих специальностей и выработана программа по улучшению рабочих навыков. Для большинства профессий предусмотрено повышение классификации, курсы или стажировки. Все они способствуют какому-то прогрессу в рабочей деятельности человека, подталкивая его к развитию.
Особенности обучения специалистов
Психология и терапия пошла в этом направлении дальше и предусмотрела для своих подопечных отрасль продуктивного профессионального роста - это супервизия в психологии. Такой компонент способен помочь как в рабочей практике, так и в личных душевных переживаниях. Выполняет такую роль супервизор - специально обученный профессионал в сфере психотерапии. Его главной задачей является оказание помощи и поддержка своему менее опытному коллеге.
В России и странах СНГ психологическая супервизия как отдельная профессия рассматривается довольно редко, так как индивидуально отведенных курсов или факультетов по этому направлению нет. Но это не является препятствием для изучения такой специальности самостоятельно или в программе общей психологии. Многие высококвалифицированные супервизоры обучаются за пределами России или проходят практику за рубежом. Поэтому и в нашей стране возможно найти профессионального специалиста в этой категории и получить его помощь и поддержку в собственном рабочем процессе.
Итак, супервизия в психологии - это универсальная система профессиональной помощи специалистов, помогающая росту в дальнейшей карьере. Также её могут называть котерапией, которая основывается на работе нескольких высококвалифицированных специалистов с большим опытом работы. Это помогает при помощи супервизора объективно посмотреть на свои проблемы в работе. Также это помогает разделить ответственность за их устранение с квалифицированным котерапевтом.
Преимущества помощи специалиста в затруднительных ситуациях
На данный момент можно выделить несколько точных аспектов поддержки супервизора:
- создавать способы нахождения собственных потенциальных возможностей в психологии;
- глубже разбираться в тонкостях и особенностях работы с клиентами, лучше понимать их проблемы и эмоциональное состояние;
- разбираться в эффективности собственных методик лечения, анализировать их действие и правильность сопоставления с основами психологии и терапии;
- осознавать собственное эмоциональное состояние при проблемах клиента и реакцию на них.
Объектом супервизии является квалифицированный специалист в сфере психологии или терапии, проходящий практику или стажировку по своему направлению. Практикующий профессионал может обратиться за помощью к такой системе для повышения квалификации или решения собственных проблем в личной жизни, которые отражаются на его деятельности.
Помимо этого, специалист в области супервизии должен:
- держать постоянный контакт со своим подопечным и следить за его эмоциональным фоном;
- содействовать развитию терапевта, способствовать раскрытию возможностей в профессиональной деятельности;
- сохранять собственную позицию и безэмоциональную оценку по отношению к специалисту;
- оказывать поддержку по восстановлению целостности психотерапевта и его личности.
Процесс супервизии способен устранить эмоциональную заторможенность или регресс, избавить начинающих психотерапевтов от профессионального одиночества. Эта методика также способна повысить эффективность рабочего процесса и устранить последующие ошибки в нём.
Основные категории супервизии
В практике такого метода помощи специалистам существует три формы:
- очная;
- очно-заочная;
- заочная.
Они распределяются на количество участников, их роль во всём процессе и временной промежуток, который необходим для устранения проблем.
Очная категория супервизии
Первая форма считается самой обширной и глубокой. Сеансы по её принципам могут проходить в групповом, семейном или индивидуальном формате. В котерапии такого характера супервизор проводит сеанс очно и наблюдает за специалистами и их клиентами. Такая форма должна согласовываться с пациентами и их психологом для предотвращения проблем с нарушением конфиденциальности.
Очную форму супервизии можно разделить на подвиды:
- личностная (с присутствием клиента во время сеанса котерапии);
- групповая (при взаимодействии пациента или семьи и психотерапевтов), чаще всего употребляется при проблемных пациентах;
- пространственная;
- временная.
Личностная котерапия проводится во взаимодействии специалиста и его супервизора. Также в процессе участвует пациент или семья. Главными задачами такой терапии являются совместное определение проблем у клиента и поиски их решения.
Групповая супервизия считается самой продуктивной из всех её форм. Принцип её действия заключается в занятиях с одним пациентом или семьей, где котерапевт распределяет индивидуальные задания между каждым специалистом. Например, на приём к психотерапевту пришла семейная пара, одному участнику необходимо определить отношения между супругами, второму - определить стиль общения, третьему - главные проблемы, существующие между ними. Таким образом можно достичь полного определения причин разлада в семье, их осознания всеми специалистами, найти методы их лечения. Также участники групповой супервизии получают новый опыт и навыки.
Пространственная котерапия применяется при обучении психотерапевта общению с пациентами. Во время сеанса супервизор может находиться как в комнате (подбадривая специалиста и подталкивая его в нужном направлении), так и вне её (не вмешиваясь в основной процесс).
Временная форма котерапии зависит от срочности проведения психоанализа со специалистом (отсроченная или немедленная).
Преимущества и недостатки очной терапии
Достоинства такой супервизии:
- Более эффективные сеансы.
- Меньшее количество приёмов.
- Минимальные материальные затраты из-за непродолжительности супервизии.
- Совокупность техник обучения психотерапии по отношению к специалисту.
- Более доверительные отношения контактируемых лиц.
Каким бы ни был привлекательным и полезным такой способ психотерапии, у него есть и множество минусов:
- При работе неопытного специалиста с пациентом нарушается конфиденциальность процесса лечения, что в последующем может негативно отразиться на психическом состоянии клиента.
- Выработка зависимости в принятии решений у терапевта от своего более опытного коллеги.
- Излишнее внимание к рабочему процессу супервизора, которое мешает естественному течению событий.
В очной форме, как и во всех остальных, есть свои достоинства и недостатки. Но на сегодня такой метод котерапии считается самым обширным и правильным, когда у специалиста есть множество проблем как профессионального характера, так и личного.
Заочная форма супервизии
Принципы её работы заключаются в удаленном решении проблем, без тесного контакта с другим профессионалом. Заочная форма супервизии может проходить как в индивидуальном сеансе, так и в групповом. Специалист собирает материалы своей психотерапевтической работы и предоставляет их супервизору для проведения анализа его деятельности и выявления недочетов в работе.
Сам котерапевт не принимает участия в рабочей деятельности своего подопечного и не проводит исследования его пациентов. Это делает эту форму самой оптимальной для долгосрочного сотрудничества со специалистом. Также анализ доклада психотерапевта может разбираться в присутствии других его коллег, что помогает получить больше опыта в работе, но не навредить эмоциональному состоянию пациента, исследуя его ситуацию дистанционно.
Совокупность этих форм
Очно-заочная разновидность пока что не имеет широкой распространенности в мире, но тем не менее и она считается действенной. Эта супервизия в психологии чаще всего применяется для семейных пар, у которых разобраться в проблемах неопытному специалисту бывает достаточно трудно.
Для такого сеанса котерапии необходима оборудованная комната с зеркальным стеклом, группа профессионалов в этой области, начинающий терапевт и семейная пара, дающая согласие на такой сеанс. В ходе проведения супервизии, испытывая трудности в работе, специалист может обратиться к своим более опытным коллегам по телефону для проведения консультации. Такая котерапия не только помогает психотерапевту самостоятельно выполнять свои профессиональные обязанности, но и при неудачах чувствовать себя лучше и получать поддержку от терапевтов. Она развивает в начинающем специалисте уверенность в своих силах и вырабатывает опыт.
Чтобы психотерапевту правильно определиться с формой социальной супервизии, которая в дальнейшем будет способствовать самому эффективному решению проблем, необходимо обратить особое внимание на специфику, затрудняющую профессиональную деятельность, и самые подходящие методы её устранения.
Точную оценку степени тяжести случая сможет дать лишь опытный специалист-психотерапевт. Самостоятельно распознать все свои ошибки в профессиональной деятельности невозможно. Для тяжелых случаев подойдут только индивидуальные занятия, которые способствуют быстрому решению проблем. А вот в незначительных ошибках можно обойтись только заочной консультацией, благодаря которой котерапевт сможет направить специалиста в нужное русло.
Виды психологической супервизии
На начальном этапе введения такого метода терапии определяется способ, который будет более продуктивным для специалиста. Очная и заочная форма разделяется на несколько основных и самых глобальных категорий. В общем существует две разновидности котерапии:
- индивидуальная;
- групповая.
Отличаются такие супервизии техниками применения по отношению к специалисту и проблемами, которые должен решить более квалифицированный коллега.
Индивидуальная форма
Эта супервизия в психологии заключается в повышении навыков специалиста с меньшим опытом работы. Основными задачами формы такого характера являются: развитие и поддержка профессиональных знаний, способы их применения на практике, разбор и решение проблем личного характера, которые могут повлиять на лечение пациента.
Также индивидуальный подход к такой психотерапии дает повышение уверенности специалиста в своих силах, способность проводить сеансы лечения клиента самостоятельно в дальнейшей практике и возможность повышать свою компетентность в профессии. Супервизор и его подопечный постоянно взаимодействуют между собой во время индивидуальной работы и делят ответственность за лечение пациента между собой.
Сеансы психотерапии такого характера должны проводится раз в 1-2 месяца. В течение положенного времени супервизор должен составлять отчёты о проделанной работе со своим клиентом и следить за динамикой. Сеансы не заканчиваются до тех пор, пока сотрудник не приобретет все необходимые навыки по работе с клиентами и не научится контролировать свои эмоции в профессии.
При возникновении новых проблем в профессиональной деятельности терапевт опять может прибегнуть к помощи супервизора. Как отмечают многие психологи, такие сеансы всегда пойдут на пользу специалисту, проводить их следует регулярно. Помощь супервизора может понадобиться даже в тех случаях, когда на первый взгляд никаких проблем у психотерапевта нет, а лечение пациентов всегда проходит успешно. Опытный профессионал сможет анализировать методы, которые применяет в работе специалист, и его общее эмоциональное состояние, обобщить полученные наблюдения.
Благодаря индивидуальной супервизии:
- сотруднику уделяется должное внимание;
- все проблемы личного характера, которые психотерапевт не хочет или стесняется указывать при группе людей, будут разбираться конфиденциально;
- специалист, находящийся на стадии адаптации, лучше поймёт все наставления и советы более опытного профессионала.
Групповая форма
Способствует приобретению навыков по работе в команде. Сеансы супервизии в психотерапии, проведенные в коллективе, способны дать человеку больше знаний обо всех имеющихся проблемах клиента. Всё то, что не смог понять или недопонял один специалист, может распознать другой. Супервизор в ходе таких совещаний лишь раздаёт задания подопечным, следит за их выполнением и в последующем формулирует выводы о проделанной коллективом работе.
Любая форма помощи специалистам способна устранить проблемы и недочёты в профессиональной деятельности. Какой именно способ супервизии назначит психотерапевт, будет зависеть от особенностей рабочего процесса, личности человека и его эмоционального фона, который проявляется в профессии.