Царь Ашока: биография и семья

Имя царя Ашоки навсегда вошло в историю Индии. Этот третий правитель империи Мауриев считается одним из величайших людей, стоявших во главе государства. Царь Ашока известен вовсе не военными успехами, как его дед. В первую очередь история знает его как правителя-буддиста, внесшего неоценимый вклад в поддержку этого религиозного направления. Личное имя царя Ашоки согласно дхарме (религиозному благочестию) - Пиядаси.

Империя Мауриев

По своей площади это царство было крупнейшим за всю историю государства. Его территория простиралась не только на тех землях, где находится современная Индия. Она занимала Непал и Бутан, Пакистан и Бангладеш, Афганистан, а также часть Ирана. Большую часть этих земель завоевал дед Ашоки - Чандрагупты Маурья, который был первым правителем династии. Его личность до сих пор считают в Индии героической и легендарной. Правил Чандрагупта с 317 по 293 г. до н. э. Происходил он из знатного рода Мориа.

Будучи молодым, Чандрагупта служил у царей Магадхи (Нандов), с которыми попытался сразиться за трон. Но, потерпев неудачу, бежал в северо-западную область страны, где примкнул к греко-македонцам, вторгшимся в Индию. Несколько позже Чандрагупта возобновил борьбу за царский трон. И в конце концов ему удалось свергнуть Дуана Нанду и захватить власть. Далее новый правитель подчинил себе Северную Индию, основав общеиндийскую империю династии Маурьев, которая правила страной до 184 г. до н. э. Столицей этого государства стал город Панталипутра (сегодня это г. Патна в штате Бихар).

Наследником великого правителя стал его сын Биндусара. Впоследствии он еще более укрепил престол в Патапипутре.

Детство

Царь Ашока родился в 304 г. до н. э. в семье правителя Биндусары - второго из представителей могучей династии. Мать Ашоки, Субхадранги, среди прочих жен императора имела достаточно низкий статус. Ее отец, будучи бедным брамином, отдал свою дочь в гарем, так как, по легенде, получил предсказание о том, что его внуку уготован путь великого правителя. Наверное, именно поэтому так и назвали мальчика. Ведь личное имя царя Ашоки буквально означает «лишенный печали».

Такой же низкий статус, как и у матери, был в гареме у будущего правителя. У него было большое количество братьев, рожденных от других жен царя, обладающих высоким положением уже по своему происхождению. Был у Ашоки и один родной старший брат.

В детстве будущий пимператор был резвым и очень живым ребенком. Единственное занятие, которое приходилось ему по душе, – охота. Мальчик увлеченно занимался любимым делом. Вскоре он стал хорошим охотником.

Ашоку нельзя было назвать красавцем. Однако не было ни одного принца, превосходящего его в храбрости и доблести, искусности в управлении и любви к приключениям. Именно поэтому будущего царя Ашоку уважали и любили не только все чиновники, но даже простые люди.

Все перечисленные выше черты характера юноши были замечены его отцом Биндусаром, который, несмотря на молодость сына, назначил его на пост наместника Аванти.

Приход к власти

Биография царя Ашоки как правителя началась после его прибытия в Удджайн. Этот город являлся столицей Аванти. Здесь юноша завел семью, взяв в жены дочь богатого торговца. В семье появилось двое детей, которых звали Сангамитра и Махендра.

В этот период в Таксиле, которая находилась на территории современного Пакистана, поднялось восстание. Люди были недовольны правлением Магадхи. В Таксиле находился Сусума - старший сын царя Биндусары. Однако он не сумел успокоить народ. И тогда для подавления восстания отец послал в Таксилу Ашоку. И хотя у молодого правителя не было достаточного количества воинов, он смело отправился к городу и взял его в осаду. Граждане Таксилы решили не противостоять Ашоке, устроив ему радушный прием.

Старший сын Биндусары, имевший все шансы стать царем, показал свою неспособность в управлении страной. Тогда был созван совет, решивший, что Сусума, взойдя на трон, уничтожит в стране справедливость, а это, в свою очередь, станет причиной народных восстаний и упадка империи. И знатные люди, участвовавшие в этом совете, решили, что трон должен остаться Ашоке. Это было время, когда Бандусара был при смерти. Сын поспешил к нему. В 272 г. до н. э. император умер, и Ашока стал царем Магаджи. Его коронация состоялась в 268 г. до н. э., на пятый день третьего месяца Джустамаса.

Расширение территории страны

После прихода к власти царь Ашока занялся укреплением империи. В 261 г. до н. э. им был развязана война с государством Калинга. После упорной борьбы царь Ащока завоевал не только эти территории, находящиеся на берегах Бенгальского пролива, но и подчинил страну Андхра, находящуюся по соседству. Все эти действия позволили завершить объединение Индии, которое начал еще Чандрагупта в 4-м в. до н. э. Под правление царя Ашоки не попали лишь три небольшие страны, находящихся на юге Индии, - Кералапутра, Пандия и Чопа.

Изменение мировоззрения

Индийский царь Ашока сумел добиться своего. Калинга была весьма важной областью в торговом и стратегическом отношении, и ее присоединение значительно усилило империю. Однако здесь Ашока наткнулся на упорное сопротивление местных жителей. И простой люд, и знать не хотели мириться с приходом новой власти, из-за чего к ним были вначале применены самые суровые методы наказания. Но после, для того чтобы разрядить обстановку, Ашока даже предоставил этой области большую самостоятельность.

Тем не менее на этих территориях не обошлось без кровавых битв. Было взято в плен 150 тыс. человек. Убитыми насчитали 100 тыс. человек. Но и это еще не все людские потери. Ведь многие умерли от голода и ран.

От масштабов устроенной бойни, от принесенных войной страданий и горя Ашока сам пришел в ужас. Это и стало началом его духовной и нравственной трансформации, а также отказа от насильственных действий.

Правителя мучили угрызения совести. Он испытывал глубочайшую печаль, и в результате раздумий раскаялся и навсегда отрекся от ранее намеченного пути. После войны с Калингой Ашока перестал вести политику завоеваний. В дальнейшем маурийский император старался прибегать к дипломатическим и идеологическим приемам. Свое влияние в незавоеванных областях он укреплял, направляя туда специальные миссии и чиновников. Они обещали местному населению заботу и любовь императора, а также его всяческую поддержку.

Воин Будды

В то время, когда царь Ашока (фото с его изображением смотрите ниже) еще только вступил на трон, в Индии насчитывалось несколько религий.

В их числе были индуизм и буддизм. Однако стране была необходима единая общая религия. А политике царя Ашоки более всего соответствовал буддизм. Ведь это направление выступало против территориальных и узкокастовых ограничений и за единое государство. Именно поэтому дальнейшее правление царя Ашоки осуществлялось в соответствии со взглядами буддизма. Правитель Индии полностью принял дхарму - «праведность», а также «закон нравственности». Его общественная деятельность стала подчиняться не силе. Основой всех деяний стала «власть дхармы».

Во время правления царя Ашоки в Индии в Паталипуре был созван третий буддийский собор. На нем правитель сделал акцент на важности этнических норм поведения. Особенно он настаивал на том, что необходимо проявлять терпимость в отношении других религий.

Стоит отметить, что учения Ашоки по своему распространению и значению стоят рядом с деятельностью самого Будды. Ведь представитель рода Маурьев привел буддизм на Цейлон. Кроме этого, могучие потоки этой религии охватили большую часть территории Азии. Затем послания Будды достигли стран Ближнего Востока, а также средиземноморского бассейна. Учение оказало облагораживающее влияние на население Центральной Азии, Афганистана и Монголии.

Все это позволило буддизму стать мировой религией и отыгрывать цивилизующую роль во многих азиатских государствах, придя на смену довольно примитивным общинным культам. Достигло это направление Египта и Сирии.

Надписи Ашоки

Этот памятник древнеиндийской культуры называют еще и эдиктами правителя. Надписи царя Ашоки представляют собой набор из 33 текстов, выбитых на стенах пещер и на каменных колоннах. Такие эдикты были найдены не только на территории Индии, но и в Пакистане. Колонны царя Ашоки стали первым достоверным свидетельством распространения буддизма. Обломок одной из них с выбитым текстом на брахми находится в Британском музее. Предполагаемая дата его создания – 238 г. до н. э.

Надписи царя Ашоки освещают довольно узкий круг вопросов, касающихся принятия и дальнейшего распространения буддизма представителем рода Маурьев, религиозные и нравственные законы, а также заботы правителя о благополучии не только подданных, но и животных.

В истории было множество царей, которые стремились запечатлеть свои победы, достижения и многое другое на камне. Однако только Ашока делал это на столбах и скалах. Именно они призваны вести людей от смерти прямо к бессмертию, от неведения к истине, к свету из темноты.

Помимо пещерных храмов и величественных колонн Ашока повелевал строить и ступы. Эти курганообразные культовые сооружения также символизировали о распространении буддизма во вселенной, а также власть над нею.

Колонны ставились на всей территории, где правил царь Ашока. Описание жизни царя, а также его Указы высекались и на скалах. Причем многие из подобных монументов сохранились и до сегодняшних дней. Географическое расположение подобных текстов на камне обеспечивает исследователей самой достоверной информацией, говорящей о том, где правил царь Ашока и каковы были размеры его владений. А сами надписи – это не что иное, как основной источник, рассказывающий о деятельности великого правителя.

Внутренняя политика

После того как царь Ашока в Индии подчинил себе всю территорию, помимо областей крайнего юга, он развернул огромнейшую программу реформ. В стране началось довольно обширное строительство. Например, в Паталипутре по приказу царя деревянные здания были заменены на каменные дворцы. В Кашмире вырос крупный город Шринагар. Кроме того, вся империя была разделена Ашокой на несколько больших областей, управление которыми было отдано в руки представителей царской семьи. При этом все нити власти сходились ко дворцу правителя.

Выдающийся император всецело поощрял развитие медицины и возведение ирригационных систем, сооружал караван-сараи и дороги, делал более мягкой систему правосудия, перешедшую ему по наследству от предыдущих царей. Ашока распространял идеи ненасилия, запретив жертвоприношения, для которых необходимо было убивать животных. При его правлении был прекращен забой определенных видов скота, мясо которого направлялось в пищу. Правитель даже составил перечень животных, которые попали под охрану государства. Им была запрещена охота ради удовольствия, а также выжигание лесов и пиры чревоугодия, проводимые без особой на то надобности.

Для того чтобы подданные беспрекословно выполняли нормы драхмы, Ашока ввел специальные должности чиновников – дхармамахаматров. В их обязанности входила борьба с произволом и поощрение хороших отношений среди людей.

В тех землях, где произошло правление царя Ашоки, быстро популяризировалось образование. Над этим правитель трудился весьма упорно. Он основал самый известный в те времена университет – Наланда. Это учебное заведение находилось в Магадхе и стало настоящим центром обучения. Студентов университета считали уважаемыми людьми.

Отношение индийского монарха к своим подданным также являлось абсолютно новым, вдохновляющим идеалом царской власти. Сам Ашока утверждал, что все его действия направлены на исполнение долга по отношению к каждому живому существу.

Деньги, находящиеся в государственной казне, царь расходовал на благосостояние государства. Благодаря этому быстрыми темпами развивались различные ремесла, торговля и сельское хозяйство. В стране строилось много шлюзов и каналов для купеческих кораблей. Ведь торговля в империи в большинстве своем шла водными путями.

Ашокой поощрялось насаждение лесов. Это направление даже стало частью государственной политики. По призыву правителя возделывались сады, а дороги превращались в тенистые аллеи.

По всей территории империи рыли колодцы, строили навесы и возводили дома отдыха. В период правления Ашоки население пользовалось бесплатной медицинской помощью, причем была она не только для людей, но и для животных. Для братьев меньших впервые были построены больницы.

По велению правителя, о любой трудности ему должны были докладывать в тот же час. Ведь Ашока утверждал, что трудится ради блага своей страны.

Вся деятельность царя был направлена на завоевание сердец людей и служение миру через добрые деяния и волю, а также через драхму. И такое правление можно сравнить с ярким подвигом преданности своему народу.

Дхарму Ашока считал неким космическим Законом, функции которого были аналогичны ведийской Истине (Рите). Проповедником и хранителем всех предписаний буддизма являлся сам царь. Считалось, что люди, уважающие своих родителей и ведущие праведный образ жизни, исполняют тем самым указ правителя.

Религиозная политика

Существует одна весьма важная вещь, которую сделал царь Ашока, для того чтобы распространить среди людей дхарму. Он ввел совершение паломничества. Произошло это спустя два года после окончания калингской войны.

Паломничество началось с посещения Ашокой Самбодхи. Она известна тем, что здесь Будда получил просветление. Правитель побывал и в других похожих местах, находящихся в его державе.

Подобные действия были крайне важны. Ашока покровительствовал буддизму, но при этом не стал его фанатом, проводя на протяжении всего своего царствования политику терпимости к различным религиозным направлениям. Подтверждением этому является факт того, что царь преподносил в дар пещеры аджевикам. В тот период они были одними из основных соперников буддистов, пользуясь значительным влиянием среди народа. Также Ашока посылал представителей своей власти в общины к брахманам и к джайнам. Этим правитель добивался гармонии между различными направлениями религии.

Завершение правления

Судя по информации, содержащейся в исторических источниках, царь Ашока преподносил столь щедрые дары для развития буддийской общины, что в конце концов разорил казну государства. Случилось это уже к исходу периода его правления.

Сыновья Ашоки, Тивала, Кунала и Махендра, распространяли учение Будды по миру. Тем временем внуки правителя начали борьбу за получение права наследовать трон.

Пробуддийская политика, которую проводил Ашока, вызывала недовольство джайнов и последователей брахманизма. Сановники царя рассказали Сампади, главному претенденту на трон, о слишком щедрых дарах правителя. При этом они потребовали их отмены. Сампади приказал не выполнять распоряжения императора и не отдавать буддийской общине пожалованные им средства. Ашока должен был с горечью признать, что формально он еще оставался у власти, но фактически уже потерял ее.

Сампади являлся последователем джайнизма. При этом его всецело поддерживал определенный круг крупных сановников. Страна в этот период испытывала трудности. Ее финансовое положение было тяжелым, временами то тут, то там вспыхивали восстания простого люда. Одно из самых крупных волнений было отмечено в Таксиле. Причем возглавил его не кто иной, как местный правитель.

Участницей заговора против императора стала царица Тишьяракшита, которая была противницей буддизма. Подтверждает это тот факт, что один из поздних эдиктов был отдан не Ашокой. Он был подписан именем царицы. Это был приказ, в котором говорилось о преподношении различных даров. Другими словами, в эдикте поднимался тот острый вопрос, который и стал основой конфликта Ашоки с его окружением.

Исходя из данных некоторых источников, в конце своего правления царь стал чувствовать отвращение к жизни. Именно поэтому как буддийский монах он совершил паломничество, которое позволило бы ему успокоить ум. Он пришел в Таксилу и уже остался там навсегда. Ашока, любимый людьми и Богом, покинул эту землю в 72 года.

Наследники великого правителя не смогли сохранить единую империю. Они разделили ее на две части – восточную и западную. Центром первой из них стал город Паталипутр. Столицей западных территорий оказался г. Таксил.

Источники, в которых говорится о прямых наследниках Ашоки, дают противоречивые сведения. Однако многие исследователи полагают, что царем Паталипутры стал Сампади. Далее некогда могущественная империя пришла в упадок и вследствие заговора в 180 г. до н. э. пала.

Комментарии