Акты применения норм права: понятие и виды

Акты применения норм права - документы, с которыми каждый сталкивался в своей жизни неоднократно. Без правоприменительных актов осуществление некоторых прав было бы просто невозможным. Чтобы полно и всесторонне рассмотреть такое понятие как акт применения права, целесообразно ознакомиться с его признаками, видами, требованиями, предъявляемыми к актам.

Понятие и виды актов применения права

Итоговый этап правоприменительной деятельности знаменуется принятием уполномоченными компетентными органами решения по делу. Акт применения норм права направлен на регламентацию взаимоотношений между конкретными субъектами, определяет и закрепляет их права и обязанности. В предусмотренных законодательством случаях производится документальное оформление.

В различной юридической литературе понятие классификации акта применения норм права и ее основания могут иметь некоторые отличия. Здесь мы приведем наиболее часто встречающиеся разновидности правоприменительных актов.

По внешнему выражению:

  • устные;
  • письменные.

По области действия относительно круга лиц:

  • общего действия;
  • индивидуальные.

По отрасли применяемой нормы права:

  • административные;
  • гражданские;
  • конституционные;
  • уголовные и т. д.

По значимости:

  • основные - содержат готовое решение по делу (например, решение суда);
  • вспомогательные - создают условия для принятия основных актов (например, определение о приостановлении разбирательства по делу).

По форме выражения:

  • письменные;
  • устные.

По способу регулирования:

  • регистрационные - удостоверяют и закрепляют определенный факт (например, регистрация смерти);
  • запретительные - налагают запрет на совершение определенных действий (например, принятие решения о запрете заниматься предпринимательской деятельностью);
  • ограничительные - устанавливают ограничения на субъект (например, подписка о невыезде);
  • разрешительные - позволяют субъекту выполнять определенные действия или воздержаться от них (например, получение лицензии на занятие определенным видом деятельности).

По функции права:

  • регулятивные - обеспечивают реализацию прав и обязанностей субъектов права;
  • охранительные - связаны с совершением правонарушения или преступления.

Отличительные признаки правоприменительного акта

Особенности актов применения норм права:

  • Обязательны для исполнения лицом, которому адресованы. Исходит от субъектов, обладающих властными полномочиями. В случае неисполнения акта могут последовать штрафные санкции.
  • Издаются лицом или органом, уполномоченным на такое действие.
  • Издаются по результатам рассмотрения и анализа конкретного дела.
  • Должны иметь предусмотренную законом форму.
  • Применяются в конкретной ситуации и конкретными адресатами. Главная цель - не создать норму права, а применить ее в жизни (например, приказ о приеме на работу, постановление о наложении штрафа).
  • Играют роль юридического факта, который является основанием для возникновения конкретных прав и обязанностей. Выполняют локальное регулирование правоотношений.

Следует отличать документы, являющиеся техническими средствами взаимодействия между организациями, физическими лицами и организациями (справки, квитанции и т. д.).

Требования к акту применения права

Принимаемый акт должен соответствовать некоторым условиям, несоблюдение которых может повлиять на действие документа, вплоть до его отмены. К нему предъявляются следующие требования:

  • К содержанию. Оно должно основываться на законе, иметь обоснование. Прежде всего это касается издания акта органом, имеющим полномочия на такое действие.
  • К процедуре принятия, которая регламентируется нормами процессуального права. Имеет своей целью обеспечение и соблюдение законности и обоснованности решения как при установлении обстоятельств дела, так и при вынесении самого решения.
  • К форме. Как правило, это документальная форма, которая в свою очередь также должна соответствовать ряду условий.

Строение акта применения права

Структуру акта применения норм права, оформленного документально, можно представить следующим образом:

  • Вводная. Прежде всего она содержит сведения об органе (или отдельном должностном лице), принявшем акт, а также о месте и времени принятия. Обязательно указание названия акта (решение, постановление, определение и т.д.).
  • Описательная. Включает фабулу дела, то есть те обстоятельства и факты, которые были установлены по делу.
  • Мотивировочная. Приводится обзор и анализ доказательств, обоснование принятого решения и применения конкретной правовой нормы.
  • Резолютивная. Представляет собой правовое предписание, адресованное конкретному кругу лиц, то есть само решение по делу.

Функции правоприменительной деятельности

Акт применения права - это конечный результат многоэтапной правоприменительной деятельности. Для объективного и всестороннего рассмотрения вопроса о понятии акта применения права, видах и его признаках необходимо иметь представление о самой правоприменительной деятельности, ее функциях и основных принципах.

Правоприменительная деятельность - важный этап реализации права, который выполняет следующие функции:

  • Она помогает субъектам права с наделением их определенными правами и возложением обязанностей, что было бы невозможно без компетентного решения государственного органа.
  • Позволяет разрешить конфликтную ситуацию, привлечь в случае необходимости к мерам правовой ответственности, восстановить нарушенные права и принудить к исполнению обязанностей.

Основные принципы применения права

Принципы правоприменительной деятельности:

  • Законность. Уполномоченные органы на любом этапе правоприменительной деятельности не выходят за рамки требований закона. При создании акта это выражается прежде всего в принятии его исключительно в предусмотренных законодательством формах.
  • Социальная справедливость. Соблюдается приоритет интересов всего общества как единого целого перед интересами его отдельных слоев.
  • Целесообразность. Означает принятие во внимание всех условий сложившейся обстановки, выбор наиболее оптимального пути разрешения ситуации.
  • Обоснованность. Предполагает, что при принятии акта уполномоченный орган основывается на всесторонне изученных, достоверных и полученных в рамках законной процедуры фактах. Несоблюдение принципа обоснованности может послужить основанием для отмены акта.

Стадии правоприменительной деятельности

Выделяют три этапа правоприменительной деятельности:

1. Определение действительных обстоятельств дела. Анализу и установлению подлежат именно те факты, которые непосредственно имеют отношение к делу. Существует два типа фактов:

  • Основные - на которые указывает диспозиция нормы права.
  • Вспомогательные - не оказывают влияния на юридическую оценку дела, выступают вспомогательными механизмами для установления истинной картины.

Материалы, относящиеся к конкретному делу, должны обладать свойствами достоверности и достаточности. Способы получения материалов должны основываться исключительно на законе.

2. Правовая оценка ситуации. Устанавливается норма права, которая будет действовать в конкретной ситуации. Выясняются границы действия нормы в отношении круга лица, во времени и территориально. Определяется смысл нормы и ее толкование. На этой стадии устанавливается связь между имеющими место обстоятельствами и подлежащей применению нормой. В случае наличия разрешаются правовые коллизии.

3. Принятие решения компетентным органом и его оформление. Это основная стадия, предыдущие же создают необходимые условия для объективного и юридически верного принятия решения. На этой стадии рождается акт применения норм права.

Нормативно-правовой акт и его признаки

Существование акта применения права невозможно без нормативно-правового документа официального характера, который содержит правовые нормы и направлен на упорядочение общественных отношений.

Признаки акта применения норм права мы рассмотрели. А что же представляет собой нормативно-правовой акт?

  • Направлен на регулирование всех сфер жизни социума.
  • Носит официальный характер и находит выражение в виде письменного документа.
  • Имеет обязательные реквизиты: наименование, орган, принявший его, дата, место, время и номер.
  • Является источником права и формирует базу законодательства.
  • Наделен государственно-властным принуждением.
  • Возникает в процессе правотворчества.
  • Наделен юридической силой, которая является критерием иерархии среди всего множества актов.
  • Четко регламентированная процедура принятия.
  • Обязательно подлежит опубликованию с целью доведения до сведения общества.
  • Детально структурирован.

Акты применения норм права и их отличие от нормативно-правовых документов

Основными отличиями акта применения права от нормативно-правовых актов являются следующие факторы:

  • Нормативно-правовой акт (НПА) имеет общеобязательный характер, направлен на регулирование неограниченного круга отношений, подлежит применению многократно, адресован к неограниченному кругу субъектов. Акт применения права разрешает конкретную ситуацию, индивидуально направлен, действует однократно.
  • НПА первичен по отношению к правоприменительному акту. Без существования НПА не может существовать и акт применения права.
  • Только НПА является результатом правотворчества. Акт применения права - результат применения нормы на практике.
  • НПА являются источниками права.
  • Нормативные акты устанавливают, изменяют, прекращают действие норм права. Акт применения права содействует претворению в жизнь нормативных предписаний, применяет нормы в реальной жизни, регулируя определенные ситуации.

Общие черты нормативно-правовых актов и актов применения права

Правоприменительный акт и НПА обладают определенными общими признаками. Давайте их рассмотрим:

  • Приводят к юридическим последствиям, так как являются актами права.
  • Оба основаны на государственном принуждении, носят властно-категоричный характер.
  • Для реализации обоих обязателен процессуальный характер.
  • На их принятие уполномочены государственные органы.
  • Одинаковая цель - регламентация общественных отношений, их упорядочивание.

Комментарии