Тимур Апакидзе: биография, семья, фото и интересные факты
Тимур Апакидзе, биография которого приведена в этой статье, - российский офицер, летчик-снайпер. Имеет звание Героя России. Трагически погиб в ходе показательных выступлений под Псковом в 2001 году.
Детство Апакидзе
Биография Тимура Апакидзе берет начало в 1954 году. Он появился на свет в Тбилиси, на территории Грузинской ССР.
Еще в младенчестве он переехал вместе с родителями в Ленинград. Именно в этом городе пошел в школу, учился до 8-го класса.
На путь военного
Важное событие в биографии Тимура Апакидзе произошло, когда он поступил в военно-морское училище, расположенное в Ленинграде, которое носило имя Нахимова. Герой нашей статьи туда перевелся, еще не окончив средней школы.
В 1971 году, прямо перед выпуском из училища, он обратился к главкому ВМФ СССР. Апакидзе послал телеграмму, в которой попросил в качестве исключения перевести его в высшее авиационное училище, которое базировалось в Ейске. При этом он обещал при первой же возможности вернуться на флот. Так сильно он мечтал о полетах, карьера летчика его полностью поглотила.
Адмирал флота Сергей Георгиевич Горшков отдал личное распоряжение, в котором разрешил этот перевод Апакидзе. Следующие четыре года летчик Апакидзе Тимур, биографию которого вы сейчас читаете, учился в летном училище в Ейске. А после его окончания в 1975-м был направлен служить на Балтийский флот.
Герой нашей статьи получил специальность летчика морского штурмового авиационного полка. На службе он проявлял усердие и инициативу, что неоднократно было отмечено командованием. В 1983 году он был назначен заместителем командира авиационного полка.
На службе в истребительном полку
Карьера в армии Тимура Апакидзе, биография которого есть в этой статье, и дальше складывалась весьма успешно. Он продолжил повышать военное образование. К 1986 году он стал выпускником военно-морской академии, носящей имя А. А. Гречко. После этого его назначили командиром 100-го истребительного полка.
Дальнейшую службу Апакидзе проходил на базе Центра корабельной авиации ВМФ. Базовый аэродром находился в Крыму, в Саках. Со временем герой нашей статьи получил назначение начальника центра.
Авиационные достижения
В 1991 году имя Апакидзе стало достаточно известным в среде российских военных летчиков. Ему удалось первым среди морских летчиков совершить посадку на палубу крейсера "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Сам Апакидзе находился за штурвалом истребителя Су-27, который в настоящее время больше известен как Су-33.
В июле 1991 года с ним произошла первая неудача. Во время полета отказали автоматические системы, контролирующие дистанционное управление судном. Самолет разбился, Апакидзе успел катапультироваться. Так армия лишилась одного из первых серийных бортов Су-27.
Крейсер "Адмирал Кузнецов"
В начале 90-х годов в биографии, семье Тимура Апакидзе, как и у всех военных, особенно у тех, кто служил в Крыму, начались непростые времена. Страна разделялась. Армии предстояло выбрать, кому служить. Как известно, в результате российский Черноморский флот в Крыму удалось сохранить. Но тогда, в 1991 году, было совершенно неизвестно, чем все закончится.
Сейчас широко известно, что именно Апакидзе сыграл важную роль в том, чтобы сохранить крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" при отечественном военно-морском флоте. Это мощный авианесущей крейсер, в задачи которого в первую очередь входит поражение практически любых надводных целей, а также сопротивление противнику на море. В настоящее время он остается частью Северного флота.
Во время распада советского государства украинская сторона рассчитывала предъявить собственные претензии на этот корабль. Поэтому, по решению Апакидзе, корабль в срочном порядке передислоцировался из Севастополя на Северный флот.
Туда же были передислоцированы летчики, техники и инженеры, входившие в состав истребительного полка. Позже его знакомые, которые были свидетелями тех событий, вспоминали, что Апакидзе вообще хотел перебросить в Россию весь полк целиком. Остановили его только кадры, показанные по телевизору, на которых Ельцин в Ялте целовался с Кравчуком. Тогда Апакидзе понял, что не нужно подставлять своих подчиненных и становиться игрушкой в руках политиков. Когда было предложено повторно принять присягу, на этот раз на верность украинской армии, Апакидзе отказался это сделать.
Он продолжил службу в городе Саки в качестве начальника воздушно-огневой подготовки авиационного полка. Только в 1992 году был переведен на Северный флот. Там он стал начальником военного аэродрома Североморск-3.
Стоит признать, что в то время отечественная авиация переживала не лучшие времена. Средства на содержание военных практически не выделялись. Особенно мало денег направлялось на палубную авиацию, с которой тесно был связан Апакидзе. Учебно-тренировочные полеты практически не проводились, строительство новых машин не финансировалось, личный состав постоянно сокращался. Многие сами уходили из армии, понимая, что реальные деньги заработать практически невозможно.
В этих непростых условиях перед героем нашей статьи была поставлена задача начать сажать корабли на палубу. В противном случае авианосец могли списать и отправить на металлолом.
В 2000 году Апакидзе стал выпускником академии Генерального штаба, получил звание генерал-майора, был назначен заместителем командующего военно-морским флотом.
За свою карьеру он провел в воздухе около трех тысяч часов, освоив полтора десятка типов самолетов. Около трехсот раз он садился на палубы крейсеров в Средиземном, Черном морях, в Атлантическом океане. В 1995 году получил почетное звания Героя Российской Федерации.
Личная жизнь
Дети в биографии Тимура Апакидзе играли большую роль. Он многое сделал, чтобы вырастить их и достойно воспитать. Жена Тимура Апакидзе, биография которого так внезапно и трагически оборвалась, всегда поддерживала своего супруга. Провела вместе с ним много лет.
При этом многие знакомые, лично знавшие героя нашей статьи, признают, что в биографии Тимура Апакидзе семья, дети всегда были на втором месте. На первом оставалась служба. У него остался сын Евгений Тимурович и дочь Мария Тимуровна.
Трагическая гибель
17 июля 2001 года под Псковом состоялись показательные выступления, которые были посвящены 85-летию военно-морской авиации. Апакидзе выполнял сложные фигуры высшего пилотажа. Уже завершив выступление, он отправился на посадку.
Буквально немного не долетев до места приземления, самолет начал вести себя неустойчиво. Апакидзе получил приказ катапультироваться. Но не подчинился ему, оставшись в кабине, до последнего рассчитывая сохранить самолет, не допустив его удара о землю.
Есть также версия, что пилот погиб из-за психофизической перегрузки. Во время выступления он отключил ограничители, чтобы выполнить самые сложные фигуры, в результате испытал 8-кратную нагрузку и потерял контроль над самолетом.