Перечень товаров, не подлежащих возврату и обмену. Постановление Правительства РФ №55 от 19.01.1998 года

Любой гражданин, придя в магазин, на рынок или торговый центр за покупками автоматически приобретает статус потребителя. Это дает ему определенные права и обязанности по закону. Наверняка, многие знают о возможности покупателя вернуть или обменять товар, некоторые даже проходили эту процедуру на практике. Бывают случаи, когда продавцы законно отказывают в удовлетворении данного права, говорят, что покупку нельзя вернуть или поменять. Именно о перечне товаров, не подлежащих возврату, расскажет эта статья.

Законное право

Начнем с того, что потребитель – это обязательно физическое лицо, которое приобретает и использует товары в личных, семейных целях, для домашних нужд. То есть данная категория не должна иметь сходства с предпринимательской деятельностью.

В жизни, конечно, случается, что покупка не подходит по цвету, размеру, фасону, форме или комплектации. Поэтому в качестве одного из основных полномочий потребителя закон закрепляет право на возврат или обмен товара.

В случае продажи предметов ненадлежащего качества механизм его реализации действует бесспорно, при покупке хороших непродовольственных товаров, если они не подошли по вышеуказанным свойствам, – в течение двух недель. Вместе с тем, это право невозможно применить ко всем изделиям из последней группы, поскольку законом установлены определенные ограничения. А именно Правительством РФ в 1998 году был утвержден список непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену (далее – Перечень). Подробнее о котором поговорим ниже.

Итак, можно определить условия, при которых товар надлежащего качества можно вернуть или обменять:

  • он относится к группе непродовольственных (нельзя применять к продуктам питания, напиткам);
  • не входит в группы из Перечня;
  • не истек двухнедельный срок с момента покупки;
  • сохранен вид, свойства, фирменные ярлыки, пломбы;
  • не был в употреблении;
  • имеется документ об оплате (при отсутствии закон допускает свидетельские показания).

Нормативная регламентация

В первую очередь, вышеуказанное право закреплено в законе «О защите прав потребителей», где также указано, что оно не применимо к группам товаров из Перечня.

Во исполнение данного положения в 1998 г. Правительством РФ было принято Постановление № 55 о перечне товаров, не подлежащих возврату или обмену.

На сегодняшний день действует его последняя редакция – от 04.01.2017 г.

С года принятия Перечень видоизменялся мало. Почти через шесть месяцев после его опубликования были введены новые группы: «животные и растения», «лекарства», «гражданское оружие».

Непериодические издания (календари, книги, альбомы и пр.) внесены в Перечень в 2002 году.

Также в 2015-м изменилось название категории «ювелирные изделия и иные из драгоценных камней и металлов».

В группу «изделия из полимерных материалов, которые контактируют с продуктами» в 2016 добавились уточнения, а именно, что они могут состоять из полимера полностью или частично, к ним также относятся предметы для разового пользования.

Список исключительных товаров

Постановление 55 «Перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену» предусматривает следующие группы:

  • изделия для предупреждения, лечения болезней в домашних условиях, лекарства;
  • предметы гигиены;
  • косметика, парфюмерия;
  • текстиль и иные товары, которые покупаются на метраж;
  • трикотажные, швейные изделия;
  • товары, материалы, которые изготовлены из полимерных материалов и контактируют с пищей;
  • бытовая химия, агрохимикаты, пестициды;
  • мебель;
  • ювелирные, иные изделия из драгметаллов / камней, драгоценные камни с огранкой;
  • автомашины, велосипеды, мотоциклы, мопеды, прицепы и агрегаты к ним; средства малой автоматизации с/х работ; суда прогулочные (катера, яхты) и иные плавательные средства бытового назначения;
  • товары технически сложные для использования в быту с гарантией;
  • оружие гражданское, главные части, патроны;
  • растения и животные;
  • непериодическая продукция.

Указанный список является исчерпывающим, не подлежит расширительному толкованию.

Перечислять конкретные непродовольственные товары, не подлежащие возврату, можно долго. Каждая группа нуждается в дополнительном разъяснении. Например, у многих встает вопрос о обмене неподходящих средств гигиены (шампуней, бальзамов и пр.), бывает, что купил, не глядя, не раскрыл и только дома обнаружил несоответствие предъявляемым требованиям. На что ссылаться, чтобы вернуть этот товар, не знают, и можно ли вообще вернуть даже невскрытую продукцию? Более подробно данные категории будут рассмотрены далее.

Лекарства, медицинские изделия. Предметы гигиены

Продукции из первой категории требуются специальные условия хранения, ухода, в момент возврата проверить их соблюдение невозможно. Допустим, медицинские инструменты предназначены только для индивидуального «санитарного» использования, применение к иному лицу было бы негигиенично. Приборы могут быть попросту испорчены, лекарства и пр. средства – потерять свои свойства.

В первой категории можно выделить подгруппы:

  • медицинские инструменты (шприцы, иголки, ножи, пинцеты, утки, грелки, катетеры, клизмы и т.д.);
  • предметы гигиены и санитарии из текстиля, резины, металла и пр., для полости рта (марли, бинты, респираторы, прокладки, паста зубная, гели и порошки и пр.);
  • приборы и оборудование (тонометры, градусники, массажеры, молокоотсосы, лампы для кварцевания и т.п.);
  • по уходу за детьми (лосьоны, памперсы, пеленки, бутылочки и пр.);
  • линзы для очков и глазные;
  • лекарства.

К средствам гигиены относятся:

  • расчески,
  • парики,
  • бигуди,
  • зубные щетки, нити,
  • заколки, резинки для волос и пр.

Парфюмерно-косметическая линия. Бытовая химия

К первой из названных групп относится вся продукция, которая приобретается человеком для ухода за своим телом, лицом, волосами, ротовой полостью и пр., для придания красоты, а также средства для ароматизации.

Сюда включаются кремы, лосьоны, тоники, маски, ополаскиватели, шампуни, мыло, духи, туалетная вода, спреи, декоративная косметика и др.

«Счастливые» ситуации с возвратом этих парфюмерных средств, которыми так хвастаются некоторые потребители, случаются единичные и исключительно по доброй воле продавца. Крупные уважающие себя торговые сети хорошо знают закон и не примут назад такую продукцию, даже если вы в спешке унесли тушь или помаду не того цвета и захотели вернуть ее не распакованную. Если же такой товар после возврата вновь выставлен на витрину, то, получается, нарушается право других потенциальных покупателей на приобретение нового продукта.

Во вторую категорию входят бытовые химические средства (чистящие порошки, гели, жидкости и т.п.), пестициды и агрохимикаты (средства по борьбе с грызунами, удобрения и пр.). Указанную группу законодатель внес в Перечень, скорее всего, из соображений безопасности, а также с целью, чтобы не были утрачены ценные свойства при возможном возврате.

Товары на метраж

К ним относятся 4 группы:

  • текстиль (х/б, лен, шелк, синтетика, шерсть, нетканые материалы – кружево, ленты и пр.);
  • кабель (провода, шнуры);
  • материалы для стройки и отделки (пленка, клеенка, линолеум, ковры из рулонов и т. д.);
  • иные товары, приобретаемые на метраж.

Указанные товары, не подлежащие возврату и обмену, объединены в одну категорию по причине того, что каждому нужен индивидуальный размер.

При этом за единицу измерения продукции принимается метр погонный или квадратный.

Трикотажные и швейные изделия

В этих товарах текстильного производства можно обозначить бельевую группу (трусы, майки, бюстгальтеры, боди, сорочки и иное) и чулочно-носочную (колготки, носки, подследники, чулки и пр.).

Подробное определение данной продукции дает ГОСТ 17037-85 1986 года (дата актуализации – 01.08.2013). В частности сюда же он относит пижамы, комбинации, купальники, плавки, пеньюары и иные аналогичные изделия из ткани, нетканых материалов и других видов текстиля.

Эти вещи первого слоя, т. е. непосредственно контактируют с кожей человека, порой в самых интимных местах, поэтому вернуть их при надлежащем качестве невозможно, да и было бы неэтично продавать их вновь.

Технически сложные товары для быта. Средства передвижения

Первая категория представлена следующей продукцией:

  • станки (для деревообработки и резки металла);
  • электромашины и приборы (холодильники, кофемашины, посудомойки и др.);
  • радиоэлектронные аппараты (магнитофоны, рации);
  • вычислительная, множительная (компьютеры, калькуляторы, принтеры);
  • кино- и фотоаппаратура;
  • телефоны и факсимильная техника;
  • электромузыкальные инструменты (синтезаторы и т. д.);
  • электронные игрушки;
  • газовое оборудование;
  • часы.

Одним из условий для отнесения указанных изделий к перечню товаров, не подлежащих возврату или обмену, закон называет установление гарантийного срока. В течение указанного периода продавец за свой счет должен устранить возникающие недостатки.

Вместе с тем, более подробно технически сложные товары, не подлежащие возврату, прописаны в соответствующем Перечне, утвержденном в 2011 г. Постановлением Правительства № 924. В него входят: вертолеты, самолеты, тракторы, мотоблоки, снегоходы, сенсорные устройства навигации и связи с двумя и более функциями, спутниковое ТВ, приставки, стиральные машины, кондиционеры, электронагреватели и т. п. Список также определен законом как исчерпывающий.

Во вторую группу – «автомобили» – входят непосредственно одноименные механизмы, прицепы, а также велосипеды, мотоциклы, мопеды, мотороллеры, номерные агрегаты к ним; средства малой автоматизации с/х работ; суда прогулочные (яхты, катера) и прочие плавательные средства бытового назначения.

Эти товары можно вернуть или обменять только в случае обнаружения неустранимых недостатков (брака), при этом закон устанавливает довольно длительный срок для обращения с данными требованиями – 15 дней с момента приобретения.

Иные группы

К числу оставшихся товаров, не подлежащих возврату по закону, относятся:

  • изделия и материалы из полимерных материалов (целиком или в части) и контактирующие с продуктами питания (посуда, столовые и кухонные приборы, емкости и упаковка для хранения, перевозки пищи, в т. ч. одноразовые);
  • мебель для дома (гарнитуры и комплекты);
  • драгоценности: ювелирные, прочие изделия из драгоценных камней и (или) металлов, драгоценные камни после огранки;
  • оружие гражданское, главные части, патроны;
  • растения и животные;
  • непериодическая продукция (календари, книги, альбомы, карты, на технических носителях информации – диски, кассеты).

Относительно мебели стоит отметить, что речь идет не об отдельных предметах, а о комплектах. Драгоценности законодатель внес в перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену, с целью предотвращения мошенничества в данной сфере, поскольку нередкими являются случаи изготовления качественных подделок.

Оружие и комплектующие к нему также следует выбирать тщательно, т. к. вернуть или обменять их невозможно – так решило государство в целях безопасности.

Животные и растения – это не игрушки, если взяли на себя такое «бремя», то и несите его до конца.

Книги, брошюры, календари и прочую вышеуказанную продукцию также стоит подбирать кропотливо, изучив предварительно аннотацию, поскольку они также относятся к рассматриваемому Перечню товаров, не подлежащих возврату и обмену. При этом газеты и журналы не являются непериодическими, поэтому такой запрет в отношении них не действует.

Судебная практика

Закон прописывает только общие ситуации и применимые к ним правила. Но каждый случай индивидуален, поэтому разбираться в целесообразности применения того или иного пункта изученного Перечня в спорной ситуации должен суд.

Стоит сразу отметить, что довольно распространенными являются споры, связанные с продажей средств гигиены и косметики. Причиной расторжения договоров в данных случаях зачастую, по мнению потребителей, является недоведение до них полной информации о свойствах, характеристиках товара, противопоказаниях к применению, что является обязательным. Однако в суде потребители не могут представить достаточных доказательств нарушения их прав, причинно-следственной связи между приобретением продукции и неблагоприятными последствиями (например, возникла аллергия). И поэтому суды в 95% случаев отказывают в удовлетворении заявленных требований.

Трикотажные изделия также вызывают массу вопросов покупателей. Например, был случай с джемпером, качество которого не вызывало сомнений, однако размер не подошел гражданину. Ввиду чего он захотел вернуть его в магазин, уложился в срок 14 дней, однако, продавцы сослались на Перечень и отказали в реализации данного права. Роспотребнадзор, куда мужчина обратился после этого, в свою очередь, встал на защиту потребителя, усмотрел нарушения Правил продажи товаров и привлек организацию к ответственности. Суд также согласился с позицией госоргана и не стал отменять это постановление. Причина в том, что не все трикотажные вещи входят в Перечень, а только бельевая группа и чулочно-носочная, джемпер к ним не относится.

Технически сложные товары, не подлежащие возврату и обмену, также часто становятся камнем преткновения. Потребители забывают о том, что это не игрушки, а сложные по своему устройству предметы. Неправильная эксплуатация, перепад температур, падение, удары могут легко вывести технику из строя. Эти события опять-таки продавец не сможет проверить, были ли они на самом деле. К таким покупкам обычно подходят обдуманно, заранее определившись с цветовой гаммой, дизайном, размером, характеристиками. Неслучайно законодатель предписывает устанавливать на эту продукцию гарантийные сроки, именно для защиты прав потребителей. Суды по таким делам обычно отказывают потребителям, если их вдруг не устроили цвет, размер или функции. Совсем по-другому дело обстоит, когда качество техники оставляет желать лучшего, тогда, несомненно, закон на стороне покупателя.

В отношении последней группы «непериодическая продукция» из перечня товаров, не подлежащих возврату и обмену, стоит отметить, что не все предметы следует также подводить под это понятие. Так, в практике арбитражных судов было дело о незаконном отказе предпринимателя в обмене компакт-диска, который покупатель купил по ошибке. Вместо фильма он принес домой компьютерную игру, ИП отказал в обмене. Роспотребнадзор не согласился с такой позицией, вынес постановление о привлечении продавца к ответственности за нарушение Правил продажи товаров. Так, судом было установлено, что из информации на упаковке диска следует, что он содержит информацию с программами для ЭВМ, продажа которых регулируется 12 разделом Правил продажи товаров, а не 17 – как в случае с непериодической продукцией. Поэтому данный диск не может быть отнесен к последней группе Перечня. Ущемление прав потребителя было устранено.

Действительно, закон «О защите прав потребителей» предоставляет большие возможности для покупателей. Однако, ввиду этого нередко встречается и потребительский экстремизм, т. е. злоупотребление данными полномочиями. Определенный законодателем Перечень имеет своей целью недопущение повторного оборота товаров определенных категорий, уже бывших в употреблении, исключение мошенничества и террористических актов (в случае с оружием). Каждый потребитель должен знать, что нельзя обменять в течение 14 дней, и как отстоять свои права в случае их ущемления. Конечно, досконально все категории вы не изучите, товаров много, а вопросов еще больше, поэтому иногда лучше обратиться за помощью к юристу.

Комментарии
Если по интернет магазину отправят поддельный крем?то что надо делать?тоже возврату не подлежат?этим и воспользуются поддельщики,так не справедливо получается