Для каждого хозяйствующего субъекта формирование прибыли является очень важным процессом. Ведь от рационального использования выручки зависит величина дохода, получаемая владельцем фирмы от осуществления всех видов деятельности.
Формирование прибыли начинается с момента продажи товара или выполнения работ, предоставления услуг. Полученные за реализацию основного продукта денежные средства составляют выручку. Когда из выручки вычитывают затраты, которые были произведены при изготовлении товара, остается та самая прибыль. Любой руководитель стремится к максимизации данного показателя. Для этого с помощью различных инструментов осуществляется работа с тремя главными факторами, оказывающими непосредственное влияние на доход компании. К таковым можно отнести величину установленной цены, объем продаж и уровень затрат на изготовление товара.
Если говорить об увеличении объема продаж, то в таком случае проводится работа рекламного отдела, изучается спрос на рынке данных товаров, приветствуется адекватная конкурентная борьба. Огромную роль в механизме реализации играет рекламная деятельность, не стоит экономить на рекламе, ведь от этого зависит ваш личный доход и репутация компании. Издержки на производство продукции считаются главным ценообразующим фактором, поэтому на предприятии постоянно проводится работа по их уменьшению. Для этого можно вводить программы по рациональному использованию сырья и материалов, закупать новую более выгодную технику и технологии, стимулировать сотрудников, дабы увеличить производительность.
Конечно, механизм формирования прибыли зависит не только от двух критериев. На самом деле учитываются любые операции предприятия, приносящие либо доход, либо расход. Наиболее показательной считается балансовая прибыль, так как она включает доходы и расходы от внереализационной деятельности. То есть, прибавляются суммы, поступающие на счет организации от осуществления операций с ценными бумагами, аренды прочих зданий, которые временно не используются, а вычитываются различного рода убытки от непогашенной задолженности, простаивания оборудования и прочего.
Зачастую помимо основной деятельности у предприятия имеется доход от вспомогательных работ. В связи с этим появилось такое понятие, как валовая прибыль, то есть, доход, который получает компания от всех видов деятельности. В данном случае учитывается прибыль или убыток от проведения всех операций с имуществом фирмы, ее НМА и основными средствами.
Ни один владелец предприятия не сможет обойти стороной государственные органы, ведь за осуществление собственной деятельности принято платить налог в бюджет. Доход относится к налогооблагаемому критерию. Именно поэтому после получения валовой прибыли проводится ее уменьшение на сумму налоговых платежей. Так происходит формирование чистой прибыли, то есть той суммы денежных средств, которая остается в распоряжении предприятия.
Но и это еще не все. Ведь каждая организация для страхования собственной деятельности создает различные фонды, предназначенные для помощи в непредвиденных ситуациях или улучшения жизни работников фирмы. Таким образом, формирование прибыли включает отчисления в децентрализованные фонды, например, резервный, фонд социального развития, а также выплаты дивидендов владельцам акций. И только после этого остается та часть, которая именуется неиспользованной прибылью. В некоторых случаях вместо ожидаемого дохода получается дефицит денежных средств, то есть, непокрытый убыток. Тогда можно ставить вопрос о целесообразности работы предприятия.
Формирование прибыли должно проводиться так, чтобы в достаточном объеме покрывались все затраты предприятия, не возникало проблем с отчислениями в бюджет и внебюджетные фонды, и всегда оставалась неиспользуемая прибыль.