Каждого человека, решившего заняться бизнесом, в первую очередь волнует следующий вопрос — сколько я смогу зарабатывать? Как рассчитать рентабельность продаж? Выгодно ли начинать свое дело? Или как поднять рентабельность уже существующей организации, доходы которой не устраивают владельца? Ответим на все эти вопросы по порядку.
Что это такое?
Для начала нужно понять, что такое рентабельность. Рентабельность — это показатель того, насколько эффективна экономическая политика организации, насколько выгодно используются активы компании, привлеченный внешний капитал, оборудование и так далее.
Рассчитывать эти параметры, безусловно, в обязательном порядке нужно еще до начала работы организации в перспективе. В противном случае можно "обжечься", запустив бизнес, неспособный к жизнедеятельности. И, конечно, не стоит забывать о периодическом мониторинге эффективности в уже существующем на рынке предприятии и доработке отстающих коэффициентов. Только в этом случае можно будет говорить о рентабельности фирмы в целом и ее конкурентоспособности на рынке.
Какие виды бывают?
Рентабельность может выражаться в разных показателях, поэтому, говоря о ней, будет правильно указывать на тот параметр, который интересует нас именно в данный момент.
К основным ее видам можно отнести:
- Рентабельность активов — указывает на то, какую прибыль фирме удается получить по отношению к вложенным средствам.
- Рентабельность производства — покажет насколько выгодно для предприятия текущее производство и используемые мощности.
- Рентабельность продаж предприятия — даст понимание того, какой процент от общей выручки составляет чистая прибыль.
- Рентабельность персонала — характеризует насколько эффективно действуют сотрудники.
Анализ рентабельности продаж
В данной статье рассматривается подробно один из параметров, а именно эффективность продаж организации. Этот показатель дает понимание того, на каком уровне в целом компания зарабатывает прибыль. Зачастую именно уровень рентабельности продаж используют для того чтобы сравнить разные фирмы в рамках одной отрасли. Хотя и здесь ее значения могут иметь значительные отличия. Это объясняется разнообразием стратегий конкурирующих предприятий и ассортиментом, предоставляемым потребителям.
Для чего это нужно?
Как рассчитать рентабельность продаж правильно — это очень важный вопрос для каждого предприятия. Если не анализировать показатели своей работы, можно заниматься бизнесом в убыток, а это уже никому не интересно. Важно понимать, что не все деньги, поступающие в фирму, являются ее прибылью. Своевременный анализ же показывает, какая часть денег останется у организации после того, как будет вычтена себестоимость товара, уплачены налоги и комиссионные банков, если имеет место кредитование.
Рентабельность продаж: формула
Показатель демонстрирует чистую прибыль предприятия на каждый полученный рубль выручки. Рассчитывают его следующим образом:
Рентабельность продаж (значение) = Чистая прибыль/Выручка.
При этом параметры берут в денежном эквиваленте и за одинаковый временной отрезок. Номинальные величины данных составляющих необходимо искать в книге бухгалтерского учета. Также стоит заметить, что для вычисления могут использоваться разные виды прибыли: чистую или до совершения налогообложения и прочих расходов (она же валовая). После расчета мы получим эффективность, выраженную в процентном соотношении. Если показатель не устраивает компанию, нужно задуматься об оптимизации ценовой политики или обратить внимание на затраты, связанные с производством и реализацией товаров.
Что влияет на эффективность?
Для того чтобы максимально эффективно ориентироваться в стратегиях решения проблем эффективности, необходимо знать факторы, влияющие на рентабельность продаж. Они могут быть внутренние и внешние. И если первые фирма полностью может регулировать самостоятельно, то под вторые есть возможность лишь вовремя подстраиваться.
Внутренние факторы в свою очередь делятся на производственные и внепроизводственные.
- Первые непосредственно связываются с главной деятельностью компании и охватывают наличие и правильное использование инструментов труда, их средств и ресурсов. Влияние производства бывает экстенсивное (это количественные показатели: приобретение новейшего оборудования, расширение производственных площадей, увеличение или уменьшение запасов сырья и готовой продукции) и интенсивное (это характеристики качества: повышение уровня квалификации сотрудников, совершенствование технологий, уменьшение брака).
- Вторые — это своевременное выполнение обязательств перед организацией, удаленность партнеров и покупателей от фирмы, что оказывает значение при транспортировке товара, санкции и штрафы фирмы.
К внешним факторам относится спрос и конкуренция на рынке, инфляция, рост цен на сырье и топливо, государственные санкции и другое. Каждому предприятию необходимо самостоятельно и своевременно изучать рынок в целом, своих непосредственных оппонентов и изменять свою политику в том случае, если это необходимо.
Как часто стоит ее рассчитывать?
Показатель не имеет возможности оценить прибыль от долгосрочных вложений. Этим, кстати, объясняется то, что параметр временно может претерпеть упадок в тех случаях, когда организация инвестирует существенные суммы на собственное производство или маркетинг, расширяет территорию действия. Рентабельность продаж, формула которой оценивает эффективность компании, способна продемонстрировать результаты только за взятый отчетный период. Рекомендуется брать в расчет два временных отрезка: первый — тот, во время которого параметры были наилучшими (его желательно сохранить и всегда использовать в будущем), второй — отчетный, который как раз необходимо проверить. Из их сравнения между собой можно делать выводы, имеет место прогресс или регресс.
Насколько часто рентабельность продаж определяется организацией, зависит только от самой компании. Это можно делать раз в год, в месяц, можно и каждую неделю. Естественно, чем чаще проводится мониторинг, тем быстрее могут быть предприняты необходимые меры по увеличению показателя. Так что в интересах самого предприятия проводить соответствующий переучет регулярно.
Как можно поднять показатель?
Как рассчитать рентабельность продаж — понятно. Но как можно ее увеличить? Для этого есть разные способы и выбор одного или нескольких из них будет исходить из различных факторов: колебание спроса у покупателей, изучение конкурентов, общая динамика рынка. В корне каждого из вариантов будет лежать главный закон: для того чтобы изменить рентабельность в сторону повышения, нужно либо поднять цену, либо снизить себестоимость товара. К основным направлениям увеличения эффективности мы присмотримся подробнее.
Первый способ — увеличить производственные мощности, что может помочь снизить себестоимость продукции, тем самым увеличив прибыль. Для тех же целей можно заняться поиском поставщика, который предлагает наиболее выгодную цену за то же качество сырья или услуг.
Второй — повышение качества продукта или услуг. Неэффективность может возникнуть из-за неконкурентоспособного предложения компании по сравнению с другими организациями, занимающими аналогичную нишу на рынке.
Третий вариант — изменение маркетинговых стратегий. Они различаются в зависимости от масштабности компании, ее финансовых возможностей. На огромных корпорациях давно успешно существуют целые соответствующие отделы продвижения. Однако малому бизнесу не стоит забывать про хорошую рекламу, к тому же на любой бюджет можно найти свою порядочную политику маркетинга. Главное в этом непростом деле — креативность. Дайте потребителю то, что он ранее не видел, и он обязательно придет к вам.
Четвертый способ — мотивация персонала. Может главная проблема кроется в том, что сотрудники не видят смысла выполнять свою работу качественно? Может они не заинтересованы в росте спроса на продукцию? В таком случае можно начислять премии лучшим, штрафовать худших... Да что говорить, управление персоналом является совершенно отдельной темой, которую нужно подробно изучить. Причем стоит обратить внимание, как на рабочих, так и на менеджеров.
Еще один вариант поднять рентабельность продаж — увеличить стоимость продукции. Может цены компании отстали от рыночных? Или себестоимость стала выше, а цены при этом остались на прежнем уровне? К тому же инфляция и рост цен на рынке — дело привычное и за этим необходимо периодически следить. Если причина кроется в этом, ценовую политику необходимо срочно изменить.
Заключение
Рентабельность продаж — это основной показатель эффективности деятельности абсолютно каждой организации. Каждая фирма, безусловно, заинтересована в увеличении собственной прибыли, ведь для этого люди и начинают свой бизнес. Для подобных целей постоянное изучение и анализ своей работы будут, как минимум не лишними. Отсюда следует, что зная, как рассчитать рентабельность продаж, можно понять и как увеличить этот параметр, развивая тем самым свое предприятие.