Учение о политической власти – одно из центральных в политологии. А это означает тонны монографий и множество теорий. К единой формулировке политической власти так и не пришли. Большинство определений выглядят громоздкими и понимаются с трудом. Самым адекватным вариантом представляется следующий:
Власть – это полномочия управлять поведением других.
Политическая власть – это управление поведением других с помощью правовых норм и государственных институтов.
Чем политическая власть отличается от всех остальных
Главными особенностями политической власти, дающими ей особый главенствующий статус, являются:
- Легальность – власть действует только в рамках законов, особенно это касается применения силы и принуждения в отношении граждан.
- Легитимность – доверие со стороны граждан, признание власти справедливой.
- Верховенство – абсолютное подчинение решениям органов политической власти в любой сфере деятельности: экономической, социальной, культурной и т. д.
- Публичность/всеобщность - право обращаться к обществу от имени общества.
- Моноцентричность – централизованное принятие решений.
- Всевозможные ресурсы – социальные, силовые, экономические, информационные и т. д.
Список главных особенностей политической власти можно продолжить: в разных источниках множество вариантов дефиниций. Но если говорить лишь о главных характеристиках, то к вышеизложенным пунктам необходимо добавить три основных признака политической власти:
- Наличие государственного аппарата, через который делегируются властные полномочия одних людей другим.
- Принуждение и санкции за нарушение законов.
- Контроль исполнения законов с помощью вышестоящего аппарата людей.
Политическая власть нового поколения: Европейский Союз
Рассуждая об особенностях и терминах, характеризующих политическую власть, необходимо упомянуть слово «государство» и все, что с ним связано. Государственную власть можно назвать ядром политической власти, которая опирается на разные центры или специальные институты – экономические группы, силовые ведомства, профсоюзы и т. д.
На сегодняшний день утвердилась еще одна чрезвычайно интересная историческая форма власти – «надгосударственная» власть. Это - Европейский Союз с его парламентом в качестве законодательной ветви и Европейской Комиссией в качестве исполнительной ветви. Формы управления ЕС принципиально отличаются от, например, федеративной формы власти: у ЕС есть только те полномочия, которые дали ему страны – члены Союза. Власть в данном случае разделена на сферы с «железобетонными» границами. В руках ЕС собрана вся полнота настоящей власти в, например, кредитно-денежной политике и таможенном союзе. Что же касается общей оборонной политики, то эти полномочия лежат в рамках «совместных компетенций». Перед нами, таким образом, новая «гибридная» модель политической власти, отвечающая современным вызовам 21-го века.
Объекты или субъекты?
Когда и какие организации можно отнести к институтам политической власти? Для этого они должны, по крайней мере, иметь и выражать свои политические интересы, существовать в рамках норм государства, быть носителями политических решений, иметь связь с государственной властью (даже в виде противодействия).
Первую группу таких институтов можно назвать чисто политическими:
- Государство (первый и главный политический институт).
- Политические партии.
- Общественные движения.
Вторая группа – институты, которые не участвуют в борьбе за политическую власть, но отстаивают свои интересы и косвенно участвуют в политической жизни:
- религиозные;
- профсоюзные;
- корпоративные;
- лоббистские организации и т. п.
Третья группа институтов выступают в качестве объекта воздействия государства (не как субъекты):
- спортивные сообщества;
- клубы по интересам;
- самодеятельные органы;
- профессиональные сообщества и т. п.
Новые ресурсы и Арабская весна
Любой власти нужны ресурсы: без них подчинение одних людей другими невозможно. Современные ресурсы чрезвычайно разнообразны и изменчивы.
Экономические и силовые ресурсы – традиционные, понятные, тесно взаимосвязанные. Существуют с самых давних времени и нисколько не потеряли своей актуальности. Эти два вида ресурсов до сих пор на первом месте – чемпионы «тяжеловесы».
А вот значение информационных ресурсов, напротив, меняется с космической скоростью в сторону усиления. Одни только социальные сети не только изменили формат передачи любой политической новости, но и стали полноправными субъектами политической борьбы за власть, достаточно вспомнить Арабскую весну.
Именно эволюция традиционных ресурсов вносит изменения в современные теории о политической власти, равно как и в развитие политических событий в 21-м веке.
Старая харизма и новая псевдохаризма
Политическая харизма – один их самых обсуждаемых вопросов в политологии сегодня. С одной стороны, при нынешних возможностях средств масс-медиа роль харизмы политических лидеров должна все больше возрастать.
С другой стороны, в современном обществе все чаще создают искусственных харизматиков – манипуляторов общественным мнением. Псевдохаризма – один из новых терминов, характеризующих политическую власть сегодня. Такой подход особенно хорошо работает в кризисное время, когда новоявленный политик с псевдохаризмой, созданной и отрепетированной огромной командой, предлагает себя в качестве избавителя от бед, накладывая запреты на старые установки и навязывая новые. Безусловно, одна из главных особенностей политической власти сегодня – борьба «настоящих и мнимых» лидеров.
Методы политической власти
Убеждение или принуждение – традиционные методы, применяемые со времен возникновения самого института власти. В последнее время чаще стали говорить о политических технологиях, нежели о методах. Такие технологии укладываются в три группы:
- Направленные на изменение правил.
- Создающие новые ценности и установки.
- Манипулирующие поведением людей.
К сожалению, одной из главных особенностей политической власти и борьбы за нее стали частые ситуации, когда новые привлекательные, но иллюзорные установки оказывают слишком большое влияние на массы общественности. Мир меняется. Власть меняется вслед за ним.