Антикризисный менеджмент: его главные особенности

Антикризисный менеджмент получил повсеместное распространение в годы мирового финансового кризиса 2000-х годов. Согласно литературе зарубежных авторов, данное понятие подразумевает разработку конкретных мероприятий по стабилизации и улучшению экономической ситуации в стране.

Если рассматривать этот термин на уровне микроэкономики, то антикризисный менеджмент – это разработка мер по аккумуляции всех имеющихся ресурсов предприятия с целью продолжения деятельности в очень трудных и нестабильных условиях. По сути, во время кризиса большинство организаций балансируют на грани банкротства, так как не знают, чего ожидать.

Для того чтобы антикризисный менеджмент реализовывался качественно, необходимо выявить причины возникновения столь масштабных затруднений. На основе данного факта многие специалисты трактуют этот термин, как программу мер по устранению причин, повлекших развитие кризиса. К сожалению, в нашей стране на сегодняшний день уровень квалификации менеджеров недостаточно высок. Именно поэтому увеличивается количество ошибок и неправильных решений, которые принимают сотрудники руководящих должностей. Стоит понимать, что в период экономической слабости страны необходимо иначе распоряжаться активами предприятий и организаций. В любом случае придется перейти на режим экономии, так как общая ситуация на рынке будет крайне тяжелой, да и снижение спроса не заставит себя ждать.

Антикризисный менеджмент направлен не только на устранение временной нехватки финансовых ресурсов, но и на достижение крепких позиций на рынке. А следовательно, нужно использовать такие инструменты, которые доказали свою эффективность на примере прошлых периодов. Конечно, не стоит отвергать новаций, ведь некоторые решения могут казаться опасными и даже рисковыми, но на деле значительно улучшить состояние компании. Кроме того, стоит помнить, что менеджмент – управление, причем грамотное управление всеми имеющимися активами предприятия. Поэтому каждое действие, одобренное руководителем, должно быть тщательно обдуманным ходом, направленным на достижение общей цели. А совокупность этих мероприятий должна быть единым организмом, комплексно функционирующим.

Обычно в кризисной ситуации не обойтись без неких потерь. К таковым можно отнести уменьшение производительности и, как следствие, сокращение прибыли. Для руководителя это является достаточно серьезной потерей, мешающей нормальной работе предприятия. Кроме того, снижение уровня доходности вынуждает уменьшать заработную плату персонала, а иногда и производить масштабные сокращения. Государство также не заинтересовано в таких последствиях, так как происходит резкий скачок уровня безработицы, что тяжелым бременем ложится на экономику страны.

Большинство специалистов, осуществляющих антикризисный менеджмент, видят в качестве главной задачи максимальное сокращение издержек производства. Но только лишь этих действий будет недостаточно, ведь по кризису нужно «бить» комплексными мерами. Самой сложной задачей в данных условиях будет поиск источников финансирования дальнейшей деятельности, так как банковское кредитование либо прекращается, либо осуществляется под огромные проценты и дорогостоящие залоги. Не каждое предприятие сможет позволить себе такую роскошь, как займы и кредиты, особенно организации малого и среднего бизнеса. Конечно, государство проводит ассигнование в данном направлении, но далеко не все компании смогут получить помощь правительства.

Итак, дабы оставаться на плаву в тяжелое время мирового кризиса, необходимо со всей ответственностью подойти к вопросу дальнейшего планирования производственной деятельности. Грамотный руководитель заручится пониманием персонала организации, ведь это поможет поддерживать показатели эффективности на прежнем уровне, с меньшими затратами на оплату труда или с меньшим количеством рабочих мест.

Комментарии