Лекции - это что за метод обучения?

Самый популярный метод обучения во всех университетах мира – лекционный. Лекция – это устное изложение материала. Этот метод обучения также используют в старшей школе: учителя зачастую тратят большую часть урока, а то и весь урок, на изложения материала. Полученные знания закрепляются на практических занятиях. Эта система позволяет учащимся лучше усвоить материал.

Этимология слова «лекция»

Слово «лекция» имеет латинские корни и означает «чтение». Этот способ донесения информации до слушателей использовался еще в средневековых учебных заведениях. В то время материал лекции готовился заранее, а потом просто читался преподавателем - отсюда и название.

В современных университетах метод чтения лекций немного изменился, преподаватели все реже пользуются подручными материалами и не читают лекцию, а излагают нужную информацию, базируясь на конкретных примерах и объясняя самую суть.

Не затронули нововведения только английские университеты, где профессора обязаны пользоваться текстом лекции и по возможности просто вычитывать материал студентам.

Что такое лекция в современных университетах?

В современном понятии лекция – это процесс не только изложения, но и разъяснения материала преподавателем в течение длительного времени. Задача учителя - привлечь учащихся к работе и активизировать познавательную деятельность студентов или учеников.

Как вовлечь учащихся в работу?

Современный мир перенасыщен информацией, преподавателям в университетах становится все сложнее привлечь студентов к материалу, который они преподносят на лекции. Именно поэтому важно не просто доносить материал до учащихся, а по ходу изложения обращаться к аудитории с вопросами. Это необходимо для того, чтобы вовлечь студентов в процесс обучения и обеспечить активное восприятие и осмысление полученных знаний. Например, частый прием, к которому прибегают учителя – создание проблемной ситуации на основе излагаемого материала. Самый популярный способ – это выделение из темы лекции пары основных вопросов, в которых студентам предстоит разобраться в процессе вычитывания материала.

Какие бывают лекции?

Чтение лекций – процесс, которому уже не одна сотня лет. Именно поэтому можно выделить некоторые разновидности изложения научного материала, каждая из которых преследует свои цели.

Типы лекций

Наука выделяет следующие разновидности лекций:

  1. Информационная – это самый традиционный тип лекции, которым пользовались еще в древних университетах. Ее цель - передать определенную информацию, которая предназначена для запоминания и последующего самостоятельного осмысления. Информационная лекция не предполагает активной работы лектора со слушателями. Самый популярный метод во многих университетах и по сей день.
  2. Обзорная основывается на системном подходе к предоставлению информации, без конкретики и детализации информации. Такой тип лекции допускает использование ассоциаций в процессе усвоения информации, которая излагается при раскрытии связи не только внутрипредметной, но и межпредметной. Обзорная лекция - это лекция, которая основывается на понятийном аппарате курса, его концептуальной основе и разборе крупных разделов.
  3. Проблемная больше похожа на исследовательскую деятельность, так как ее суть заключается в том, чтобы донести до слушателей новую информацию при помощи постановки проблемных вопросов, задач или ситуаций. Во время проблемной лекции идет диалог между лектором и аудиторией, а тема раскрывается благодаря вычленению проблемы и поиску метода ее решения при помощи анализа разных точек зрения.
  4. Визуализационная предполагает донесение информации посредством аудио- или видеотехники. Суть лекции заключается в кратком комментировании лектором просматриваемых или прослушиваемых материалов.
  5. Бинарная предполагает наличие двух лекторов, это могут быть не только два преподавателя, которые представляют разные научные школы. Участниками лекции могут быть теоретик и практик, преподаватель и студент и так далее.
  6. Публичная лекция, или лекция-конференция, проводится не только как научное, но и практическое занятие, принять участие в котором могут все желающие. Обычно тематика лекций определяется заранее, а участники занятия готовят небольшие доклады, которые должны кратко и по делу отражать суть того или иного вопроса. Публичная лекция - это возможность как можно глубже погрузится в суть проблемы и осветить разные ее аспекты.
  7. Консультативная лекция зачастую проходит по принципу «вопрос-ответ». Лектор отвечает на вопросы аудитории по заданной тематике занятия. Часто метод дополняется дискуссией. После заданных вопросов и полученных ответов аудитория и лектор обсуждают полученную информацию. Это позволяет быстрее и легче усвоить материал.
  8. Интерактивная лекция считается лучшим способом максимально полного овладения теоретическим материалом за отведенное время. Интерактивная лекция – это способ полного погружения аудитории в представляемый лектором материал. Важнейшая задача лектора – удержать внимание аудитории и построить с учащимися диалог. Такие лекции предполагают диалог аудитории и лектора, активность обработки информации. Считается наиболее эффективной из всех видов лекций, так как отличается отличным усвоением материала со стороны слушателей.

Наука движется вперед, но лекционный метод обучения до сих пор остается самым популярным.

Комментарии