Архитектура Франции: фото и описание, стили и особенности, самые знаменитые памятники архитектуры исторические и современные
Уже не одно столетие Францию считают столицей туризма. Каждый год несколько миллионов путешественников отправляются в туры по землям Людовика XIV. Они хотят своими глазами увидеть ее архитектурные достопримечательности. В нашей статье вы узнаете об особенностях архитектуры Франции.
Романский период
Период, когда складывался этот стиль в архитектуре, выпал на конец 11 и основную часть 12 века. Историки считают, что это пора, когда во Франции был не только материальный, но и духовный подъем культуры средневековья. Больше всего получили распространение трехнефные базилики. Их своды были цилиндрическими. Например, церковь Сен-Сернен в городе Тулуза. Она была построена примерно в 1080 году и названа в честь первого епископа города. На фото ниже представлен пример романской архитектуры Франции.
Церковь построена из кирпича. Ее планировка напоминает крест. Однако, в отличие от архитектуры Франции того периода, церковь имеет сводчатые потолки. Кроме того, у нее есть и другое отличие, это наличие галереи. Во время мессы можно ходить по церкви и не мешать прихожанам.
Готика
Готическая архитектура во Франции сложилась к началу 12 века. Первое строение этого направления появилось в северной части страны. К первой половине 13 века готика распространилась по всем землям Франции. В ее основе лежит система каркаса, благодаря которой уменьшается нагрузка на несущие стены. Именно поэтому архитектурные сооружения становятся изящнее и тоньше. У архитекторов появляется возможность применять большие окна, украшать их цветными витражами. Так фасады обогащаются стрельчатыми арками, а также многочисленными скульптурными композициями.
В начале 14 века архитектура Франции заметно видоизменяется. Появляется множество декоративных элементов. Фасады украшены статуями, для которых характерны узнаваемые изгибы тела и позы. Первую половину этого века называют пламенеющий готикой, так как оконные проемы схожи с языками пламени.
Готическая архитектура во Франции представлена различными соборами в Париже, Шартре и других городах. Ярчайшим представителем готики является церковь Аббатства Сен-Дени.
В последующие годы здания возводились именно в этом стиле, но мы плавно перемещаемся из 14 века в 17 столетие.
Семнадцатый век
Этот период во Франции ознаменован ростом городов, развитием садов и парков. Историки называют этот век в архитектуре эпохой классицизма. Это время - одно из самых ярких в развитии западной европейской культуры. Архитектура Франции 17 века характеризуется логичностью, простотой, четкостью, уравновешенностью и строгостью пропорций. Стройка и контроль теперь находятся в руках страны. Появилась во дворце новая должность - архитектор короля, или первый архитектор. На возведение государственных заказов выделяются огромные финансовые средства. Строительство контролируется государственными органами не только в столице, но даже в провинциальных городках. Государство охвачено градостроительными работами. Появляется архитектура Франции эпохи Возрождения. Новые населенные пункты вырастают вокруг королевских дворцов и замков. В основном проектируемые объекты имеют форму квадрата или прямоугольника. В редких случаях это многоугольники, которые образованы оборонительными элементами, а именно рвы, стены, бастионы, ворота и башни. Внутри каждого города имеется четкая прямоугольная система улиц с главной площадью. Например, города Анришмон и Марль. Король отдает приказ перестроить старые здания так, чтобы в их основе лежал принцип регулярной планировки. Это значит, что в городе будут прямые магистрали, возведенные городские ансамбли, а площади правильной формы будут украшать беспорядочную сеть средневековых улочек.
Дух захватывает от архитектуры Франции! Стиль классицизма представляют такие площади, как Вандомская, Шарля де Голля, Гревская, Шатле, Мадлен и другие.
Вандомская площадь
Этот яркий пример классицизма расположен в первом округе столицы Франции. В основе площади лежит восьмиугольник. Она названа в честь потомка Генриха 4. Примечательно, что его особняк стоит недалеко. Проектировал площадь архитектор Жюль Ардуэн-Мансар. Строительство было начато в 1699 году. Спустя два года работы были закончены. Площадь была задумана по королевской схеме. Красивые здания с нарядными фасадами образовали замкнутое единое пространство, а в его центре стоит памятник Людовику 14. Однако в годы Великой Революции этот символ монархии не уцелел. Когда Францией правил Наполеон Бонапарт, в сердце Вандомской площади была установлена бронзовая колонна. Ее высота составляла 44 метра, а материалом для нее послужили австрийские и русские пушки. Искусствоведы считают прообразом Вандомской колонны обелиск Траяна в Риме.
Версальский дворец
Классицизм в архитектуре Франции представляет и Версальский дворец, который считается высшей точкой развития этого стиля. Надо отметить, что данный дворцово-парковый ансамбль – это грандиозная резиденция французских монархов, которую возвели в пригороде Парижа.
История резиденции начинается в 17 веке, а именно в 1623 году. Раньше на этом месте находился скромный охотничий замок, который был построен по приказу Людовика 13. Архитектор Луи Лево, а также знаменитый декоратор парков Андре Ленотр видоизменили и расширили небольшой замок. Лево возводит внушительный фасад, смотрящий в парк, который на тот период оформлял Ленотр. На втором этаже Лево открыл террасу, где позже появилась и Зеркальная галерея.
Таким образом, к концу второго строительного цикла Версальский дворец превратился в дворцово-парковый ансамбль. Он представляет собой синтез архитектуры, ландшафтного дизайна и скульптуры.
В последующие годы Версальский ансамбль перестраивал зодчий Жюль Ардуэн-Мансар. Он еще больше увеличивает дворец. С каждой стороны возводит два крыла, которые имеют в длину по 500 метров каждое. Ардуэн-Мансар надстраивает еще два этажа над террасой предыдущего декоратора.
Таким образом, появляется Зеркальная галерея, которая замыкает Залы Мира и Войны. Ардуэн-Мансар на этом не остановился. Рядом он возводит два министерских корпуса, которые образовали Двор Министров. Затем он их соединяет богатой позолоченной решеткой. Надо отметить, что все строения оформлены в едином стиле. Архитектура Франции 17 века подчиняется строгому централизованному принципу композиции, который позволяет приводить различные элементы ансамбля к единому художественному целому, что дает возможность выделить дворец как самую главную часть ансамбля.
Восемнадцатый век
Предыдущее столетие было ознаменовано грандиозными масштабными строительными работами, где обнаруживается тесная связь элементов с барочным зодчеством. Однако в 18 столетии архитектура Франции меняется. Как было сказано выше, ранее строились города, теперь строительство перемещается внутрь городов. Новый век – новые потребности. Становится ясно, что необходимо возводить новые совершенно иные жилые дома-особняки. В эту эпоху развиваются буржуазные отношения. Растет промышленность и торговля. Третье сословие усиливает свою роль в жизни общества, а также выдвигает задачу для возведения новых общественных построек, таких как биржи, торговые помещения, публичные театры и так далее. Роль городов возрастает не только в политической, но и в экономической жизни государства, а значит, перед зодчими появляются новые требования в возведении городских ансамблей.
Архитектура Франции 18 века сопровождается распадом теоретических представлений и строительной практики. Ведущие градостроители в своих теориях по-прежнему склоняются к античности, но на практике они отклоняются от строгости и иррационализма. На место Ардуэна-Монсара приходит Робер де Котт. На смену строгому классицизму приходит замысловатый стиль рококо. Ярким представителем в архитектуре этого направления является памятник архитектуры – Пантеон.
Суфло и церковь Святой Женевьевы
Пантеон, или, как ранее его называли, церковь Женевьевы, довольно быстро превратился из здания религиозного назначения в исторический памятник. Изначально постройку задумал еще Людовик 15. Жак-Жермен Суфло принялся за разработку проекта, ведь он тогда недавно вернулся из Италии. Надо отметить, что его задумка оказалась шире, чем идеи заказчика. Зодчий представил государю план, в котором был предусмотрен не только храм, но и площадь с двумя учебными изданиями для факультета теологии и права. Вскоре Суфло отказался от этой идеи, он ограничился только постройкой церкви. В основании ее лежит крест. Она увенчана огромным куполом, который окружают колонны. Фасад здания подчеркивается мощным портиком из шести колонн, остальные части стены остаются глухими, то есть без проемов. Максимальная высота пантеона - около 120 метров.
Во время революции Пантеон был немного видоизменен. Именно в этот период было решено сделать из него усыпальницу. Часть окон была заложена кирпичом, что придало строению строгий и слегка мрачный вид. Тогда же убрали множество роскошных украшений и скульптур. Многие выдающиеся деятели Франции покоятся под сводами Пантеона. Там упокоены останки ученых, историков, философов и писателей. Сегодня в Пантеоне хранятся останки тел семьи Кюри, Вольтера, Руссо и т.д. Примечательно, что парижане довольно ревностно относятся к тому, кто будет захоронен в этом мавзолее. Пока этой чести удостоены только 71 человек. Например, Дюма попал в Пантеон только в 2002 году.
Театры
Архитектура Франции восемнадцатого столетия отмечена появлением новых зданий общественного типа. В этот период появились театры не только в Париже. Во многих других провинциальных городах вырастают театральные здания, которые несут в своем облике важную часть городского архитектурного ансамбля. Например, самым красивым и почитаемым зданием этой направленности во Франции считается театр в городе Бордо, который был построен к концу 18 века архитектором Виктором Луи. Здание театра массивное и прямоугольное. Он стоит на открытом участке. Его фасад украшен двенадцатиколонным портиком. Там же стоят красивые статуи богинь и муз, которые определяют назначение помещения. Парадная лестница в театре сначала одномаршевая, затем она разделяется на два рукава Они ведут в противоположные стороны помещения. Стоит отметить, что такая парадная лестница стала образцом для других театральных построек Франции. Градостроители считают, что театр Бордо выполнен в стиле простой, ясной и торжественной архитектуры.
Таким образом, это здание стало одним из самых ценных памятников Франции.
Девятнадцатый век
Новый век – новые веяния. В архитектуре 19 столетие французского государства определяется развитием пролетарского и демократического движения. Архитектура Франции 19 века – это стиль Наполеона третьего. Развивается экономика. Данное явление привело к серьезным изменениям в градостроительстве и архитектуре. Яркими представителями данного архитектурного течения считаются Парижская опера, а также опера Гарнье. Здания характеризуются высочайшими фасадами, крышами, а также мансардами. Строения богато украшают. Архитекторы использовали материалы исключительно высокого качества. Интерьеры новых зданий были украшены богатой мебелью и деликатными тканями.
Иными словами, стиль Наполеона Третьего наполнен формами и декоративными мотивами, а также натурализмом. Огромное количество инвестиций в недвижимое имущество поменяли архитектуру французских городов, что позволило градостроителя и декораторам вольно выражать свои идеи, что не возбраняется буржуазным обществом. Так появились дома, украшенные парными колоннами. Столица Франции предстала перед горожанами в образе города с многоэтажными домами.
Современные памятники
К новым достопримечательностям архитектуры Франции можно отнести Диснейленд, который расположен в Париже. Многие считают, что это американская тематика, но авиасалон Ле Бурже к таковым не относится. Его площадь находится почти в самом сердце города. Каждый год здесь проводится потрясающее масштабное шоу, в котором участвуют лучшие пилоты планеты, в том числе и из Российской Федерации. Если вдруг кто-то не попал на авиашоу, то не стоит огорчаться, ведь можно посетить музей, посвященный авиации. В экспозиции собраны и представлены коллекции не только самолетов, но и самых удивительных разнообразных летательных аппаратов.
Любителям высоких зданий и башен стоит посетить район Ла Дефанс, типичный для современной архитектуры Франции. Именно здесь туристы найдут строения из стекла и бетона. Местные жители называют его парижским Манхэттеном. Он считается деловым центром Парижа, где находится огромное количество офисов мировых компаний. Самой высокой считается 180-метровая башня автоконцерна «Фиат», которая отделана черным сверкающим гранитом.
В заключение
Стиль архитектуры Франции никого не разочарует. Самым внимательным туристам, может быть, не хватит и года, чтобы с должным вниманием изучить все достопримечательности Франции и самого Парижа.