Живопись - это одно из наиболее влиятельных направлений искусства. Сила изображения способна перенести зрителя в абсолютно другое время, место или даже иную реальность. Любой художник стремится наиболее детально и правдоподобно передать образ, смысл или наоборот - показать его завуалированно, так, чтоб побудить человека думать, анализировать, а иногда и искать ответы в других сферах искусства.
Несколько слов о художнике
Винсент Ван Гог - уникальная личность, художник-новатор, создавший множество шедевров в различных стилях. Хотя при жизни он смог продать всего одну свою картину, сегодня автор является одним из наиболее популярных и обсуждаемых. Особенно примечательно то, что по сути Ван Гог был самоучкой. Конечно, частные уроки сыграли немаловажную роль в совершенствовании его мастерства, но большую часть знаний он подчерпнул, самостоятельно изучая учебную литературу, осваивая различные техники и стили живописи. Такое упорное стремление стать художником говорит о силе характера гения. Он стремился работать - работать жадно и быстро. В некоторые периоды Ван Гог писал по одной картине каждый день - именно поэтому сегодня мы имеем возможность видеть практически весь его путь, воплощенный на холстах.
Стили в работах мастера
Художник прошел долгий путь становления собственного почерка. Его обучение живописи начиналось с создания небольших эскизов, написанных простым карандашом. Ван Гог не считал, что картина - это только свободное проявление фантазии, поэтому тщательно изучал учебники, брал уроки и, конечно же, много практиковался. Этот начальный этап прошел под знаменем реализма. К этому периоду можно отнести “Ботинки” Ван Гога, его знаменитую картину “Едоки картофеля”, некоторые автопортреты. Одной из первых работ стала картина “Крыши” изображающая вид из окна комнаты художника. Многие сюжеты были навеяны крестьянской жизнью - так появляются полотна “Две женщины на вересковой пустоши”, “Домики”, “Женщины в дюнах за починкой сетей” и многие другие.
Мифы и правда о создании полотна
Историю "Ботинок" Ван Гога связывают с другой работой автора - “Едоки картофеля”. Последняя была создана за год до “Башмаков” - в 1885 г. На картине изображены пять крестьян за столом, идет обыкновенная вечерняя трапеза бедных рабочих. Ни у одного персонажа здесь не видны ноги - подразумевается, что обувь уже снята и ждет следующего трудового дня. И всем этим башмакам Ван Гог отвел по отдельному полотну. Некоторые искусствоведы даже объединяют эти 10 картин под одним общим названием - “Старая обувь”.
Иная гипотеза гласит, что ботинки, изображенные на одноименной картине, Ван Гог сам купил на блошином рынке у рабочего. Они были грубые, но вполне чистые и приличные. После первой прогулки под дождем обувь испачкалась и приобрела еще более интересный вид, который и решил запечатлеть художник. Так или иначе, картина “Ботинки” Винсента Ван Гога имеет вполне очевидный подтекст. Она передает образ бедной крестьянской жизни, притом делает это лучше, чем любое другое полотно, описывающее тяжелую работу.
Так или иначе, “Ботинки” Ван Гога - это реалистичное отражение действительности. Два старых башмака стоят, небрежно оставленные своим хозяином.
Техника и цвета
Винсент Ван Гог признавался, что не пользовался никакой системой или особой техников для нанесения краски на полотно. Даже в письме своему брату и близкому другу Тео он писал: "В моих мазках нет никакой системы, я кладу их на холст неравномерными ударами кисти и оставляю как есть. Тени на картине отсутствуют, а цвет наложен плоскостно, как на японских гравюрах".
Но, как это ни абсурдно, “Ботинки” Ван Гога едва ли можно назвать сюрреалистичной картиной, настолько проработанной и продуманной она кажется. Каждый изгиб прорисован с невероятной точностью, хотя, присмотревшись, можно действительно заметить только отдельные, порой несвязные мазки, которые удивительным образом объединяются в абсолютно цельное полотно.
Одна цветовая температура и серо-коричневые тона многие критики вполне логично объясняют тем, что ранняя палитра Ван Гога был достаточно скупой, ведь он начинал путь художника с создания небольших эскизов карандашом.
Несколько других работ из цикла “Старая обувь”
“Пара ботинок” Ван Гога рисует перед нами совершенно иное представление о хозяине изображенной обуви. Это уже не грязная крестьянская обувь, а, по видимому, башмаки рабочего с завода или другого “чистого” производства. Подошва одного ботинка щедро подбита гвоздями, которые уже успели отполироваться от постоянной ходьбы. Более того, они они будто наделены душой и даже говорят друг с другом! Всмотритесь в то, как заботливо склонен левый ботинок над упавшим правым. Как-будто он спрашивает своего друга, все ли с ним в порядке.
Психологизм картин
Изображение Ван Гогом старых ботинок может расцениваться по-разному. Первая точка зрения довольно проста для понимания, она гласит, что художник просто хотел отразить в своих работах тяжелую судьбу обычного крестьянина или рабочего. И картина старой, износившейся обуви как нельзя лучше передал бы эту мысль.
А вторая точка зрения предлагает нам размышление намного более глубокое и философское. Ботинки являются олицетворением души их хозяина. Глядя на их растоптанные и потрескавшиеся подошвы, мы видим, насколько трудна была жизнь человека, носившего их, сколько душевных ран он перенес, насколько он измучен своей жизнью в ее однообразии и тяжести.
Философ Хайдеггер написал о картинах цикла: "Из темного истоптанного нутра этих башмаков неподвижно глядит на нас упорный труд тяжело ступающих ног во время работы в поле. Тревожная забота о будущем хлебе насущном сквозит в этих башмаках".
Без сомнения, Ван Гог - гениальная личность. Он работал с невероятной самоотдачей, очень быстро и жадно. Именно поэтому сейчас мы имеем возможность увидеть так много его необычных работ. Любой его сюжет наполнен глубоким переживанием, философской мыслью, психологизмом или просто созерцанием прекрасного.
Большая часть подлинников хранится в Амстердаме, в музее Винсента Ван Гога. Там же представлены некоторые работы Моне, Гогена, Синьяка и Пикассо. Оригинал картины Ван Гога "Ботинки" сейчас тоже находится в этом музее.