Нарушение эмоций: причины, симптомы и лечение. Классификация и виды эмоций

Жизнь человека переполнена событиями, и каждое из них сопровождается определенными эмоциями. Каждый хотя бы раз ощущал невероятную эйфорию, непостижимую грусть, радость встречи или полную апатию. Это нормально. Каждая эмоция, которая вызвана воздействием окружающей среды, является нормой. Но нередко у индивида прослеживается нарушение эмоций, когда он неосознанно начинает впадать из крайности в крайность.

Эмоции нужно чувствовать

То, как и когда человек проявляет спектр своих эмоций, часто зависит от его окружения и поведенческих рамок, которые с этим окружением связаны. Не каждому под силу совершить нестандартный, иногда даже безумный поступок. Согласитесь, не так просто стать посреди улицы и прокричать что-то во весь голос, ведь в каждом человеке изначально заложены социальные модели поведения, которыми не предусмотрены эксцентричные, не вписывающиеся ни в какие рамки поступки.

Подобные стереотипы и ограничения приводят к тому, что внутри скапливается большое количество не выраженных эмоций. Естественно эмоциональное напряжение растет с каждым днем и человек становится подверженным психическим расстройствам. Но это еще не все. Если сдерживать эмоции слишком долго, то спустя какое-то время человек попросту разучится их выражать, и они не будут иметь свободного выхода. От неумения проявлять свои чувства образуется нарушение эмоций, которые влекут за собой разлад всей психофизической системы организма.

Эмоции и настроение

В психологии эмоции – это тонкое чувство, которое постоянно зависит от огромного количества имманентных и внешних факторов, и нуждается в осознании его индивидом и тщательной проработке. Если говорить научным языком, то это интегральное проявление измененного тонуса нервно-психической деятельности. В. Мясищев предполагал, что весь список эмоций можно условно разделить на три большие группы:

  1. Реакции, которые являются ответными переживаниями на стимулы, их спровоцировавшие.
  2. Состояния. Когда меняется и удерживается в измененном состоянии нервно-психологический тонус.
  3. Отношения. Прослеживается закономерная связь между эмоцией человека и определенным лицом, объектом или процессом.

В психологии эмоции – это основные регуляторы психической и телесной жизнедеятельности организма, которые могут задействовать способы психологической защиты и помогают адаптироваться.

В целом все эмоции направлены на то, чтобы четко отображать внутреннее, душевное состояние человека, ведь они зачастую показывают намного больше, чем слова. Если исключить весь список эмоций из повседневной жизни человека, то все, что его окружает, превратится в унылую действительность, которая просто есть. Разговоры станут монотонными, бессмысленными и неинтересными, а люди совсем перестанут понимать друг друга. Эмоциональная окраска диалогов дает возможность понять имманентное состояние человека и найти с ним общие точки соприкосновения. Плюс ко всему, без эмоционального выражения искусство стало бы бессмысленным.

Также эмоции оказывают влияние на настроение. И наоборот: если меняется настроение, меняются эмоции. Очень часто усиление эмоций может повлечь за собой конфликты с окружающими. Нарушение чувств характерно тем, что человек внезапно начинает бросаться из крайности в крайность. Он становится эмоциональным импотентом, приобретая разные психические расстройства.

Изучение эмоций

Во все времена, чтобы распознать эмоцию, люди смотрели на мимику и слушали эмоциональную окраску речи. Еще в СССР разработали методики, которые помогают распознавать стандартные эмоции. К ним относят гнев, радость, отвращение, удивление, печаль, страх. Сегодня существуют различные физические и психологические показатели проявления эмоций.

Физиологические показатели изменения эмоционального фона – это колебания давления, сердцебиения, кожная реакция, температура, психосоматические показатели. Если человек волнуется или ощущает страх, эти показатели могут понижаться или повышаться.

Что касается методики распознавания эмоций по мимике и жестам, то она была создана в середине ХХ века. До сих пор между психологами и физиологами идут споры о том насколько эта методика эффективна. Некоторые жесты мимики могут быть навязаны социумом, некоторые - человек может сознательно контролировать. Поэтому интерпретировать нарушение эмоций при помощи физиогномики не совсем корректно.

Психологические методы направлены на то, чтобы определить имманентное состояние человека. Для этого обычно используются различные тесты и опросники, которые выявляют эмоциональные особенности индивида. В зависимости от ответов, можно дать более определенную характеристику психологическому состоянию.

Также определить нарушение развития эмоций можно при помощи специального дневника. Человек должен записывать в него все эмоции, которые испытывает на протяжении дня для последующего анализа. Это помогает выявить состояние эмоциональной сферы человека. Если она нарушена, то все физиологические и психологические данные будут иметь неудовлетворительные показатели.

Когда человек находится в разладе с собой, ему крайне сложно давать объективную оценку ситуациям или людям. Он сконцентрирован на своих внутренних переживаниях и очень часто впадает в истеричное состояние. Как результат у него могут возникнуть такие психические состояния, как:

  • Стресс.
  • Фрустрация.
  • Кризис.

Стресс

Стрессовые состояния могут стать источниками различных психических заболеваний. Под стрессом обычно понимают сильное эмоциональное напряжение и/или потрясение, которые возникают в результате неприятных переживаний. В 30-х годах прошлого века канадский патофизиолог Г. Селье изучал влияние стресса на деятельность организма. Им было сформировано учение об общем адаптационном синдроме (ОАС). В целом ученый выделял две реакции на влияние окружающей среды:

  1. Специфическая. У человека появляется конкретная болезнь со специфическими симптомами.
  2. Неспецифическая. В условиях общего адаптационного синдрома может прослеживаться любое заболевание. Эта реакция состоит из трех фаз:
  • Первая фаза. Тревога. Под влиянием стресса организм меняет свои базовые характеристики.
  • Вторая фаза. Сопротивление. Организм начинает сопротивляться действиям стрессора, снижается тревожность и организм всеми силами пытается адаптироваться к изменившимся условиям.
  • Третья фаза. Истощение. Длительное воздействие стрессора истощает силы организма. У человека снова появляется тревожность, только в этом случае она уже необратимая, начинают развиваться заболевания эндогенного типа.

Человек не в состоянии безгранично адаптироваться к условиям окружающей среды, рано или поздно его организм «износится» и проявятся все возможные эмоциональные нарушения. Несмотря на все это, стресс не всегда вреден, ведь только благодаря ему происходит тренинг психики и организма.

Фрустрация

Это еще одно специфическое эмоциональное состояние, которое возникает, когда человек не может удовлетворить свои потребности. Для этого состояния характерно:

  1. Наличие плана, по которому человек должен был действовать изначально.
  2. Наличие непреодолимого препятствия, которое мешает достичь конечной цели.

В таких ситуациях человек может проявить себя либо как зрелая личность, либо как инфантильная. В первом случае индивид станет активнее достигать своей цели и у него значительно вырастет мотивация. Во втором индивид будет вести себя неконструктивно. Это может проявиться в агрессивном поведении или уходе от возникнувшей проблемы.

Кризис

Эта концепция зародилась и развивалась в Америке. В это время в стране начинают создаваться клиники и центры психического здоровья. Под кризисом обычно понимают состояние, возникающее когда человек сталкивается с препятствием на его пути к цели, и не может его преодолеть в течение длительного времени привычными методами.

Сначала у человека наступает период дезорганизации. В течение этого времени человек предпринимает много абортивных попыток решения проблемы. В конечном итоге он достигает форму адаптации, что лучшим образом отвечает его интересам.

Точно так же как и стресс, кризис несет в себе саногенный и патогенный компонент. Индивид, у которого получилось справиться с кризисом, приобретает новую форму адаптации в сложных ситуациях. Если этого не произошло, то начинают проявляться симптомы нарушения эмоций.

Кризисы бывают нескольких видов:

  1. Кризис развития. Обычно вызваны ситуациями такими, как поступление в новое учебное заведение, выход на пенсию, вступление в брак и т. д.
  2. Случайные кризисы. Они носят спонтанный, неожиданный характер. Это безработица, стихийное бедствие или определенное социальное положение.
  3. Типичные кризисы. События, которые рано или поздно происходят в любой семье: смерть, появление новорожденного и т. д.

Каждый из этих кризисов имеет свои характеристики, что присущи только им. Соответственно выбираются разные способы помощи и профилактические мероприятия.

Симптоматика

Симптомы нарушения эмоций достаточно обширны. Различные эмоциональные колебания способны привести к стрессовым ситуациям, соответствующим долгосрочным действиям и нанести непоправимый вред психике человека. Если вдруг поменялся общий эмоциональный фон, то это может быть первым сигналом развития душевной болезни.

Эмоции возникают и реализуются в результате функционирования коры головного мозга, вегетативной и двигательной системы. Поэтому можно наблюдать нарушение эмоций при локальных поражениях мозга и общим сбоем в функционировании организма, а влияние внешних факторов только усугубляет это состояние. Как результат появляются различные синдромы, что способствуют дальнейшему разладу эмоциональной сферы.

К подобным синдромам относят такие положительные и отрицательные эмоции, как:

  • Депрессия – стойкое угнетенное состояние личности, что сопровождается негативными мыслями, тоской и грустью без причины. Все события, что происходят вокруг больного, он воспринимает с чувством безысходности, которая может привести к суициду. Обычно такое состояние возникает при гипертонии или гепатите.
  • Мания. Этот синдром характеризуется общим приподнятым настроением, двигательном и психическом возбуждением, которое обычно выражается речью и жестами. Для человека характерно преобладание низших эмоций: он перестает чувствовать меру в еде и сексе. Самооценка повышается до настоящей мании величия.
  • Дисфория. Человек ежедневно испытывает агрессию ко всему, что его окружает. Это может выражаться в угрюмом настроении, вспышках гнева, раздражительности, недовольстве или ярости. Такое состояние характерно для височной эпилепсии.
  • Эйфория. Антипод дисфории. Человек безмятежен, чувствует себя полностью счастливым, на проблемы и заботы не обращает никакого внимания. Даже если у него есть видимые неприятности, человек искренне верит, что живет вполне благополучно. Он попросту смотрит на мир сквозь розовые очки, даже трагичные ситуации воспринимает с радостью и оптимизмом.
  • Экстаз. Считается, что это высшая степень проявления восторга и восхищения. В состоянии возрастающего эмоционального напряжения чувство восторженности стирает границы между реальным и вымышленным миром. Человек входит в транс.
  • Тревога. У человека возникает эмоциональное беспокойство. Подсознательно он начинает беспокоиться о трагедиях или катастрофах, которые могут произойти. Обычно эта тревога ничем не обусловлена и спровоцирована накрученной жизненной ситуацией. Чувство тревоги характерно при соматических и нервных нарушениях.
  • Эмоциональная лабильность. У эмоционально лабильных личностей неустойчивое настроение. За пять минут человек может перейти от задорного смеха до всепоглощающей ярости. Такие люди сентиментальные и чувствительны к даже незначительным проявлениям эмоций со стороны окружения.

Классификация и виды эмоций при различных психических заболеваниях

Эмоциональные расстройства характерны для людей с психическими заболеваниями. Люди, страдающие от неврозов, отмечают болезненные эмоционально-аффективные реакции и эмоциональные состояния. У тех кто болеет неврозом навязчивых состояний, наблюдается повышенная сензитивность и тревожность. Для страдающих истерией характерна лабильность эмоций и импульсивность. Неврастеники страдают от раздражительности, усталости и слабости. Для всех видов неврозов характерна пониженная фрустрационная толерантность.

Больные психопатией склонны к патологическим эмоционально-аффективным реакциям, для эпилептоидной, истероидной и гипертимной психопатии характерны эмоционально-агрессивные вспышки. Для тех, кто страдает астенической, психастенической и сензитивной психопатией характерно пониженное настроение, отчаяние, вялость и тоска. Зато у шизоидных психопатов наблюдается диссоциация эмоциональных проявлений, которые можно описать одним простым выражением:

Хрупкие как стекло по отношению к себе и тупые как дерево по отношению к другим.

Для эпилепсии характерны дисфории. Больные височной эпилепсией часто страдают от страхов, тревоги, злости; гораздо реже у них можно наблюдать чувства «озарения» и приятные ощущения в разных органах. Страдающие органическими поражениями ЦНС отмечают у себя эмоционально-аффективные реакции, раздражительность, эйфория, тревожность, «недержание эмоций».

Если брать во внимание указанные выше разновидности эмоций, то больше всего от разлада эмоций страдает категория отношений. Они становятся патологически искаженными, человек может сам не понимать, что с ним происходит: в один момент он чувствует себя нормально (то есть испытывает нейтральные эмоции), а в другую секунду чувствует всепоглощающую ненависть или ревность.

В нормальном психическом состоянии человек чувствует потребность в деятельности и стремиться закончить начатые дела. Если возникают какие-то эмоциональные патологии, то человека могут преследовать аффективные вспышки, он откажется от работы, у него напрягутся мышцы и проявятся очевидные вегетососудистые реакции.

Дети

Эмоциональные проблемы преследуют не только взрослых, но и детей. Как известно, эмоциональная сфера развивается у человека с самого рождения и маленькие дети обладают намного большей восприимчивостью, чем взрослые. Как результат, нарушение эмоций у ребенка может проявиться более выражено. К сожалению, родители не придают значение общей подавленности ребенка и списывают неконтролируемое поведение или нежелание делать домашнее задание на особенности характера и обычную лень.

У взрослого человека эмоциональная нестабильность выражается стандартно: это грусть, тоска, напряжение, немотивированная радость и лабильность настроения. У детей такой диагноз носит скрытый характер, и чаще всего ребенок просто начинает страдать от болей в легких, сердце и других органах. Это проявляются психосоматические расстройства. Ребенок начинает терять аппетит, у него появляются проблемы с ЖКТ, затормаживается психическое развитие. Он плохо спит ночью, появляется потливость.

Нарушение эмоций у детей дошкольного возраста проявляется в гневе, немотивированной агрессии, вымышленных страхах. Если у ребенка во время родов или в результате какой-то другой травмы возникли органические поражения, то в первые несколько лет это создает необратимые изменения в эмоциональном фоне.

По генетике детям передаются такие характеристики, как темперамент, уравновешенность, адаптация и подвижность. Все остальные эмоции приобретаются в процессе социализации, так же, как и их нормальное функционирование.

На развитие ребенка в значительной мере влияет его окружение, в особенности сверстники. Обычно дети стремятся походить друг на друга, иметь одинаковые интересы и взгляды. Для растущих детей – это нормально, однако стоит следить за тем, не превращается ли ребенок в конформиста.

Нарушение эмоций у детей можно условно поделить на два типа реакций:

  • Патологические. Психические реакции, которые выражаются в изменении поведения, что приводит к изменению социальной адаптации. Обычно проявляются как невротические расстройства. Значительную роль здесь играют поведенческие и психологические факторы такие, как семейные конфликты, неправильное воспитание и непедагогическое поведение учителей. Симптомы отображаются в непрерывном нарушении эмоциональной сферы.
  • Характерологические. Эта реакция обусловлена воздействием определенной микросреды на поведение детей. Имеет точную направленность, не нарушает социальную адаптацию и не имеет сопутствующих физиологических расстройств. Нарушения проявляются в ментальных отклонениях, которые выражаются в низкой самооценке, эмоциональной незрелости, нарушениях речи и познавательной сфере. Прослеживается общая интеллектуальная недоразвитость.

Как управлять эмоциями?

Исследуя эмоциональную сферу человека психологами, физиологами и психотерапевтами было разработано несколько методик, чтобы корректировать изменения в эмоциональном фоне у детей и взрослых:

  • Деятельностный подход. Здесь основной выступает игровая терапия для детей. Чаще всего дети с эмоциональными отклонениями имеют нехватку игрового процесса. Отсутствие активных игр отрицательно влияет на ментальное и психическое развитие. Если ребенок будет прорабатывать в игровом процессе различные ситуации из жизни, то он быстрее адаптируется к реальным жизненным условиям.
  • Психодинамический подход. Ослабление эмоций происходит за счет разрешения внутреннего конфликта. Человек должен научиться понимать себя и свои потребности, осознавать полученный жизненный опыт.
  • Этнофункциональная терапия. В лабораторных условиях искусственно создается раздвоенность субъекта, чтобы человек смог осознать свои проблемы, посмотрев на себя со стороны. Имея возможность переносить свои эмоции на этническую проекцию, человек их полностью осознает и пропускает через себя. Так как управлять эмоциями не всегда бывает просто, то этнофункциональная терапия - именно то что доктор прописал.

Сегодня проблемы в эмоциональной сфере распространены среди всех слоев населения, любых возрастов. Не существует человека, который в условиях современной жизни не испытывает стресса, усталости и раздражительности. Одни социальные условия говорят нам, что нужно скрывать свои чувства, другие апеллируют к чрезмерному проявлению всего списка эмоций. В условиях такого когнитивного диссонанса не удивительно, что общественность страдает от разлада эмоций.

Комментарии