Педагогические технологии в начальной школе: классификация основных педагогических методов и их характеристика

Использование современных педагогических технологий в начальной школе позволяет в полной мере удовлетворять запрос государства. У истоков технологических процессов находится А. С. Макаренко. Именно он активно пользовался понятием педагогических технологий. В больших объемах новые педагогические технологии в начальной школе стали применяться во второй половине прошлого века. Среди отечественных практиков, занимающихся подобной проблемой, выделяют Н. Ф. Талызину, П. Я. Гальперина.

Теоретические аспекты

В настоящее время применение образовательных инноваций является одним из факторов повышения качества начального УУН. Инновационные педагогические технологии в начальной школе – это совокупность средств и приемов обучения, последовательность их использования.

Программа «Школа-2100»

В рамках этой образовательной системы должны быть использованы определенные методы и приемы работы. Подробнее остановимся на том, какие лучше брать педагогические технологии обучения в начальной школе.

На уроках пояснения нового материала можно использовать проблемно-диалогическое обучение. Такой прием подходит для уроков русского языка, математики, природоведения. Такие инновационные педагогические технологии в практике начальной школы позволяют учителю вовлекать ребят в активную деятельность.

Благодаря общепредметной технологии формируется правильная читательская активность у подрастающего поколения россиян.

С третьего класса допускается использование педагогических технологий в начальной школе, направленных на проектную деятельность. После введения новых федеральных стандартов, обязательным элементом в любой предметной области стало создание индивидуальных или групповых проектов. Применение педагогических технологий в начальной школе такого вида уже дало свои первые положительные результаты. Существенно возросла самостоятельность учеников, повысилась их познавательная активность.

Успешно прошла адаптацию и технология оценивания образовательных результатов школьников. Для получения объективной картины, педагог предлагает работу в парах, небольших группах, использует элементы ролевой игры.

Методика решения изобретательских задач

Педагогическая технология ТРИЗ в начальной школе является одной из технологий, которые способны повышать эффективность образования. Перечислим те основные задачи, которые можно решать с ее помощью:

  • развивать самостоятельность школьников;
  • формировать правильное отношение к окружающему живому миру;
  • развивать уверенность в своих возможностях;
  • повышать общую образованность детей;
  • формировать навыки анализа, умения решать практические, изобретательские, социальные задачи;
  • формировать позитивное отношение к учебному процессу;
  • развивать внимание, логику, память, речь, интеллект, творческое воображение.

Здоровьесберегающие технологии

Такие педагогические технологии по ФГОС в начальной школе направлены на сохранение здоровья у подрастающего поколения россиян. Выделяют несколько их разновидностей:

  • здоровьесберегающие, позволяющие правильно распределять физические и учебные нагрузки;
  • оздоровительные, направленные на укрепление здоровья (прогулки, закаливание);
  • воспитание культуры здоровья предполагает активное участие детей в разнообразных внеурочных мероприятиях: туристических слетах, спортивных соревнованиях).

Отдельный интерес представляет методика «Обучение здоровью». Такие педагогические технологии по ФГОС в начальной школе помогают младших школьникам узнавать себя, получать теоретические и практические знания о здоровом образе жизни.

Личностно-ориентированный подход

Такие педагогические технологии обучения в начальной школе способствуют бережному сохранению и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка. ЛОО направлено на формирование субъективности ученика, на стимулирования механизмов развития, соответствующих его возрастных особенностям.

Такие приемы педагогических технологий в начальной школе подходят для тех требований, которые выдвигаются ФГОС.

Для каждого ребенка педагог выстраивает свою образовательную педагогическую траекторию, помогает выбирать оптимальные способы для самосовершенствования и саморазвития, выступает в качестве наставника.

Арт-технологии

Данный прием предполагает формирование интеллекта путем применения средств художественного творчества. Использование педагогических технологий в начальной школе такого вида не предполагает применения специальных образовательных программ. Дети получают навыки восприятия всех жанров искусства: театра, танца, живописи, музыки. Они не должны при этом становиться профессиональными танцорами, художниками, музыкантами.

Применение педагогических технологий в начальной школе способствует упрощению процесса усвоения сложного учебного материала. Искусство выступает в качестве средства познания. При решении задачи, поставленной педагогом, ребенок частично либо полностью подбирает способы выполнения своей роли в полном соответствии с правилами выбранной игры. У него сохраняется довольно много свободы, чтобы выдумывать, творить, импровизировать, прогнозировать, догадываться.

Такие педагогические технологии в начальной школе позволяют учителю проводить урок по определенному алгоритму, используя фразу: «Что будет, когда…» ребята получают навыки коммуникативного общения, они учатся помогать друг другу, выражать свои мысли, вести дискуссию с одноклассниками.

Выделяют 4 педагогические технологии в начальной школе такого вида:

  • построение урока на конкретном виде искусства;
  • включение элементов искусства в качестве средств работы педагога;
  • применение фрагментов искусства для деятельности ученика;
  • организация познавательной деятельности обучающихся посредством разных жанров.

Среди примеров арт-уроков, которые уместны на первой ступени обучения, психологи выделяют:

  • театрализованные занятия;
  • уроки-психодрамы;
  • занятия с имитацией моделирования;
  • заочные путешествия;
  • предметное рисование;
  • игры.

Специфика обучения

Рассматривая кратко современные педагогические технологии в начальной школе по ФГОС, остановимся на характеристике обучения. Под ним подразумевают процесс изучения окружающего мира, который направляется и учеником, и его наставником. При получении новых знаний, ребенок прилагает определенные усилия, а педагог замечает их, поддерживает своего воспитанника, создает ему условия для последующего самосовершенствования.

Педагогические технологии в начальной школе помогают учителю решать задачи, поставленные перед ним государством. На протяжении нескольких последних десятилетий наблюдается изменение ценностных ориентиров в обществе. Сегодня ею считается образованная, свободная, развитая личность, которая может творить, существовать в систематически меняющихся политических и экономических условиях.

Педагогические технологии в начальной школе позволяют переходить от принципа «образование на всю оставшуюся жизнь» к варианту «образование через всю жизнь». Достигнуть подобного прогресса можно только при полном переходе на личностно-ориентированный подход к воспитанию и образованию подрастающего поколения россиян. Подобная методика предполагает учет индивидуальных способностей каждого ребенка, его желаний и склонностей. Именно поэтому рекомендуются именно такие педагогические технологии по ФГОС в начальной школе.

Из опыта работы профессионалов начинающие учителя извлекают рациональное зерно, применяют плоды труда своих коллег при создании собственных учебных планов.

Информационные технологии в начальной школе

Подобный подход способствует привитию познавательного интереса в любой научной дисциплине. К примеру, на уроках природоведения, учитель посредством информационных технологий может показать ребенку развитие растения за считанные минуты. Какие именно методики работы уместны в начальной школе? Среди них можно отметить следующие варианты:

  • сотрудничество;
  • проектная работа;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • языковой портфель;
  • игры;
  • интерактивное обучение.

Ролевые игры

Классификация педагогических технологий в начальной школе включает в себя и эту форму работы. Они особенно актуальны для внеурочной деятельности, К примеру, при организации группового проекта, связанного с празднованием нового года, педагог предлагает своим воспитанникам придумать небольшой спектакль для новогоднего праздника, в котором у каждого ребенка будет своя определенная роль.

Игровые педагогические технологии в начальной школе способствуют развитию коммуникативных навыков подрастающего поколения. Они помогают развивать в школьниках ответственность, самостоятельность, логическое мышление. В ролевой игре у каждого ребенка есть определенные функции, от уровня выполнения которых зависит успех всей команды.

Отметим, что данная методика уместна и при проведении урочных занятий. К примеру, при чтении литературного произведения, ребята распределяются по ролям. Для того чтобы чтение было красивым, каждый ребенок следит по тексту за «коллегами», в результате чего активизируется внимание, память, формируется логическое мышление, совершенствуется речь.

При успешном сотрудничестве между учителем и детьми можно вести речь об осознанной образовательной и воспитательной деятельности. Только при возникновении познавательных мотивов происходит реальное, а не формальное овладение учебным материалом.

Любой классный коллектив является неоднородным, так как школьники отличаются друг от друга по различным параметрам: уровню обученности, способности к усвоению материала, мотивации к развитию, коммуникативными навыками. Существенные различия могут быть и в стиле учения, интересах, уверенности в своих силах, возможностях, способностью к самореализации и самоорганизации.

Инновационные приемы работы

Технология «Педагогическая мастерская» в начальной школе способствует выявлению творческих способностей каждого ребенка. Подобная методика позволяет создавать оптимальные условия для развития и совершенствования каждого ученика. Для того чтобы осуществлялась самореализация ребенка, педагог предоставляет ему возможность стать «управленцем». В начале занятия организуется самоопределение школьников к деятельности. Новоиспеченные «руководители» помогают педагогу формулировать цель урока, продумывать его задачи, подбирать оптимальный алгоритм деятельности.

В качестве основного требования для самоопределения выдвигается возможность создания гибких рамок, чтобы они подходили под индивидуальные способности и возможности ребенка.

Характеристика педагогических технологий в начальной школе является актуальным и своевременным процессом, ведь в настоящее время в отечественном школьном образовании идут глобальные преобразования, охватывающие все стороны педагогического процесса. Для того чтобы они стали успешными, необходимо желание педагогов повышать свое профессиональное мастерство, осваивая инновационные образовательные технологии воспитания и обучения.

Педагогическая технология – это проектирование учебной деятельности, которое основано на применении совокупности приемов, методов и форм обучения, позволяющих повышать эффективность обучения, достигать заданного результата.

Именно с овладения педагогической технологии должен начинаться процесс мышления учителя: последовательность, актуальность, ясность применяемого языка.

Проблемное обучение

По сути, этот прием можно назвать «перевернутый класс». Педагогическая технология в начальной школе такого вида связана с развитием мотивации к учебному процессу. Она предполагает активизацию познавательных интересов школьников. Подобный процесс возможен только при разрешении самими ребятами противоречий, предлагаемых наставником. Благодаря разрешению проблемных ситуаций, в подрастающем поколении формируется постоянная потребность в усвоении новых знаний, овладении навыками и умениями. Данная технология позволяет педагогу превращать обычное учебное занятие в увлекательный творческий процесс.

Дети намного быстрее и качественнее усваивают ту информацию, которую ранее они вынуждены были заучивать наизусть. Для того чтобы подобная методика обучения не снижала научности, выводы, которые делают ученики, обязательно сравниваются с теоретическими положениями энциклопедических словарей, учебников, пособий. Технологию проблемного обучения называют универсальным способом обучения, ведь применить его можно как при изучении нового материала, так и при проверке приобретенных школьниками умений и навыков.

К примеру, при изучении животного мира на уроке природоведении, педагог на доске перечисляет разных млекопитающих, а задачей школьников является выбор из перечня только тех животных, которые обитают в их регионе.

В качестве материала для сравнения правильности выполненной школьниками работы, педагог предлагает готовую презентацию, содержащую краткую информацию о каждом млекопитающем, обитающем в данном регионе.

В зависимости от особенностей классного коллектива, педагог может включать в свою профессиональную деятельность некоторые приемы и элементы здоровьесберегающих технологий. Например, во время учебного занятия это могут быть небольшие физкультурные паузы, позволяющие переключать внимание детей. В рамках внеурочной деятельности уместны спортивные соревнования, закаливания. Учитель старается объяснять важность и значимость соблюдения распорядка дня, правильного питания не только своим подопечным, но и их родителям. Например, он включает тематические беседы в родительские собрания, приглашая медицинских работников, психологов.

Отдельные элементы здоровьесберегающих технологий подходят для любого предмета, независимо от его направленности.

К примеру, решая задачи по математике следующего содержания: «Петя за праздник съел 7 пирожных, а Сережа – на 10 больше. Сколько всего пирожных было съедено мальчиками?», помимо математических вычислений, педагог спрашивает у детей о правильности и последствиях подобного питания. После того как будет найден правильный ответ, обсуждается вопрос, касающийся последствий переедания. Подходят здоровьесберегающие технологии и для занятий по литературному чтению. К примеру, во время чтения сказки про сестрицу Аленушку и братца Иванушку педагог отмечает важность употребления чистой питьевой воды.

Ребята в начальной школе не могут работать на протяжении всех 45 минут урока, поэтому педагог должен обязательно включать в занятие различные формы переключения внимания, предотвращая чрезмерную утомляемость школьников. К примеру, на уроке русского языка, где максимальное количество учебного времени отводится выполнению письменных упражнений, отличным вариантом для полезного перерыва будет проведение пальчиковой разминки. Для этого подойдут массажные шарики, которые можно приобрести в магазине игрушек. Благодаря несложным упражнениям, у детей тренируется мелкая моторика, стимулируется речь, развивается воображение, стимулируется кровообращение, ускоряется быстрота реакции.

Также в качестве способа переключения внимания с одного вида деятельности на другой, в начальной школе можно применять профилактическую гимнастику для глаз. Она позволяет снижать статическое напряжение мышц глаз, восстанавливать кровообращение, Дыхательная гимнастика особенно актуальна в весеннее время, когда детский организм ослаблен, нуждается в поддержке. При проведении физических упражнений, педагог вооружается наглядными пособиями. Они способствуют активизации обменных кислородных процессов во всех тканях организма, что приводит к оптимизации и нормализации его работы.

Педагог-новатор обязан уделять пристальное внимание не только формированию у подрастающего поколения универсальных учебных навыков, но и сохранению их психического здоровья. Инновационные педагогические технологии способствуют повышению устойчивости нервной системы школьников к стрессовым ситуациям. Ребенок должен уметь противостоять тем трудностям, которые возникают на его жизненном пути. В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Ребенок сосредотачивается только на том явлении, которое вызывает у него неподдельный интерес. Именно поэтому важно, чтобы учитель помогал своим воспитанникам преодолевать уныние, апатию, усталость, неудовлетворенность. Последнее качество является одним из врожденных факторов, которые можно считать стимулами для саморазвития. Если неудовлетворенность не будет «облагорожена» заботливыми руками наставника, она может перейти в затяжную депрессию.

Групповая деятельность

Она играет положительную роль и на начальных этапах обучения, и в последующей воспитательной и учебной работе. Такую методику учителя начальных классов применяют с первых дней знакомства с новым классом. Для групповой деятельности подходят уроки обслуживающего труда, чтения, окружающего мира. Сначала учитель ставит перед своими воспитанниками задачу анализа и синтеза определенного учебного материала. Пока малыши еще плохо знакомы друг с другом, педагог разрешает им по желанию делиться на группы по 3-4 человека. Вместе они выполняют предложенное задание, затем знакомят остальных детей с полученными результатами. К примеру, на уроках изобразительного искусства, вполне можно предложить каждому ребенку сделать из пластилина свое яблоко. Затем каждая группа создает свою «яблоньку», получая красивую общую композицию.

Такая форма работы подходит и для урока математики. Ученики получают от педагога карточки, на которых написаны разнообразные задания. К примеру, одна группа должна сложить фрукты, выбрав их из предложенного перечня. Второй группе могут быть предложены задачи на вычисление площади квадрата, но помимо него у детей будет круг, треугольник.

Такая методика способствует формированию межличностных отношений между членами микроколлектива. Позволяет учителю быстро познакомить детей, сдружить их между собой. Безусловно, помимо коммуникативных навыков, групповая работа идеально подходит для развития и совершенствования универсальных учебных навыков.

Внутри небольшой группы выбирается командир. Подобный прием – отличная возможность для выявления лидерских качеств у детей младшего школьного возраста. Основной целью группы является совместное приближение к конечному результату, то есть, совместное решение проблемы (задачи, упражнения, примера), предложенного учителем. Ребята с интересом относятся к такой деятельности, ведь они получают возможность больше узнать о своих одноклассниках, они учатся выстраивать отношения с другими людьми, учитывать желания и интересы своих товарищей.

Заключение

В настоящее время в отечественном образовании происходят серьезные преобразования. Благодаря внедрению на всех ступенях обучения новых федеральных стандартов, в начальной школе создается «эталон» образа ученика. ФГОС содержит подробную информацию о тех навыках и умениях, которыми должен овладеть за годы обучения на первой ступени обучения, современный российский школьник. Для того чтобы ребенок в полной мере соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, мог себя комфортно в нем ощущать, педагог активно применяет в своей профессиональной деятельности специальные образовательные технологии.

В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, характерных для каждого конкретного классного коллектива, учитель выделяет из существующего многообразия только те методы и приемы, которые помогут ему достичь максимальной результативности в воспитательной и образовательной деятельности. К примеру, для активных и подвижных первоклассников идеально подходит игровая образовательная технология.

Игры помогают классному руководителю вести дифференцированный подход к каждому ребенку, вовлекать детей в творческий образовательный процесс. Игровая деятельность подходит как для освоения сложных терминов и понятий, так и для закрепления знаний, приобретенных на предыдущих учебных занятиях. Соревнования и разнообразные эстафеты подходят не только для уроков физической культуры, они вполне уместны и на математике, русском языке, К примеру, класс делится на две группы, каждой предлагается определенная задача. Та часть классного коллектива, которая быстрее справится с задачей, поставленной педагогом, выигрывает, стимулируется отличными отметками в журнал.

Помимо игровой педагогической технологии, в начальной школе педагоги активно применяют уровневую дифференциацию обучения. Методы и приемы, характерные для этой инновационной формы работы, способствуют раннему выявлению одаренных и талантливых детей. Педагог подбирает для каждого из таких учеников оптимальный вариант развития, стимулирует их самостоятельность и инициативность. В заключение отметим, что именно от талантливости наставника напрямую зависит успешность его воспитанников, их адаптация к жизни в современном обществе.

Комментарии