Скульптор Трубецкой Павел: биография, искусство и архитектура

Родившийся в солнечной Италии, далеко от родных российских просторов, скульптор Павел Трубецкой снискал славу на творческом поприще в начале 20-го века. Его работы высоко оценивались знаменитыми скульпторами, художниками и писателями того времени. Стиль, в котором он работает, лаконичный и в то же время бушующий энергией, можно охарактеризовать как добрый, возможно даже немного наивный, но теплый и почему-то кажущийся родным.

Сама личность успешного скульптора была противоречивой, очень контрастной. Он принципиально не читал книг, его хороший товарищ и по совместительству известный русский писатель Лев Толстой называл его первобытным и необыкновенно талантливым. Высокий и статный, но также довольно скромный и молчаливый, Павел многое повидал на своем веку, его биография испещрена интересными моментами, в чем читатель в скором времени убедится сам.

Родители Павла Трубецкого

Еще в 1863 году отец именитого скульптора Трубецкого князь Петр Трубецкой, состоявший на тот момент при российском царском дворе, по приказу министерства иностранных дел был отправлен в качестве дипломата во Флоренцию. Здесь он встречает свою любовь и будущую жену певицу Аду Винанс, которая приехала из США в Италию, в город на реке Арно, чтобы взять уроки пения и в большей мере развить свои музыкальные способности.

Несмотря на то что он уже был женат на русской девушке, Петр решил поначалу состоять в Адой в гражданском браке, постепенно хлопоча над разводом с первой супругой, которого он добился только в 1870 году. Когда информация дошла до царского двора, Александр II сильно разозлился, запретив Трубецкому возвращаться на родину, дабы не допустить в нее «дух разврата». В это время семейная чета уже живет на севере Италии в городе Интра под фамилией Шталь, где и родились их дети, 3 мальчика. Средним был Паоло, появившийся на свет в 1866 году.

Детство и юность

Будущий скульптор П. П. Трубецкой родился в доме на берегу тихого озера Лаго-Маджоре. С самых ранних лет мама, будучи человеком творческим, прививала сыну любовь к музыке, литературе и искусству в целом. В доме Трубецких частым гостем был знаменитый живописец Даниеле Ранцони, который по факту не был учителем Павла, но являлся его духовным наставником, двигая его в творческое русло.

В возрасте 8 лет он лепит свою первую работу из воска, а сразу за ней следующую из мрамора под названием «Отдыхающие олени». Первые его работы были по достоинству оценены скульптором Дж. Гранди, который тут же приметил талантливого ребенка.

С 1877 по 1878 Павел учится в начальной школе в Милане, после ее завершения он поступает в техническую школу, обучение в которой было ему совсем не интересно. Позже поступил в колледж в Интре, а в 1884 году совершил с родственниками первую, но кратковременную поездку в Россию. После возвращения из небольшого турне Павел начинает серьезно заниматься скульптурой, беря профессиональные уроки у таких мастеров, как Дж. Гранди, Э. Базарро. Однако систематического образования он так и не получил.

Начало карьеры

В 1885 году Павел покупает студию в Милане, а уже через год в этом же городе он участвует в выставке, во время которой широкая общественность крайне положительно отозвалась о его работе «Лошадь». Анимализм, как жанр изобразительного искусства, занимает в то время главенствующее положение в творчестве начинающего скульптора Трубецкого. После выставки в Милане он потихоньку начинает путешествовать по миру, первая зарубежная выставка была проведена в Сан-Франциско, США. Его работы пользуются спросом, их покупают графы Висконте и Дурини.

В 1886 году семья Трубецких разорилась, Павел начинает самостоятельную жизнь. Он кочует с места на место, перебиваясь непостоянным заработком, рисуя портреты на заказ. В 1890 году скульптор активно участвует во всевозможных конкурсах. Так, например, за проект памятника Грибальди Павел получает первую в своей жизни премию. Вторую же получил спустя год за проект скульптуры Данте в городе Тренто. В середине 1890-х скульптор Трубецкой принимает участие во множестве европейских выставок и заручается поддержкой известного критика Витторио Пика.

Россия. Плодотворные 4 года

Только в 1896 году Трубецкой приезжает в Россию с серьезными намерениями, в качестве известного в широких кругах скульптора. Его приезд не остался незамеченным: князь Львов, директор училища живописи и зодчества в Москве, предлагает ему преподавать в школе скульптуру, на что Павел охотно соглашается. Уже к 1898 году он становится профессором скульптуры в образовательном учреждении, которому Павел посвятил 6 лет своей жизни.

В училище внимание к его персоне было беспрецедентным: специально для него была выстроена отдельная огромная мастерская, в которой были даже специальные печи и станки для литейных работ. В этой мастерской он создает первую серьезную работу из бронзы под названием «Московский извозчик», отличавшуюся искренностью и плавными формами.

Новые знакомства

Первые 5 лет жизни в России были крайне плодотворны для скульптора Трубецкого в плане как творческого процесса, так и погружения в российские реалии, обзаведения новыми связями. В 1898 году происходит знакомство с живописцами И. Репиным, И. Левитаном, оперным певцом Ф. Шаляпиным.

В это время он лепит скульптуры своих новых знакомых, которые были высоко ими оценены. Несмотря на знакомство с большей частью российской интеллигенции и представителей культуры, особо плотно Трубецкой общался со знаменитым русским писателем Л. Толстым, с которым они стали хорошими друзьями.

Дружба с Л. Толстым

С самого знакомства в 1898 году и до отбытия из России в 1910 г. скульптор и писатель хорошо общались. Павел Петрович сразу же понравился Толстому своей открытой большой душой, любовью к животным и непочтительностью к светским условностям. Как пишет сам Лев Николаевич, Трубецкой был человеком воспитанным и крайне талантливым, но в то же время совершенно первобытным и наивным, интересовавшимся только своим искусством.

Само знакомство и первая встреча Трубецкого и Толстого пестрят смешными моментами. С самого порога скульптор заявляет, что никогда не читал книг, в том числе и книг Толстого, на что писатель ответил: «И правильно сделали». В дальнейшем Трубецкой говорит, что ознакомился со статьей Льва Николаевича о вреде курения. На вопрос ее автора «И как?» скульптор Паоло Трубецкой отвечает, что статья хорошая, но курить он не бросил.

За первые два года знакомства Трубецкой создает несколько бронзовых бюстов своего друга, из которых особенно отличается живостью изображенного умственного процесса и плавностью форм тот, на котором руки писателя скрещены на груди. Также в это время он создает скульптуру, изображающую Толстого на коне, идею для создания которой Павел Петрович придумал во время верховой прогулки с писателем.

Грандиозная работа

В 1900 году скульптор участвовал в конкурсе на создание памятника Александру III, в котором творец обошел именитых соперников: Опекушина, Чижова, Томишко. Здесь стоит отметить, что скульптор Паоло Трубецкой и Александр II, а точнее его памятник, не связаны друг с другом. Памятник Александру II был поставлен в 1898 году и является творчеством скульптора Опекушина.

Изначальный вариант царя, сидящего на троне, не понравился Павлу Петровичу, поэтому он предложил свою идею, по которой правитель располагался верхом на коне. Позже скульптор в шутливой манере говорил, что его задачей по отношению к данной скульптуре было изобразить одно животное на другом, что, однако, было скорее комплиментом, отсылкой на зверскую силу царя. Тем более скульптор очень любил животных.

Им была выполнена грандиозная изобразительная задача – естественно передать момент, при котором конь резко останавливается, передавая тем самым силу и весомость действия. Также необходимо было правильно выдержать пропорции коня и сидящего на нем царя, передать в скульптуре величие.

Отливка памятника продолжалась почти 10 лет. Лишь в 1909 году автору удалось сфотографироваться со своим детищем на площади Восстания в Санкт-Петербурге. Возведение памятника было по-разному воспринято жителями города, творцами и интеллигенцией. Одни крайне положительно отзывались о работе, называя ее очаровательной. Другие же говорили о ней, как о торжестве вульгарности. В любом случае памятник Александру III является одной из наиболее известных работ скульптора Трубецкого, по совместительству последней его работой в России.

Жизнь в Европе

В 1906 году Трубецкой переехал в Париж, где жил до 1914 года. В это время он участвует во множестве выставок, лепит скульптуры известного писателя Б. Шоу и скульптора О. Родена. Однако ажиотаж к его работам со временем падает, увеличивается число негативных отзывов. Некоторые критики называют его работы легкими и незрелыми.

Во время начала Первой мировой войны скульптор переезжает в США, где живет до переезда обратно в Париж в 1921 году. В Соединенных Штатах Трубецкой путешествует по крупным городам, устраивая показы своих работ. В 1922 он создает скульптуру в честь павших во время Первой мировой солдат, которая была поставлена в Палланце, Италия. В Венеции и Париже Трубецкой устраивает персональные выставки, на которых были представлены последние его работы.

Последние 6 лет своей жизни скульптор проводит на вилле Кабианка в Италии, куда он переехал на постоянное место жительства через 5 лет после трагической смерти своей жены Элин Сундстрем в 1927 году. С 1932 до самой своей смерти в 1938 году Трубецкой выставляет работы в Испании, Египте. Последней его работой стало изображение Христа, который оплакивает человечество.

Общий вывод

«Русский итальянец», Павел Трубецкой был фигурой контрастной, на одной стороне личности которого был талант и желание творить, а на другой - некое противопоставление себя нормам и, как выразился Л. Толстой, первобытность. В любом случае это был человек добрый, с открытой душой, любивший животных.

За свою жизнь скульптор создал множество работ, пик его активности пришелся на пору жизни в России, здесь он дружит со многими выдающимися писателями, художниками и другими деятелями искусства. Главной его работой можно назвать памятник Александру III, который получил большое количество положительных отзывов. Также стоит отметить, что скульптор Паоло Трубецкой и памятник Александру II не имеют ничего общего. Не Павел создал эту работу в 1898 году, а Опекушин.

Комментарии