Физиологические основы речи: ее функции и механизмы

Причина многих нарушений речи кроется в неправильном функционировании ее центральных и периферических органов. Чтобы их выявить и определиться со стратегией коррекционной работы, следует знать и их строение, и функции, и механизмы взаимодействия. Все это и составляет физиологические основы речи, кратко рассмотрим их.

Строение речевого аппарата

Физиологической основой речи является тонкий механизм взаимодействия двух ее отделов - центрального и периферического.

Центральный отдел речевого аппарата располагается в нескольких структурах головного мозга:

  • В височной части левого полушария расположен центр Вернике, где происходит анализ и различение звуков, их количества и порядка звучания в словах.
  • Центр Брока (нижняя лобная извилина, ее задняя треть) — посредством нервных импульсов руководит работой речевых мышц, благодаря чему осуществляется плавный и последовательный характер их движений, а также контроль их положения.
  • Подкорковые ядра создают основу для образования врожденных голосовых рефлексов, на базе которых формируется произвольная речь. Подкорковые ядра экстрапирамидной системы регулируют работу речевых мышц. Плавность речи, ее темп и эмоциональность, высота голоса реализуются подкорково-мозжечковыми ядрами.
  • Координация движений и мышечный тонус голосового, дыхательного и артикуляционного отделов обеспечивается работой мозжечка.
  • Ствол головного мозга иннервирует органы периферического отдела речевого аппарата.

Периферический отдел включает в себя три отдела:

  • дыхательный (обеспечивает как физиологическое, так и специфическое речевое дыхание);
  • голосовой, или фонационный — образует голос;
  • артикуляционный — осуществляет произнесение речевых звуков.

Физиологическая основа методики развития речи полагает, что многие причины речевых дефектов являются следствием нарушений в строении и взаимодействии центрального и периферического отделов речевого аппарата.

Механизмы речи

Знание анатомо-физиологических основ речи помогает понять причины ее нарушений.

Каждый речевой акт обеспечивается не конкретной «специализированной» группой клеток мозга, а сложными, взаимосвязанными и многоуровневыми действиями нервной системы. Ее механизмы различаются по своему строению, по природе, по глубине в зависимости от самых тонких ее нюансов. То есть такая сложная функция мозга, как речевая, обеспечивается сложным взаимодействием различных его участков. При этом их перечень меняется существенно даже при решении очень похожих речевых задач. Понимание физиологических основ речи в психологии объясняет, почему, например, механизм произношения одного и того же слова будет значительно отличаться, если его произносить весело или с грустью, с предварительным обдумыванием или спонтанно.

Основными механизмами речи являются:

  • мотивация и прогнозирование;
  • программирование высказывания;
  • переход от плана высказывания к его реализации;
  • поиск нужного эпитета;
  • планирование моторики высказывания;
  • выбор нужных речевых звуков;
  • реализация речи.

Современные исследования речевой деятельности показывают, что физиологические основы речи и мышления тесно взаимосвязаны и обеспечиваются тонким взаимодействием многих их механизмов. Некоторые из них до сих пор не изучены.

Физиологические основы речи гораздо сложнее, чем это представлялось раньше.

Виды речи

Внимательный анализ разговора двух или более человек поможет выявить следующие ее виды:

  • внешняя — служит для общения и передачи информации от говорящего к слушающему (или слушающим);
  • устная (монологическая, диалогическая) - осуществляется с помощью звуков;
  • внутренняя — человек обдумывает, формулирует и облекает свои мысли в слова;
  • письменная — возможна при умении человека обозначать звуки буквами, при владении грамотой;
  • жестовая или кинетическая.

В процессе речевого общения человек может занимать активную позицию говорящего или пассивную слушателя.

Устная форма речи

Большинство языков мира имеют две формы.

Устная форма: речь звучит, человек воспринимает ее на слух и произносит.

Устная речь, по сравнению с письменной, менее полная, поскольку много информации передается собеседнику с помощью междометий, пауз, эмоциональных возгласов и невербальных средств — жестами, мимикой, телодвижениями, позой. Предложения письменной («книжной») речи более сложные по структуре, в них включаются сложные обороты, так как на обдумывание содержание текста и выбор речевых средств тратится больше времени, чем в устной.

Письменная форма

Осуществляется с помощью специальных букв-знаков, воспринимается зрительными органами или тактильно, наощупь. Носителей письменной речи много — человек пишет на бумаге, на стекле, на песке, на асфальте и т. д. Древние письмена доходят к нам на глиняных табличках, на камне, на ткани, на бересте.

Много читающий и привыкший к публичным выступлениям человек (например, учитель, лектор) обладает устной речью, более приближенной по своим характеристикам к письменной. Это объясняется тем, что при подготовке к общению с аудиторией он свое выступление сначала тщательно продумывает, записывает, а затем воспроизводит вслух по памяти письменный текст со всеми его особенностями.

Функции речи

Основная речевая функция — общение, в ходе которого осуществляется ряд других общих функций речи:

  • регулирующая - управление собственным и чужим индивидуальным или коллективным поведением посредством прямых или косвенных просьб, приказов, инструкций;
  • планирование — предварительное продумывание и логическое выстраивание во времени и пространстве своих действий в виде устного или письменного плана (домохозяйка планирует свои дела на завтра, учитель составляет план урока, организатор пишет план общественного мероприятия);
  • интеллектуальная или познавательная функция осуществляется на основе обобщения внешней информации, поступающей в мозг человека через органы чувств;
  • номинативная функция: слово как языковой знак выступает средством познания, осмысления, обобщения материальных и нематериальных явлений окружающей действительности. Называя и описывая свойства того или иного явления, предмета, слово как бы замещает в сознании индивида его реальное присутствие;
  • функция сохранения исторического общественного опыта и национальной культуры;
  • эмоциональная, выразительная функция характерна для устной речи, когда говорящий выражает свои чувства и эмоции, используя разнообразные, в том числе и неречевые, средства общения.

Функции речи используются чаще всего не изолированно, а в комплексе. Например, в общении (коммуникативная функция) человек что-то называет (номинативная), выражает свои чувства (эмоциональная), узнает (познавательная), выражает свои пожелания или требования (регулятивная).

Кроме названных общих речевых функций, психолингвистика выделяет большой ряд частных. Например, человек выражает собственное желание, волю (волюнтативная функция): «Хочу в кино!». Апеллятивная выражает обращение к кому-либо: «До встречи, друзья!». Употребляя названия чего-либо - улиц, географических объектов (города, моря, горы и др.) — человек пользуется функцией маркирования. Даже молчание (может быть продиктовано различными побуждениями — религиозными, эмоциональными, этическими) — является своеобразной коммуникативной функцией при отсутствии внешней речи.

Качества устной речи

Высокие требования к ее качеству продиктованы прежде всего заботой о том, чтобы не нарушалась коммуникативная функция. Иначе непонимание или неправильное толкование непонятой информации приводит к неправильным выводам и нежелательным поступкам.

Обязательными качествами хорошей устной речи, речевой культуры, являются ее умеренная полнота и логичность, конкретность, точность подбора словаря и выразительных средств, стилистическое разнообразие, чистота.

Отрицательные качества, которые делают ее как малодоступной для понимания, так и неинтересной слушателю, непривлекательной для общения:

  • чрезмерная краткость или чрезмерная пространность;
  • нелогичность изложения ввиду использования противоречивых утверждений, словосочетаний, неправильного построения устного или письменного текста;
  • стилистическая монотонность;
  • использование «словесного мусора» - вульгаризмов, слов-паразитов, ненужных или непонятных слушателю терминов для придания речи наукообразности и солидности;
  • интонационная невыразительность, монотонность, неправильно выбранный темп речи.

Такие коммуникативные качества, как позитивное отношение к собеседнику, демонстрация уважительного и терпеливого отношения к его позиции и точкам зрения на обсуждаемые проблемы указывают на общий культурный уровень человека, вызывают желание общаться с ним.

Качества письменной речи

Письменная речь, как и устная, также должна быть понятной, логичной, интересной, грамотной, эмоциональной, достаточного объема, чтобы читатель понял главные мысли и выводы пишущего. Если автор приводит какие-то факты, то они должны быть обоснованными ссылками на первоисточники и доступными для понимания читателя.

Типичными недостатками письменной речи, воспринимаемыми как неграмотность автора, являются скудная лексика (недостаточный словарный запас), неточное словоупотребление вследствие чего мысли формулируются нечетко; тавтология, речевые штампы, канцеляризмы, стилистические, пунктуационные, грамматические ошибки, наличие нелитературных слов и выражений.

Конкретные требования к качествам устной и письменной речи, ее оценка во многом зависят от того, какую функцию в данный момент речь выполняет, в какой обстановке происходит речевой контакт (приватный разговор или публичное выступление), на какую аудиторию рассчитана (детскую или взрослую), от темы и цели общения, от физического, эмоционального состояния коммуникантов.

Сферы применения речи

Речь как основное средство общения используется во всех сферах человеческой деятельности: в бытовой, научной, эстетической, производственной, политической, религиозной и др. Единые условия и правила общения в каждой из этих сфер специфичны, что накладывает особый отпечаток на содержание, качество, стиль речи.

С изменением сферы деятельности или условий жизни человека претерпевает изменения и его речь: обновляется словарь, грамматический строй, тематика, стиль.

Однако уже сформированные речевые стереотипы очень устойчивы, поскольку очень устойчивы механизмы речи. Так, бывшего сельского жителя по речи легко можно отличить от коренного горожанина, а представителя умственного труда - от рабочего.

Поскольку физиологической основой речи является сложный механизм взаимодействия ее центрального и периферического отделов, то расстройства в работе каждого из них может быть причиной нарушений речи. Это может наложить ограничения на выбор сферы деятельности человека. Например, тяжелые формы заикания недопустимы у педагога.

Комментарии